Целостная оценка эстетических свойств товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Эстетическими называют свойства товара, обусловливающие его способность удовлетворять духовную потребность людей, вызывать у них чувства удовлетворения, радости, эмоционального подъема. Духовные потребности людей многообразны. Характеризуя эстетическую ценность товаров, учитывают способность товаров удовлетворять эстетические потребности, связанные с чувственным удовлетворением от потребления красивых и приятных предметов потребления.

Содержание

18. Целостная оценка эстетических свойств товаров
32. Дизайн как наука: предмет, метод, область применения
4. Основные категории эстетики
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Целостная оценка эстетических свойств товаров.doc

— 83.00 Кб (Скачать)


17

 

Содержание

 

18. Целостная оценка эстетических свойств товаров             

32. Дизайн как наука: предмет, метод, область применения             

4. Основные категории эстетики             

Список литературы             


18. Целостная оценка эстетических свойств товаров

 

Эстетическими называют свойства товара, обусловливающие его способность удовлетворять духовную потребность людей, вызывать у них чувства удовлетворения, радости, эмоционального подъема. Духовные потребности людей многообразны. Характеризуя эстетическую ценность товаров, учитывают способность товаров удовлетворять эстетические потребности, связанные с чувственным удовлетворением от потребления красивых и приятных предметов потребления.

Категория «красота» связана со зрительным восприятием предмета потребления и используется для выражения общественной ценности в чувственно воспринимаемых признаках формы. Для обозначения превосходной степени красоты (очень красивого изделия) используется термин «прекрасное». Особенность эстетической оценки товаров состоит в том, что понятие красоты относят не только к привлекательности внешнего вида (его геометрической формы, цвета, рисунка), оно связано с возможностью наиболее полно удовлетворять потребность людей. Иными словами, красота товара как потенциального предмета потребления тесно связана с его целесообразностью. Так как форма товара является необходимой частью его содержания, а следовательно, его полезности, то потребителю нравится (или, наоборот, не нравится) и сам товар, и его форма.

Обычно совершенные, целесообразные товары, наиболее полно удовлетворяющие потребности людей, наделены красивой формой. Но возможны противоречия между формой и содержанием, когда внешне привлекательный (обладающий «красивостью») товар проявляет низкие показатели функциональности и надежности.

Товар может считаться подлинно красивым лишь тогда, когда его содержание и форма выступают в органическом единстве.

Эстетические свойства товаров и их показатели воспринимаются потребителем не только визуально (зрением), но в ряде случаев и с помощью органов осязания и обоняния.

Категория «приятное» неоднозначна понятию «красота». При потреблении красивых и удобных изделий человек испытывает чувство приятного. Однако отдельные потребительские свойства, связанные с понятием приятного, лишь условно можно отнести к эстетическим. Например, свойство туше у тканей. Туше - чувственное восприятие ткани в результате ее осязания. Оно может быть приятное или неприятное в зависимости от мягкости, плотности, ворсистости, упругости, сухости, жесткости и других показателей ткани. Свойство туше не может быть определено как красивое и некрасивое, т.е. не является с общепринятой точки зрения эстетическим свойством. В то же время туше - чувственная характеристика и поэтому может быть показателем эстетической ценности.

Номенклатура эстетических свойств материалов и готовых изделий неоднозначна. Эстетическую ценность большинства материалов (бумага, пленка, кожа и др.) можно оценить по единичным свойствам - форме, цвету, фактуре и рисунку. Эстетические свойства готовых изделий являются комплексными и включают четыре подгруппы свойств информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения. Ниже представлена типовая номенклатура единичных эстетических свойств по каждой подгруппе.

Информационная выразительность - способность товара отражать посредством средств художественного конструирования отличие изделия от аналогов и его соответствие сложившимся в обществе эстетическим представлениям и требованиям. Единичными свойствами, определяющими информационную выразительность, являются оригинальность, соответствие стилю и моде, знаковость.

Оригинальность - отражение новизны товара, его отличия от других товаров одного и того же функционального назначения.

Стилевое соответствие показывает, насколько товар по внешнему виду отвечает требованиям современного стиля. Под стилем понимают устойчивую (в течение длительного времени) систему художественных принципов, приемов и средств выражения содержания вещей. Различают стили эпохи, национальные, отрасли, фирмы (объединения), конкретного функционального комплекса предметов потребления.

Облик одежды, мебели и других изделий предметной среды, так же как здания и сооружения, в каждом стиле эпохи отражает уровень общественного и культурного развития. Стиль прошедших эпох - это своего рода отпечаток неповторимого образа жизни. Поэтому попытки возродить в современных условиях облик предметов старины, т.е. давно ушедших стилей (оформление «ретро»), обычно приводят к формализму, стилизации.

Современный стиль характерен относительной простотой и завершенностью форм (преимущественно прямоугольного сечения для стационарных изделий и обтекаемой поверхности для движущихся предметов), ясностью и логичностью структуры, отсутствием вычурности и сложных украшений. Национальный стиль отражает традиционные особенности форм и отделок, характерных для наций и народностей.

Стиль отрасли и фирмы отражает характерные особенности художественного конструирования, в результате которого создается оригинальное, единственное в своем роде оформление продукции, продающее фирме (предприятию) или отрасли особое «лицо.

Мода в отличие от стиля представляет собой временную общность приемов и средств выражения содержания вещей. Другими словами, мода - это господствующие в данное время вкусы людей (общества). Влиянию моды более всего подвержены предметы потребления, особенно одежда, обувь, предметы туалета. Изменение моды - естественное стремление людей обновлять предметную среду, улучшать изделия, срок службы которых относительно мал.

Рациональность формы - групповое свойство, показатели которого характеризуют, насколько форма товара соответствует назначению, конструкции, материалу, удобна ли она, подсказывает ли форма характер обращения с товаром. Красивая форма не должна быть приложением к конструкции изделия, она должна соответствовать ей. Неудобное в употреблении, технически устаревшее, функционально не совершенное изделие не будет красивым, если ему будет придана даже формально совершенная форма.

Целостность композиции - характеризует степень согласованности всех частей и целого в товаре, объединенных единым замыслом и оформлением. Само слово «композиция» означает взаимосвязь важнейших элементов произведения (продукции), раскрывающая ее содержание. Товар может иметь оптимальную массу, размеры, конструкцию, цвет, рисунок, но эти составляющие еще не представляют целостной композиции, если они не объединены и не оформлены в единое целое с учетом их функциональной, конструкторской и эстетической целостности. Оценивая целостность композиции, учитывают степень организованности объемно-пространственной структуры изделия, т. е. имеет ли место соподчиненность частей и целого, второстепенных главному (например, хлястик и клапан кармана у пиджака должны соответствовать общему замыслу модели). Целостность композиции предусматривает также гармонию формы - соразмерность и взаимосвязь частей, их пропорциональность (соотношение частей между собой и целым) и масштабность - соотношение величин частей товара и размера самого товара по отношению к человеку и другим изделиям предметной среды. Все предметы потребления должны иметь размеры, соответствующие размерам человеческого тела или другим предметам среды функционирования. Для каждого товара должна быть найдена верная масштабность, так как нарушение масштаба приводит к потере целостности композиции и ансамбля предметной среды, затрудняет пользование такими изделиями (например, стул с высотой сиденья больше привычных).

Целостность композиции означает также упорядоченность графических и изобразительных элементов изделия, цветовую гармонию, сочетание фактуры и рисунка (орнамента) с общим замыслом композиции. Следует иметь в виду, что с помощью цвета, фактуры и рисунка можно достичь не только общей композиционной целостности, но и возможности зрительных иллюзий, используемых дизайнерами для корректива формы (кажущегося увеличения или удаления предмета, изменения пропорций и т. д.). Так, вертикальная форма представляется длиннее горизонтальной, члененная форма кажется больше нечлененной, голубой и другие холодные цвета удаляют и уменьшают изделия, теплые, и темные, наоборот, приближают и, следовательно, увеличивают их, усиливают впечатление тяжести и прочности предмета[1].

 

32. Дизайн как наука: предмет, метод, область применения

 

В советские времена слово «дизайн», ввиду своей яркой «западности», не одобрялось и заменялось выражением «художественное проектирование» (между прочим, довольно точным). Сегодня мы говорим о дизайне по самым разным, порой несусветным поводам - от оформления дамской сумочки до внешнего вида межконтинентальной баллистической ракеты. Существенную роль в развитии понятия сыграла промышленная эстетика. Эта сфера дизайна уникальна тем, что поднимает до высокого эстетического уровня массовую продукцию. И вот уже наш современник смакует совершенство форм компьютеров, автомобилей и телевизоров последних моделей.

Между замыслом, существующим только в нашем воображении, и конкретным интерьером - дистанция огромного размера. Начать следует с эскиза. Далее последует проект, в который могут входить план, расчеты, перспектива, макет или компьютерная модель. Следующий этап - рабочий чертеж.

Первая фаза - это, по сути, оформление идей в предметы, формулирование замысла для себя. Эскизов следует сделать несколько, чтобы обдуманно выбрать лучший. Обычно опытный дизайнер незаметно навязывает заказчику свой вариант, не разрушая иллюзию выбора. На этапе эскиза идея пока еще остается отвлеченной от вашей конкретной комнаты с ее длиной, шириной и высотой.

Задача проекта - дать представление о реальном результате, скорректировать детали и создать основу для воплощения задуманного.

Рабочий чертеж непосредственно переводит идеальное в материальное. На ваших глазах, по заданным планам и параметрам, рушатся стены и возводятся новые, пробиваются дверные и оконные проемы. Из этого следует, что рабочий чертеж должен быть предельно точным. И последствия неправильных или приблизительных расчетов сделаются трудно обратимыми.

Дизайн существует одновременно в двух измерениях, двух мирах - в области чистого искусства и в области техники. Соответственно, и язык понятий делится на две группы. Первую можно обозначить как «художественную», которая пришла из «старших» видов искусства - живописи, скульптуры. Это понятия общие и, что важно отметить, фундаментальные для всех искусств и архитектуры: стиль и стилизация, пространство и среда, композиция, пропорции, пластика, ритм, объем, цвет, свет, контраст и нюанс, поверхность и фактура.

По мере углубления в предмет приведенный список будет слегка расширен. Некоторые из перечисленных понятий мы определим как данность, присущую изначально любой среде, - например пространство и свет, пропорции, объем и поверхность. Их можно по желанию изменять, для чего необходимо овладеть специальными приемами работы. Ритм, цвет, контраст и нюанс, фактура, отчасти свет - это и есть приемы и принципы преобразования среды.

Вторая группа понятий пришла в дизайн из области техники, конструирования и строительства, поэтому назовем ее «технической». К техническим понятиям имеет смысл отнести реконструкцию, перепланировку, кубатуру, перспективу, зонирование, масштаб, эскиз, проект, чертеж, выкраску, инсоляцию, декорирование, модуль, план.

«Техническая» группа не случайно занимает место после «художественной». Она представляет собой перевод абстрактных и отвлеченных понятий на практический язык. Так, философское понятие «пространство» в переводе на технический язык становится «кубатурой» с конкретным количеством метров, а «цвет», которому искусствоведы всего мира посвятили тома исследований, соответствует терминам «выкраска» и «колор». Очевидно, что, перейдя в своем дизайнерском творчестве к этапу технических понятий, вы вплотную приблизились к реальному воплощению замысла в жизнь. А ведь в конечном счете усилия дизайнера направлены как раз на то, чтобы идея превратилась в проект, а проект - в живое индивидуальное пространство, пригодное для подлинно комфортной жизни.

Композиция «держит» ваше пространство, организует его и подчиняет так называемым законам композиции. К ним можно отнести деление на зоны, вычленение главного и второстепенного.

Пропорции знакомы нам еще из учебников математики как соотношение частей между собой и отношение каждой части к целому. Пропорции наиболее полно выражали представление людей о гармонии. Найденное в Древней Греции идеальное соотношение пропорций получило название «золотого сечения» и считается наиболее совершенным.

Пропорции нужны нам для достижения максимального комфорта. «Правильные» и «неправильные» пропорции - понятия в применении к товару достаточно условные.

Стиль складывается, как правило, из ряда устойчивых приемов и форм, присущих только ему. Творческое воспроизведение исторического стиля в современном варианте называется стилизацией. Сегодня стилизация - тонкая и сложная игра со стилем, придающая облику товара особый шарм.

Ритм - это равномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное, совершаемое человеком, машиной, в природе и т. д. Первые ритмы, которые мы ощущаем с рождения, - биение нашего сердца и смена дня и ночи. Живым существам ритм присущ органически. В дизайне его используют как выразительный прием, чтобы придать внешнему виду здания или интерьеру эмоциональность, обозначить четкий порядок или, наоборот, «сломать» одноообразие и монотонность пространства.

Цвет - один из важнейших элементов товара (бесцветный товар просто невозможен). В качестве рабочего приема при оформлении товара используют цветовой контраст, нюанс и акцент[2].

Информация о работе Целостная оценка эстетических свойств товаров