Цели, принципы, функции маркетинга

Автор: Ирина Иванова, 26 Октября 2010 в 07:19, контрольная работа

Описание работы

Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п.

Содержание

Введение
1. Понятие и основные цели маркетинга
2. Основные принципы маркетинга
3. Основные функции маркетинга
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     В зависимости от сферы действия различают  такие виды маркетинга:

  • маркетинг услуг;
  • маркетинг организации - деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации;
  • маркетинг отдельной личности – деятельность, направленная на создание, поддержание либо изменение поведения общественности по отно-шению к конкретным лицам. Например, политические деятели используют персональный маркетинг в целях повышения своей популярности;
  • маркетинг места - деятельность, предпринимаемая с целью, например, привлечения туристов в места отдыха, застройки жилых квар-талов;
  • маркетинг идей - деятельность, направленная на проведение прививок, сокращение потребления табачных изделий, алкогольных напит-ков и т.д.

     С точки зрения поэтапной интернационализации  выделяют внутренний и международный  маркетинг. Внутренний маркетинг включает в себя местный маркетинг, когда  фирма выходит с товаром на местный рынок. Национальный маркетинг  предполагает выход фирмы за пределы того регио-на, где она расположена, и деятельность на всю страну.

     Международный маркетинг начинается с простой  экспортной деятель-ности, затем включает в себя создание дочерних фирм, филиалов, отделений в зарубежных странах и завершается созданием международных корпораций с филиалами, разбросанными по всему миру.

     Высшей  точкой развития международного маркетинга является гло-бальный маркетинг, предполагающий свободное перемещение товаров, рабочей силы и капитала по всему миру.

     По  виду деятельности различают:

  • финансовый маркетинг;
  • инновационный маркетинг (в области разработки и внедрения инноваций, достижений научно-технического прогресса, ноу-хау);
  • промышленный (в области производства и удовлетворения пот-ребности в промышленной продукции);
  • маркетинг в сфере услуг.

     Вид маркетинга определяется также состоянием спроса. С этой точки зрения выделяют следующие виды спроса: отрицательный, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, нерациональный и отсутствие спроса.

     1. Аналитическая функция.

     Вся экономическая система общества функционирует на основе понимания того, что хочет рынок и как он реагирует на появление того или иного продукта. Таким образом, изучение рынка — это первое, чем должен заниматься специалист по маркетингу. Изучение рынка проводится по таким критериям, как его географическое положение, емкость, спецификация, количество конкурентов, состояние спроса-предложения на продукт, который предприятие намерено производить (или даже производит) и предложить к продаже.

     На любом рынке имеется множество потребителей, которые могут заинтересоваться продукцией или услугой компании. И здесь главное — определить среди них свою группу, т.е. провести сегментацию рынка. Каждое предприятие имеет свои методы маркетингового исследования в этой области, но общим является изучение:

     - во-первых, структуры потребителей — по количеству, если это отдельные покупатели, и величине, если это фирмы, по возрасту и полу, образовательному цензу, социальному положению;

       - во-вторых, запросов потребителей — объем закупок, реакция на появление новых товаров и на изменение цен.

     Затем необходимо изучить товарную структуру, чтобы определить существующий ассортимент и выявить, есть ли продукт, подобный тому, который предприятие намерено предложить, а также каковы действующие на рынке стандарты, нормы, требования к качеству товаров. Одновременно изучаются компании-конкуренты: товарное предложение и спрос на их продукцию, система сбыта, прогноз на будущее в плане конкуренции продукции.

     2. Производственная функция.

     Производственная  функция маркетинга включает три  подфункции:

  • Организацию материально-технического снабжения:

     Материально-техническое  снабжение – это наиболее существенный элемент обеспечения производства. В условиях рыночной экономики предприятие обеспечивает свои потребности посредством закупки необходимых материально-технических ресурсов по прямым договорам купли-продажи, а также используя возможности оптового рынка.

     Перед службой снабжения стоят достаточно сложные задачи, т.к. она должна обеспечить:

  • скоординированные с планом производства по срокам и объемам поставки элементов материально-технического снабжения;
  • наличие альтернативных источников снабжения;
  • регулярность и определенную равномерность поставок во избе-жание затоваривания складского хозяйства, что неизбежно увеличивает накладные расходы;
  • удовлетворительное качество поставляемого сырья
  • долговременный и устойчивый характер хозяйственных связей с поставщиками.

     Система материально-технического снабжения, которую в зарубежной литературе часто идентифицируют с понятием «закупочная логистика», оказывает существенное воздействие на накладные расходы и тем самым на себестоимость готовой продукции. Идеально, когда предприятие вообще не имеет развитого складского хозяйства и заготовительного производства. Избыточные запасы могут резко понизить скорость оборота капитала, ухудшить финансовое положение и конкурентные позиции компании. Поэто-му очень многие предприятия на Западе, в США и, особенно в Японии активно переходят на систему снабжения, получившую название «точно в срок». В рамках этой системы поставщик и заказчик согласовывают суточные, и даже почасовые графики поставки комплектующих и материалов.

    • Управление качеством и конкурентоспособностью товаров:

     Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов, только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначному понятию, как качество. В быту качество часто понимают, прежде всего, как отсутствие явных дефектов или брака. Более строгое требование — соответствие стандартам. Однако этого тоже недостаточно.

     Товар должен удовлетворять явным ожиданиям  потребителя - технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще сможет способствовать удовлетворению высших потребностей - статусных, духовных - успех его на рынке будет обеспечен. Качество товара в маркетинге — это степень удовлетворения потребности, решения проблемы потребителя.

     В этой связи качество оценивается  комплексом потребительских параметров товара:

     а) нормативных;

     б) сопоставимых «жестких», т.е. хорошо измеримых  в конкретных единицах, и 

     в) «мягких» - оцениваемых экспертным путем в баллах.

     Прежде  всего, важно, чтобы наш товар не выходил по своим показателям за пределы жестко установленных нормативов (например, по токсичности, пожароопасности и другим параметрам), соблюдение которых является предметом внимания законодательства о защите потребителей, если нормативные требования соблюдены, то сопоставляются так называемые жесткие потребительские параметры: производительность, энергопотребле-ние, габариты и другие функциональные, конструктивные, технологические характеристики, измеряемые физическими способами.

     Общая схема оценки конкурентоспособности  представлена на рис. 1.  

     Рис.1 Схема оценки конкурентоспособности 

     Оценка  конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:

  • если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
  • если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информа-ция, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

     Особое  место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозиро-вание его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формули-руются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.

     При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп  параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

     Анализ  конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует  уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от резуль-тата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

     Производится подсчет групповых показателей, которые в количествен-ной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потреб-ностью по данной группе параметров, и позволяет судить о степени удовлет-ворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показа-тель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируе-мой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

     Результаты  оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а  также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

     Однако  факт высокой конкурентоспособности  самого изделия является лишь необходимым  условием реализации этого изделия  на рынке в заданных объемах. Следует  также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

  • Организацию производства новых товаров.

     В условиях острой конкурентной борьбы победа предприятия на товарном рынке может быть обеспечена только творческой работой в лабораториях и конструкторских бюро, производственных цехах и на участках контроля качества продукции. Если совместными усилиями всех производственных и функциональных служб удается создать оригинальный новый товар, то он вытягивает предприятие с запасных путей на магистральное направление рыночного успеха.

     Особое  внимание обращается на организацию  производства товаров рыночной новизны. Они открывают перед потребителями возможности удовлетворения совершенно новой потребности:

     - (это так называемые пионерные товары);

     - поднимают на качественно новую ступень удовлетворение уже известной потребности;

     - позволяют значительно более широкому кругу покупателей удовлетворять на определенном уровне известную потребность.

     Производство  товаров рыночной новизны — ключевой фактор коммерческого успеха еще  и потому, что позволяет предприятию  занимать на рынке в течение определенного  периода монопольное положение и получать более высокую, по сравнению со средней по отрасли, прибыль, норму и массу прибыли.

     Главное при создании нового товара, товарной системы исходить не из абстрактных  потребностей среднестатистического  покупателя, а из конкретных желаний  и потребностей реальных конечных пользователей.

     В случае создания товаров рыночной новизны  предприятие получает ряд достаточно долговременных преимуществ перед конкурентами. Реализация концепции нового товара и его разработка связаны с большим объемом творческой работы с весьма незначительным на первых порах КПД.

Информация о работе Цели, принципы, функции маркетинга