Целевая аудитория средств массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 08:43, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данной дипломной работы связана с кризисным состоянием многих российских печатных СМИ после вступления в рынок. Новые социально-экономические условия заставили издания из партийных и государственных органов превратиться в товар, который выставляется на рынок и либо находит своего покупателя, либо приносит убытки и разорение своему производителю. Для успеха издания стала жизненно необходима грамотная маркетинговая стратегия.

Содержание

Введение

1. Аудитория СМИ как объект социологического исследования

1.1. Аудитория и издание: аспекты взаимоотношений и практика исследований

1.2. Методика аудиторных исследований

1.3. Сегментация аудитории СМИ

2. Маркетинг СМИ. Теория и практика

2.1. Рынок СМИ. Целевая аудитория издания

2.2. Маркетинговые стратегии конкретных изданий

3. Создание концепции печатного СМИ с учетом целевой аудитории

3.1 Необходимость концепции и ее составляющие

3.2. Алгоритм создания концепции издания с учетом целевой аудитории

Заключение

Приложения

Литература

Работа содержит 1 файл

64.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

      Недостатком модели концепции издания, которую  предложил И. Дзялошинский, следует  считать отсутствие в ней программы продвижения издания. Эта программа, включающая в себя мероприятия по стимулированию сбыта издания, собственную рекламу и различные акции презентационного характера, рассматривается И. Дзялошинским как отдельный аспект в стратегии СМИ. В данной работе программа продвижения издания включена в концепцию СМИ. Дело в том, что продвижение издание и описанные И. Дзялошинским элементы концепции взаимозависимы, и поэтому правомерно и позволительно рассматривать их единым блоком, то есть включить продвижение издания в число элементов его концепции. Тем более, что в маркетинге продвижение (Promotion) является одной из четырех составляющих общепринятой стратегии 4Р («Product» - продукт, «Pricing» - ценообразование, «Place» - места продажи, каналы распространения, «Promotion» - продвижение, формирование каналов коммуникации с покупателями и посредниками)105.

      Американский  медиа-консультант В. Данкерли (William Dunkerley)

      включает  концепцию издания в число  семи обязательных элементов издательского  плана. Другие шесть элементов - это описание рынка, обзор конкурентной среды, структура редакции, стратегия развития издания, а также производственный и финансовый планы106. А собственно концепция издания, по В. Данкерли, определяет внешний вид издания, его формат и дизайн, частоту выхода, процент площади, отдаваемой под рекламу, способы распространения, а также подробный перечень типов материалов, которые будут появляться в издании, занимаемая ими площадь и частота появления. Болгарский исследователь Д. Георгиев предлагает вариант концепции издания, которая состоит из четырех элементов:

  1. Формула издания, миссия, главные задачи, смыслообразующая характеристика.
  2. Типологическая концепция, которая разъясняет содержание и литературно-художественные формы издания.
  3. Графическая концепция, которая охватывает структуру и оформление издания.
  4. Организационная концепция, которая описывает работу редакции107.

      Для наглядности вышеперечисленные  варианты концепций издания сведены  в таблицу: 

 

       Таблица 3.

      Автор       Составляющие  концепции       Их  наполнение
      1       2       3
      И. Дзялошинский       Содержательная        Тематика, модальность, жанровая палитра материалов, их локальность, авторство и лексико-стилистические особенности
              Оформительская       Система разделов и рубрик, дизайнерская разработка композиционных решений
              Организационная       Совокупность  основных параметров издания, организационные  отношения в редакции, параметры  финансово-экономической деятельности издания
      В. Данкерли       Содержательная       Перечень  типов материалов, занимаемая ими площадь и частота появления, процент площади, отдаваемой под рекламу
              Оформительская       Формат  и дизайн издания
              Организационная       Частота выхода и способ распространения
      Д. Гергиев       Миссия  издания       Главные задачи издания, смыслообразующая характеристика
              Содержательная       Литературно-художественные формы издания
              Графическая       Структура и оформление издания
              Организационная       Описание  работы редакции
 

      В данной дипломной работе с учетом того, что ее цель - определение взаимосвязи  между концепцией издания и его целевой аудиторией, рассмотрение концепции ограничено ее содержательными и оформительскими характеристиками, особенностями распространения издания и его продвижения, то есть «доведения информации о достоинствах издания до его потенциальной аудитории»108. Организационная же структура редакции и финансовый план (бизнес-план) в данной работе не рассматриваются, так как по отношению к целевой аудитории и маркетинговым аспектам издания являются вторичными, «внутренними», косвенными.

      В зарубежной практике принято делить содержание СМИ на четыре составляющих - новости, мнения (идеи), развлечения и знания109. И концептуальный подход в данной сфере касается прежде всего принципа отбора фактов, которые затем лягут в основу журналистского произведения, с учетом «читательского интереса» - производного от конкретных интересов индивидуума и степени осознания им своего социального положения110. Поэтому тематическая модель издания обязательно должна пройти проверку на соответствие ожиданиям целевой аудитории111. Необходимо учесть, что даже освещение одной и той же темы необходимо проводить по-разному для разных целевых групп. Собственно говоря, это и есть главное отличие газет, издаваемых для различных целевых аудиторий. Так если сравнить, к примеру, выпуски одного дня «Коммерсанта» и «Комсомольской правды», то окажется, что многие материалы написаны на одни и те же информационные поводы, однако жанрово-композиционные характеристики материалов совершенно различны.

      Помимо  тематического планирования содержания издания необходимо выверить его социально-психологическую модель. В этом аспекте содержания учитывается влияние социально-демографических качеств аудитории с поправкой на индивидуально-личностные характеристики потенциальных читателей на отношение читателей к жизни, к общественным процессам112. Еще один элемент содержательной модели - адресные публикации, предназначенные для более узких, чем сегменты в маркетинговом понимании этого слова, аудиторных групп, например, родителям подростков-наркоманов, потенциальным самоубийцам. Издатель обязан четко выделять аудиторию отдельных разделов и полос издания113, что позволит управлять содержанием с целью достижения желаемого сегмента аудитории и, соответственно, с большей эффективностью продавать площадь под рекламу. Еще один аспект содержательной модели издания - наличие или отсутствие материалов, могущих надолго привлечь внимание читателя, заставить вернуться к газете или журналу, сохранить их. Бывший главный редактор «Известий» Алексей Аджубей называл этот содержательный элемент «Что почитать?»114 и настаивал

      на  его присутствии в каждом номере газеты. Зарубежные исследователи предлагают следующие структурные элементы содержательного наполнения изданий: редакционные материалы, материалы  колумнистов, локальные, национальные и зарубежные новости, новости бизнеса и спорта, материалы рубрики общество, которые должны быть интересны всем, комиксы и телепрограмма. Авторы, в свою очередь, подразделяются на штатных сотрудников, постоянных авторов газеты, материалы синдикатов115 и сообщения информационных агентств, материалы корреспондентов «на местах» и письма читателей116.

      Особенность создания содержательной модели журнала  заключается в выборе одной из двух стратегий - либо стремиться к  охвату нескольких тематических сегментов, работать по принципу «два в одном», либо стремиться углубить одну тематическую нишу, чтобы с большим основанием претендовать уже если не на сегмент целевой аудитории, то хотя бы на подсегмент117. Пример реализации первой стратегии - журнал «Деньги», сочетающий в себе как анализ макроэкономической ситуации в стране, так и семейно-практическую тематику эффективной траты денег. Вторую стратегию иллюстрирует гипотетический пример С. Пархоменко, когда вслед за появлением журнала для путешественников должны появиться отдельные издания для богатых путешественников и для бедных путешественников118.

      Чтобы потенциальная аудитория издания  как можно быстрее приняла  его за «свое», издание должно быть не только «подстроено» под интересы аудитории содержательно, но и обладать некими общими признаками оформления, характерными для данного типа изданий. Определяющим в оформительской модели издания является выбор формата будущего издания. Другие параметры оформительской модели издания - выбор «пестрого» либо строгого оформления, соотношение в издании площадей, занимаемых текстами и иллюстрациями, размеры текстов и характер иллюстраций. Специалист по газетному дизайну В. Скоробогатько вводит понятие «темперамент» газеты - какие изобразительные элементы как часто появляются в газете, каковы оформительские пристрастия издания119. Эксперт Фонда поддержки независимых СМИ Д. Сурнин формулирует понятие «лицо газеты» как совокупность вызываемых ею ощущений. «Есть ли у вашей газеты лицо? Какое выражение у этого лица? Дружелюбное? Серьезное? Веселое? Саркастическое? Высокомерное? Выглядит газета элегантно, скучно, динамично, просто, с претензией, аккуратно или небрежно? Все эти ощущения трудно описать в конкретных линейках, шрифтах, симметриях-асимметриях. Эти ощущения создаются всей совокупностью элементов и влияют на то, как читатель воспринимает газету»120.

      Еще один важный аспект соотнесения оформления издания и целевой аудитории, по утверждению Д. Сурнина - это персонажи  иллюстраций, «кто появляется на снимках  и в каких ситуациях». Эксперт  пишет: «Хорошая газета - это зеркало жизни той аудитории, которая ее читает. Читатель должен видеть себя. Если у вас аудитория - домохозяйки, а на снимках появляются одни лица начальников, то естественная реакция - это газета для начальников. Если у вас газета для молодых, а но фотографиях только лица пенсионеров, значит молодые тоже не будут воспринимать такую газету, как свою. На протяжении ряда номеров фото должны отражать жизнь вашей аудитории во всей ее полноте, показывать людей в разных ситуациях, а не только, скажем, на производстве. Следите также, чтобы различные группы вашей аудитории были представлены на снимках в пропорциях, более или менее соответствующих составу вашей аудитории. На снимках не должны быть одни мужчины или одни женщины, одни пожилые или одни молодые. Если вы публикуетесь в многонациональном регионе, то на снимках должны появляться люди разных национальностей».

      Первую  полосу газеты также необходимо оформлять исходя из информационных запросов и потребностей целевой аудитории. Вынося какой-либо материал на первую полосу, издатель дает знак читателю - «это важно, это нужно прочитать». Если читатель читает и соглашается, то материал для первой полосы выбран правильно, если читает и не соглашается или вообще не читает, то, возможно, издание неверно определило свою целевую аудиторию - «в газетах общеинформационных и деловых, для бедных и для богатых, для молодых и для пожилых» первополосные новости будут разными. Возможен даже такой вариант, когда издания для всех вышеперечисленных групп будут открываться одной и той же новостью, но в каждом случае эта новость будет подана по-своему, «смешанная с различными добавками в разных пропорциях». В противном случае «дизайн даст понять читателю, что ценностные критерии его и ваши расходятся, и он перестанет покупать ваше издание».

      Разрабатывая  аспект продвижения издания, необходимо учитывать, что конечной целью продвижения любого товара является создание бренда, то есть переход от классической схемы «товар-деньги-товар» в «товар-бренд-душа-деньги-бренд-товар»121. В этом случае товар становится частью жизни потребителя, а потребитель - лояльным пользователем, гарантированно приобретающим товар с минимальными усилиями со стороны продавца. Применительно к издательскому бизнесу у потребителей должно сформироваться впечатление «непрерывной заботы издателя об их информационных нуждах»122. Наряду с общими для различных отраслей способами продвижения товара, такими как бесплатная раздача газет или журналов, организация публичных мероприятий - «праздников издания», возможны также особые, свойственные только СМИ способы продвижения, например информационное спонсорство или проведение кампаний123.

      Итак, в нашем распоряжении имеются  составляющие концепции издания, причем как четко описываемые, например, норма площади, отдаваемой под материалы  того или иного типа, так и в определенной степени метафизические, например, «лицо газеты». Осталась последняя стадия работы - построение алгоритма, написание перечня рекомендаций по созданию концепции издания с учетом особенностей целевой аудитории. Этому посвящен заключительный параграф данной работы.  

      § 2. Алгоритм создания концепции издания  с учетом целевой  аудитории 

      Данный  параграф сфокусирован на включении  в концепцию издания представления  о его целевой аудитории. Из элементов  концепции здесь будут рассмотрены только те, которые связаны именно с ней, влияют на привлечение ее внимания. При этом издательские ресурсы, необходимые для реализации нижеперечисленных установок концепции (производство «качественного»124 продукта, кампания по его продвижению и организация заданной системы распространения), во внимание не принимаются. Предполагается, что это все издателю по силам, что обычных в жизни проблем с материальными, техническими и кадровыми ресурсами у него нет.

      Разработке  «маркетинговой» концепции издания  предшествует анализ целевой аудитории издания исходя из «целевого рынка»125 - социально-демографического, географического и психографического описания читателей. При исследовании конкурентной среды учитывается конкуренция с другими видами СМИ, конкуренция в секторе печатных СМИ126, выявляются факторы потребительского предпочтения127 при выборе издания - его цена, наличие цветной печати, объем, формат, дизайн, известность бренда (при наличии «раскрученных» брендов-конкурентов), периодичность, наличие телепрограммы, наличие в коллективе известных журналистов. Определяется место издания в случае потребления целевой аудиторией целого ряда изданий128.

      Затем переходят к маркетинговой части концепции издания, стратегии 4Р: «Product» - продукт, «Pricing» - ценообразование, «Place» - места продажи, каналы распространения, «Promotion» - продвижение, формирование каналов коммуникации с покупателями и посредниками129. Далее рассмотрим каждую из составляющих в отдельности:

  1. «Продукт». При производстве издания конечной целью всегда является превращение его в «издание №1», в «информационного

      монополиста»  для заданного сегмента или сегментов  рынка в качестве поставщика определенной информации. В виду того, что время, отводимое на потребление печатных СМИ, крайне ограничено, подавляющая часть целевой аудитории при наличии нескольких предназначенных для нее изданий выберет одно, которое станет «номером один» в данном сегменте рынка и оттянет на себя основную часть рекламы, предназначенной для данного сегмента130.

Информация о работе Целевая аудитория средств массовой информации