Анализ влияния российских семей - домохозяйств на поведение потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является влияние домохозяйств на поведение российских потребителей.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
исследовать основные теоретические подходы к определению влияния семей и домохозяйств на поведение потребителей;
оценить влияние домохозяйств России на поведение потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ И ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 5
1.1. Семья и домашнее хозяйство: основные подходы 5
1.2. Жизненный цикл домохозяйства 9
1.3. Роли членов семьи при совершении покупки 12
1.4. Потребительская социализация 15
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ - ДОМОХОЗЯЙСТВ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Влияние домохозяйств на поведение потребителей.docx

— 95.04 Кб (Скачать)

 

При позитивных темпах прироста объема платных услуг  в целом сохраняется тенденция  весьма неравномерного развития его  отдельных сегментов: по 5 из 14 наблюдаемых  видов услуг отмечено сокращение объемов. В 2011 году сохранялись высокие  темпы роста на весьма чувствительные к изменению доходов населения  виды услуг.

Среди наблюдаемых  видов услуг особое место на протяжении длительного времени занимает рынок  услуг связи. В 2011 году ускорилась динамика этого рынка, объем услуг связи  увеличился на 9,1%, что более чем  в 2 раза превышает прирост за 2010 год (2010 год рост на 4,5 процента).

По данным Минкомсвязи России лидером по росту объемов услуг связи для населения на протяжении нескольких лет является подвижная электросвязь. Именно она определяет динамику услуг связи предоставленных населению. Так на 1 октября 2011 г. число абонентских устройств подвижной радиотелефонной (сотовой) связи составило 250 млн. и выросло по сравнению с 1 октября 2010 г. на 7,4 процента. Плотность сотовой связи на 100 человек населения составила 174,9 шт. (на 1 октября 2010 г. – 164,0 шт.). В общем объеме услуг связи для населения доля услуг сотовой связи, оказанных населению, в январе-октябре 2011 г. составляла 69,9 процента.

Россия  опережает все развитые страны по количеству абонентов сотовой мобильной  связи. Число абонентов сотовой  мобильной связи на 100 человек  населения в 2010 г. (последние данные Росстата) составило в России 166,3; в Германии - 127,0; Италии - 135,4; США – 89,9; Франции – 99,7; Японии – 95,4 абонента.

Вместе  с тем, Россия пока отстает от развитых стран как по количеству пользователей  сети Интернет, так и по удельному  весу домашних хозяйств, имеющих доступ к сети. В 2010 году (последние данные Росстата) численность пользователей  сети Интернет на 1000 человек в России составила 470, в Германии – 819, Дании  – 887, Испании – 665, Великобритании – 850, Франции – 801, Японии – 800 пользователей. Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем их объеме,  в 2010 году (последние данные Росстата) составила в России 42%, в Германии – 82%, Нидерланды – 90%, Великобритании – 80%, Франции – 74%, Испания – 59 процентов.

На фоне некоторого замедления роста реальных доходов населения в 2011 году, (их прирост составил всего 0,8%, по сравнению  с 2010 годом-  5,1%) постепенно замедляется  спрос населения на потребление  отдельных видов бытовых услуг. За 2011 год объем их предоставления в целом увеличился всего на 0,2%, что в 3,5 раза ниже прироста за 2010 год (0,7%). Следствием этого является уменьшение доли этого вида услуг в структуре  платных услуг населению с 9,7% в 2010 году до 9,4% в 2011 году.

Сохраняется положительная динамика объемов  по услугам технического обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, ремонту  и строительству жилья и других построек, услуг бань и душевых.

Вместе  с тем, в 2011 году сократились объёмы  услуг по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной  галантереи, ремонту, пошиву и вязанию  трикотажных изделий на 11,6 %, химической чистки и крашения на 10,4%, прачечным  на 9,6%, ритуальным услугам на 5,8 процентов.

Указанная тенденция сложилась в условиях определённого насыщения в этих услугах высокодоходных группах  населения, и невозможностью их потребления низкодоходными группами населения ввиду высокой их стоимости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам  исследования можно сформулировать следующие выводы.

Домохозяйство - это все обитатели единицы  жилья, ведущие общее хозяйство. Домохозяйство - основная единица потребления для большинства потребительских товаров. Домашние приборы (телевизоры, холодильники, домашние компьютеры), мебель, жилье, продукты питания потребляются, скорее, домохозяйством, чем индивидуумами. Образцы потребления каждого из членов домохозяйства взаимозависимы. Так, например, покупка велосипеда для ребенка часто означает снижение возможности покупки пальто для другого члена семьи.

Понятия «семья» и «домохозяйство» отличаются, хотя иногда используются взаимозаменяемо. Семья - это группа двух или более  людей, связанных кровным родством, браком или усыновлением и живущих  вместе.

В августе 2012-го года исследовательский холдинг  Romir в ходе проведения очередного всероссийского опроса поинтересовался у респондентов сколько по их мнению денег нужно семье из трех человек, проживающих в их населенном пункте для того чтобы жить «нормально».

В опросе приняли участие 1500 человек, проживающих  во всех восьми Федеральных округах, в городах различного размера  и в сельской местности. Доля мужчин в выборке составляет 46%. 43% опрошенных имеют высшее образование.

Такой же вопрос задавался в августе 2009-го и сентябре 2011-го года.

По мнению россиян для «нормальной» жизни  семье из трех человек  нужно от 45 до 90 тысяч рублей в месяц; в  среднем – 62,600.

За прошедший  год материальные запросы россиян  стали на 5% скромнее.

Особенно  сильно сократились оценки стоимости  «нормальной» жизни у жителей  обеих столиц. Впервые за 10 лет  наблюдений средний желаемый уровень  дохода семьи из трех человек совпал с реально располагаемым.

Восстановление потребительского спроса со стороны домашних хозяйств способствовало поддержанию позитивных темпов роста на рынке продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров.

Под влиянием происходящих изменений  изменяется структура потребительских  предпочтений.

Среди продовольственных товаров  растут объемы продаж более дорогих  продуктов питания и прежде всего  мяса и птицы, свежих фруктов.

По непродовольственным  товарам в 2011 наблюдается структурный  сдвиг в пользу приобретения домашними  хозяйствами товаров более «дорогих»  потребительских предпочтений.

С начала 2011 года сохранялся стойкий  интерес населения к потреблению  платных услуг. Спрос населения  на платные услуги формировался как  под влиянием изменения в поведении  населения в использовании денежных доходов, так и необходимости  потребления тех услуг, которые  на бесплатной основе не оказываются (бытовые  услуги, услуги туризма, культуры и  т.д.).

При позитивных темпах прироста объема платных услуг  в целом сохраняется тенденция  весьма неравномерного развития его  отдельных сегментов. В 2011 году сохранялись  высокие темпы роста на весьма чувствительные к изменению доходов  населения виды услуг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алешина И. Поведение потребителей. – М.: Экономистъ, 2006.
    2. Байбардина Т.Н., Кохеухов Г.Н., Якимик А.Я. Поведение потребителей. – М.: Издательство Гревцова, 2010.
    3. Березин. И. Совсем скромные запросы / И. Березин // Сайт гильдии маркетологов [электронный документ]: режим доступа// http://www.marketologi.ru/lib/berezin/demand.doc
    4. Березин. И. Расходы растут вслед за настроениями / И. Березин // Сайт гильдии маркетологов [электронный документ]: режим доступа// http://www.marketologi.ru/lib/berezin/january12-2.doc
    5. Блэкуэлл Д.У., Дж.Ф., Миниард., Энджел П.У. Поведение потребителей – СПб.: Питер, 2007.
    6. Васильев Г.А. Поведение потребителей. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2010.
    7. Денисова Е.С. Поведение потребителей. – М.: МФПА, 2005.
    8. Драганчук Л.С. Поведение потребителей. – М.: Инфра-М, 2011.
    9. Дубровин И.А. Поведение потребителей. – М.: Дашков и К, 2010.
    10. Зотова Т.А. Поведение потребителей: теория и практика. – Ростов- н/Д.: Феникс, 2008.
    11. Ильин В. И. Поведение потребителей. – М.:
    12. Мазилкина  Е.А. Поведение потребителей. – М.: Окей-книга, 2009.
    13. Майкл Р. Соломон. Поведение потребителей. Искусство и наука побеждать на рынке – ДиаСофтЮП, 2003.
    14. Макарова Т.Н. Поведение потребителей. – М.: .., 20.
    15. Меликян О.М. Поведение потребителей. – М.: Дашков и К, 2008.
    16. Об итогах социально-экономического развития  Российской Федерации в 2011 году (Минэкономразвития России). - Октябрь, 2009 г.// www.economy.gov.ru.
    17. Поведение потребителей / Под ред. Лагиной Н.И. - М.: Юнити-Дана, 2007.
    18. Просветов Г.И. Поведение потребителей: задачи и решения. Учебно-практическое пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2010.
    19. Саевец А.Н., Саевец А.А. Поведение потребителей. – М.: ТетраСистемс, 2010.
    20. Статт Д. Психология потребителя – СПб.: Питер, 2003.
    21. Фельсер Г. Психология потребителей и реклама – Х.: Гуманитарный центр, 2009.
    22. Чаянов А.В. Избранные произведения.– М., 1993.

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ влияния российских семей - домохозяйств на поведение потребителей