Анализ рынка сухарнобараночной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Многие крупные предприятия при переходе к рыночной экономике столкнулись с проблемой поиска путей переориентирования и совершенствования своей деятельности в новых условиях.
Как правило, у них возникает много трудностей, вызванных различными причинами. Прежде всего, это связано с тем, что предприятиям пришлось перейти от работы по плановым государственным заказам к самостоятельной работе с покупателем, что сказалось на деятельности новых компаний. Не стало исключением и ОАО «Сыктывкархлеб».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………….........……………3
ГЛАВА I. Цепочка создания ценностей в хлебопекарной отрасли………………………..6
Концепция создания цепочки ценности……………………………..6
Понятие ценностной цепочки ………………………….……..6
1.1.2. Форма организации цепочки создания ценностей …………..10
1.1.3. Стратегия управления цепочкой создания ценностей …..…..13
Общая ситуация в хлебопекарной отрасли…… …………………...16
ГЛАВА II. Анализ рынка сухарно-бараночных изделий г. Сыктывкара …….…………..22
Общая характеристика ОАО «Сыктывкархлеб»………….………...22
Формирование комплекса маркетинга на предприятии ….………..25
2.3. Анализ внешней среды..…………………………………....………….30
Поставщики…………………………….. ………….…………30
Конкуренты…………………….………………………………31
Покупатели..…………………………………………………...32
ГЛАВА III. Анализ цепочки создания ценностей сухарно-бараночной продукции .……34
3.1. Определение ценности продукции ОАО «Сыктывкархлеб» для покупателей……………………………………………….………………………34
3.2. Взаимодействие с торговлей………………………………………………..44
3.3. Рекомендации………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…………………..50
Список используемой литературы………………………………………..…………………52

Работа содержит 1 файл

курсовая по анализу рынка сухарнобараночной продукции ОАО СыктХлеб.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

       Ценностная  цепочка, в том или ином виде, прослеживается практически во всех отраслях производства, в том числе и в хлебобулочной отрасли.

       Каждое  звено имеет свои особенности, приоритеты, проблемы, но в то же время они  все взаимосвязаны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

              1.1.2. Форма организации  цепочки ценности.

       На  сегодняшний день рынок хлебобулочных  продуктов оказался в значительной степени насыщенным по количеству участников различного ассортиментного - ценового диапазона, что неизбежно отражается на обострении конкуренции.

       Поскольку крупные предприятия - производители  хлебобулочных и сухарно - бараночных изделий не могут себе позволить узкой рыночной специализации по причине своей масштабности, а конкуренция на массовом рынке все более усиливается, то в качестве способа повышения своей конкурентоспособности предприятия, имеющие соответствующие финансовые возможности, стали использовать различные формы интеграции. [14, стр.24]

       Следствием  вышеперечисленного стало усиление процесса консолидации на отечественном  рынке хлебобулочных изделий.

       В современных российских условиях консолидация представляет собой в основном изменение производственной цепи путем горизонтальной интеграции. В этом случае предприятие – производитель хлебобулочных изделий, имеющее более сильные рыночные позиции, приобретает в собственность более слабого, но привлекательного по каким-либо показателям конкурента. Данный процесс изменения производственной цепочки основывается главным образом на двух исходных предпосылках:

  1. увеличение доли рынка за счет присоединения доли поглощенного конкурента;
  2. расширение производства путем вовлечения дополнительных производственных мощностей.

       Однако  в некоторых случаях этот процесс  связан с двумя противоположными по своей направленности и конкурентной форме проявлениями:

  • потенциальный объект консолидации обладает хорошей сырьевой базой – консолидация косвенно сопровождается интеграцией с поставщиками зерна или муки;
  • потенциальный объект консолидации имеет налаженную дилерскую сеть – консолидация одновременно сопровождается интеграцией с торговым посредником.

       Проявление  подобных форм консолидации приводит к появлению вертикальных маркетинговых систем в отрасли, то есть систем, в которых один из участников с целью выработки взаимовыгодных решений может оказывать существенное влияние на других участников.

       Однако, организовывая направление рыночной деятельности таким образом, предприятия хлебобулочной отрасли сталкиваются с двумя недостатками:

  1. необходимость значительных финансовых затрат, а также координации управленческих решений;
  2. расширенная таким образом доля рынка не является решением самой проблемы сбыта. [24, стр.4]

       Также необходимо отметить, что в качестве ответа на усиление инфляции и бесконтрольное увеличение торговой наценки предприятия  – производители хлебобулочных  изделий могут создавать собственные  системы реализации в форме выездной торговли и организации магазинов при предприятии, что также представляет собой форму вертикальных маркетинговых систем. Однако крупные предприятия, естественно, не могут реализовать весь  объем произведенной продукции самостоятельно. [23, стр.18]

       На  современном этапе развития рынка хлебобулочных изделий на первый план выходят вопросы корпоративных связей хлебопекарных предприятий. Это особенно актуально, так как полной свободой действий не обладает ни один субъект хлебопечения даже в развитой рыночной экономике. Любому крупно масштабному бизнесу свойственны формы организации в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры. [13, стр.29]

       В современных условиях определенной монополизации поставок сырьевых ресурсов отдельные хлебопекарные предприятия  не в состоянии самостоятельно отстаивать свои интересы в вопросах цен на сырье, тарифов на транспортные услуги. Много проблем возникает в вопросах государственного регулирования цен на хлеб в отдельных регионах. Больная тема – взаиморасчеты с торговлей за поставленную продукцию. Именно здесь, прежде всего, необходима корпоративная солидарность хлебопекарных предприятий каждого населенного пункта или региона. [26, стр.32]

       В зависимости от специфики создаваемых  корпоративных структур  они могут  осуществлять различные функции. Это может быть только инвестиционная деятельность, инвестиционная деятельность в сочетании с производством, коммерческой и другими функциями; могут быть централизованны функции снабжения, сбыта, проведения НИОКР, осуществления внешних экономических связей и т.д. [23, стр.18]

       Вследствие  недостатка собственных средств  хлебопекарные предприятия все  чаще вынуждены обращаться за финансовой поддержкой к инвесторам.  Одним  из важнейших условий экономического развития отрасли становится привлечение в нее иностранного капитала, так как в силу ряда известных причин государство не может инвестировать отрасль и предприятия вынуждены использовать собственные средства. К фактором инвестиционной привлекательности этой отрасли следует отнести традиционную приверженность российского потребителя к хлебу и хлебобулочным изделиям, как к продукту повседневного спроса, что делает невозможным поставку аналогичной импортной продукции.  [19, стр.50]

         В свою очередь государство  всячески поддерживает хлебную  отрасль (льготы по налогу на прибыль, выделение средств на реконструкцию комбинатов и т.д.). Согласно действующему законодательству РФ, требованиям нормативной и технической документации ответственность за соответствие продукции установленным требованиям несет ее изготовитель (поставщик) и продавец. Именно они являются гарантом качества и безопасности товаров. [9, стр.16]

       Системы создания цепочки ценностей могут  оказаться полезными при разработке маркетологами ценовой политики – «оценивая» себестоимость продукции. Поскольку полномасштабная система цепочки покрывает весь процесс преобразования сырья и материалов в конечный продукт, фактически возникает возможность оценки добавленной стоимости, которая была создана в ходе производства, а также разделения прямых и косвенных затрат. [31, стр.766]

       Итак, цена на хлебобулочные изделия определяется, в конечном счете, наценкой того или  иного торгового представителя. Однако, как показывает практика, в  большинстве регионов цены на хлеб сдерживаются благодаря конкуренции. [18, стр.32] 
 
 
 

      1.1.3. Стратегия управления  цепочкой создания  ценностей.

       Приоритетными направлениями стратегии управления цепочкой ценностей и концепции  создания конкурентоспособного потенциала предприятий хлебобулочной отрасли  можно определить следующие: сочетание государственной и частной акционерной собственности на средства производства; право производителя распоряжаться вверенной ему землей; развитие интеграционных форм предприятий в организации процессов производства, сбыта и переработки зерна и продуктов его переработки. [4, стр.10] Наряду с этим одним из направлений может быть признана полная свобода производителя в выборе путей реализации произведенного зерна, обеспечиваемая как адекватной законодательной базой, так и наличием условий для формирования рыночной цены, окупающей затраты производителя с учетом транспортных и иных издержек. Необходимо также наличие государственных и коммерческих информационно-аналитических центров и служб, собирающих, обрабатывающих и доводящих до сведения всех заинтересованных лиц достоверную информацию о состоянии зернового рынка, отдельных его секторов и смежных рынков. [31, стр.778]

       Общее снижение платежеспособного спроса (после июльского кризиса 1998 г.) привело  к появлению на отечественном  рынке новой формы торговых предприятий – магазинов сниженных цен. Основные способы удержания низких цен в данном типе магазинов следующие:

  • Минимальный ассортимент;
  • Большие закупочные партии, дающие возможность получения значительных скидок у производителя;
  • Минимум персонала.

       Следует отметить, что магазины, ориентированные на достаточно высокий уровень доходов клиентов, имеют в среднем 500-600 покупателей в день; магазины же, рассчитанные на низкий уровень доходов, - на порядок выше. [6, стр.76]

       Достаточно  насыщенное предложение со стороны предприятий – производителей хлебобулочных изделий привело к появлению у торговли возможности выбора поставщиков и, как следствие, повышению требований к ним. Таким образом, можно сделать два вывода:

  1. конкуренция между предприятиями торговли, реализующими хлебобулочные изделия, все более возрастает;
  2. усиление конкуренции между предприятиями торговли с одновременным обострением проблемы сбыта у хлебопекарен неизбежно приведет к все большему ужесточению требований со стороны торговли. [20, стр.37]

       Следовательно, предприятиям – производителям хлебобулочных изделий для получения дополнительных преимуществ по сравнению с конкурентами приходится максимизировать свои усилия по стимулированию торгового посредника, прежде всего супермаркетов, а также магазинов сниженных цен. Однако и традиционные каналы сбыта (гастрономы, оптовые рынки, частные мелкие магазины) и собственные сбытовые каналы (от разъездных грузовиков-магазинов до собственных магазинов) не должны оставаться в стороне. [14, стр.25]

       Но, где бы продукция ни реализовывалась, спрос на нее будет лишь тогда, когда конечного потребителя будет удовлетворять качество предлагаемых хлебобулочных изделий. Проведенные маркетинговые исследования показали, что довольно существенная зависимость наблюдается между сроками реализации хлебобулочных изделий и такими показателями, как:

  • свежесть;
  • внешний вид продукта;
  • вкус и запах. [27, стр.42]

       Итак, за последние несколько лет в  связи с широкой диверсификацией  хлебопекарных предприятий конкуренция  становится важным фактором в борьбе за потребителя, в борьбе между производителями хлебопродуктов за лучшие условия производства и сбыта продукции.[25. стр.14]

       Предприятия хлебопекарной промышленности участвуют  на рынках свободной и монополистической  конкуренции. Если в условиях рынка  свободной конкуренции все его участники выпускают стандартизированную или однородную продукцию, то в условиях рынка монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция.

       В первом случае на первый план выступают  ценовые методы конкуренции и главным фактором становятся объем производства и продаж, уровень издержек и прибыли.

       Во  втором случае все большую роль играют неценовые методы конкуренции, где  основными факторами уже выступают  качество, срок хранения, ассортимент, дизайн, упаковка, репутация и престижность фирмы – изготовителя, торговые знаки, марки и др.

       Конкурентный  успех предприятия во многом зависит  от того, как существенны конкурентные отличия производителя, а также  имеется ли необходимая информация о конкурирующих товарах и  фирмах. Конкурентные отличия касаются в первую очередь технико-экономического состояния, цены продаж продукции, условий и форм поставки. [14, стр.25]

       Чтобы добиться определенных результатов  на рынке продуктов питания, любому предприятию хлебопекарной промышленности необходимо заниматься маркетинговым планированием. Для определения цели маркетинга хлебопекарного предприятия и стратегии ее достижения следует проводить комплексное изучение рынка и разработать комплекс маркетинга для каждого из выбранных целевых сегментов с использованием концепции социально-ориентированного маркетинга, с учетом социально-экономической и демографической обстановки в России, при которой принимаются во внимание интересы покупателей, предприятий и всего общества в целом. [18, стр.30] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Общая ситуация  в хлебопекарной  отрасли.

       Поставщики

       Качество  хлебобулочных изделий находится  в прямой зависимости от уровня организации  производства и качества сырья, в  первую очередь муки. В большинстве  случаев на заводы России поступает  мука крайне нестабильного качества, которая не соответствует европейским стандартам и даже стандартам России. Более того, несмотря на критическое положение с качеством муки, цены на нее неуклонно растут.[22, стр. 161]

Информация о работе Анализ рынка сухарнобараночной продукции