Анализ маркетинговой среды туристского предприятия Данисов

Автор: Сабрина Тадорова, 20 Августа 2010 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Анализ маркетинговой среды тур. предприятия
курсовая работа , сдана на хорошо

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДЫ МАРКЕТИНГА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие среды маркетинга 5
1.2. Анализ внутренней среды 5
1.3. Анализ внешней среды 8
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТОВЛЯЮЩИХ ТУРИСТСКОЙ СРЕДЫ 14
2.1. Маркетинговые исследования туристского рынка 14
2.2. Маркетинговые исследования туристского продукта 18
2.3.Маркетинговые исследования конкурентов 24
Глава 3. Применение анализа маркетинговой среды на примере туристской компании «Виват Россия» 28
3.1. Общая характеристика Туристической компании "Виват Россия" 28
3.2.Оценка рынка сбыта 29
3.3. Оценка рынков сбыта. Конкуренция и конкурентные
преимущества. 30
3.4. Анализ коммуникативной политики 32
3.5.Анализ производственного плана 33
3.6.Предложение по решению проблемы туристической компании
"Виват Россия" 35
Заключение 38
Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

18_Анализ_маркетинговой_среды_туристского_предприятия_Данисов.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, существование жизненного цикла туристского продукта означает, что перед фирмой встают три крупные проблемы. Во-первых, она должна своевременно изыскивать новые продукты для замены находящихся в стадии спада (проблема разработки новинок). И во-вторых, фирма должна уметь эффективно организовывать работу с ныне существующими продуктами на каждой из стадий их жизненного цикла (проблема стратегического подхода к стадиям жизненного цикла туристского продукта). Третья, не менее важная задача, состоит в оптимизации структуры предлагаемых фирмой продуктов с точки зрения принадлежности их к различным стадиям жизненного цикла.

2.3.Маркетинговые  исследования конкурентов 

     Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве  случаев характерна высокая степень  конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия, такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

     Степень развития туристского рынка в городах – курортах нашего региона, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями конкурентной среды туристской фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д. Кроме того, через призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов.

     На  силу конкурентной борьбы среди местных  турфирм влияет множество факторов. Однако, некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.

   1. Борьба усиливается, когда число конкурирующих фирм увеличивается и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Число фирм является важным фактором, поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо отдельных фирм на всех остальных. Это хорошо заметно в разгары сезонов, когда появляется большое количество фирм предлагающих аналогичные продукты.

  2. Конкурентная борьба усиливается тогда, когда спрос на продукт растет медленно. В быстро расширяющемся рынке соперничество ослабляется тем, что здесь всем хватает места. Правда, чтобы идти в ногу с развивающимся рынком, фирмы обычно используют все свои финансовые и управленческие ресурсы, уделяя намного меньше внимания переманиванию клиентов от соперников. Когда рост рынка замедляется, предприятия начинают борьбу за рыночную долю. Это стимулирует появление новых стратегических идей, маневров и мер, направленных, на переманивание клиентуры конкурентов.

  3. Конкуренция на туристском рынке усиливается тем, что спрос на туристские услуги отличается значительными сезонными колебаниями. Поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющим цель — увеличение продаж.

  4. Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы. Дифференциация туристского продукта сама по себе не является сдерживающим конкуренцию фактором. Однако она имеет возможность оживлять (разнообразить) конкурентную борьбу посредством принуждения фирм к поиску новых путей повышения качества туристских услуг.

  5. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем больше вероятность, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр. Отдача существенно зависит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не реагировать совсем, фирма— инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников. Предприятия, которые обладают объективными данными о потенциале конкурентов, находятся в выгодной позиции, поскольку могут правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперников. Такие знания и умения являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив.

  6. Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции. Чем выше барьеры для выхода (т.е. уход с рынка более дорогой), тем сильнее фирмы расположены остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможностей, даже если они могут заработать меньшую прибыль.

  7. Конкуренция принимает острый и непредсказуемый характер при увеличении различий между фирмами в смысле их стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов. Подобные различия увеличивают вероятность того, что отдельные фирмы будут вести себя непредсказуемо и принимать маркетинговые стратегии, которые приведут к рыночным неопределенностям. Наличие таких "чужаков" (обычно это, действительно, новые фирмы на рынке) создает подчас совершенно новые условия рыночной ситуации.

     Анализ  конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных  соперников часто приносят больше пользы, чем даже существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

     Так как услуги воспринимаются очень  индивидуальны зависят от того, кто  их оказывает, в сфере туризма  велико значение качественных характеристик конкурентов. Качественная информация представляет собой область субъективных оценок, поскольку включает многие неформализованные параметры. Она может быть дополнена отзыва клиентов, специалистов, экспертов.

Результаты  анализа показывают:

  • где сильные места у конкурентов и где они слабее;
  • чему конкуренты отдают предпочтение;
  • как быстро можно ожидать реакции конкурентов;
  • какие существуют барьеры для выхода на рынок;
  • каковы перспективы выстоять в конкурентной борьбе.

     Информация  о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, дает возможность построить конкурентную карту рынка. На которой было бы видно реальное положение вашей турфирмы на конкурентном рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Применение анализа маркетинговой среды на примере туристской компании «Виват Россия». 

3.1. Общая характеристика  Туристической компании "Виват  Россия"

     Туристическая компания "Виват Россия" успешно работает на рынке туристических услуг с 2005 года.  Среди партнеров практически все ведущие туроператоры России, что позволяет с уверенностью говорить о высочайшем классе туристического обслуживания клиентов. Сотни городов мира, десятки стран, выбор практически любого вида путешествия и отдыха в любую точку земного шара - таковы сегодняшние возможности туристическая компания "Виват Россия".  

       Туристическая компания "Виват Россия" - это путешествие от мечты к реальности!

     Туристическая компания "Виват Россия" предлагает следующие виды услуг:

- пляжный отдых по всему миру

- экскурсионные туры во все страны

- экскурсии и туры выходного дня по Северному Кавказу

- детские оздоровительные лагеря

- организация туров для школьных групп

- санаторно-курортное лечение в России и за рубежом

- круизы на теплоходах ( по рекам России, морские, океанские)

- размещение отдыхающих в г.Ейске и ст. Должанская

- Туры в Китай  и Юго-Восточную Азию по антикризисным  ценам 

- Поиск и бронирование  речных  круизов онлайн

- Конные прогулки по побережью Таганрогского залива.

Адрес Туристическая компания "Виват Россия"

Краснодарский край,  г.Ейск 

торговый комплекс «Отдых», ул. Энгельса 47, этаж 3, оф. № 316.

тел./факс: (86132) 69- 003                           e-mail: rus-tur-comp@ya.ru

 

3.2.Оценка рынка сбыта

     Интенсивная конкуренция в сфере организации  путешествий стимулировала эффективное  изучение различных групп клиентов. Основными клиентами туристической компании "Виват Россия" являются представители практически всех возрастных групп.

     Сотрудники  туристской компании «Виват Росси» определяют целевой сегмент по следующим характеристикам:

  •    Возраст 25 - 45 лет
  •     Уровень дохода - средний и выше среднего
  •     Образование - обычно высшее, но роли не играет
  •     Семейное положение - обычно семья из двух-четырех человек
  •     Работа, профессия - чаще всего - частные предприниматели
  •    Жизненный стиль - энергичный, активный человек, занятый торговой или управленческой деятельностью, работающий зачастую по выходным и праздникам, следит за своим имиджем, ощущает нехватку времени на отдых и семью, восприимчивый к новинкам, скептически относящийся к рекламе.

     Конечно, это не означает что абсолютно  все клиенты фирмы именно такого возраста или статуса, но большая  их часть подходит под такое определение, и именно эта группа потребителей позволяет быстро окупать затраты на производство и продвижение тур продукта. С другой стороны почти все турфирмы ориентированны на тот же сегмент, о чем ранее уже говорилось. Значит, фирма должна стремиться завоевать покупательское расположение и доверие.

     Все маркетинговые усилия должны быть направлены на формирование сильных и прочных  предпочтений у действительных и  потенциальных клиентов. Существует ряд основных факторов, которые оказывают  влияние на туристский спрос, и на туристский рынок. Спрос на туризм, как и на другие продукты, обусловлен покупательской способностью потребителей – наличием у населения денежных средств и желание их потратить на путешествия. Основными факторами выступают изменение в покупательском поведении, уровень доходов населения, принадлежность к определенной расе, пол, образование, род занятий, мнения мода, время, обычаи, привычки и традиции, образ жизни. Этот список не включает всего множества разнообразных факторов, влияющих на отдых, но перечисленные являются основными, на которые менеджеры туризма должны обращать внимание при составлении маркетинговых планов.

     Необходимыми  предпосылками возникновения массового  спроса на туризм и подержание  его  на высоком уровне являются, увеличение свободного времени и рост благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является объективным фактором возникновения и роста спроса на отдых.

     Благодаря тщательному анализу потребителей в процессе маркетинговых исследований компания разработала профиль потребителя, наиболее полно удовлетворяющий потребности и соответствующий цели курортного комплекса. Основными клиентами нашей туристической фирмы  могут являться граждане РФ, иностранные граждане и бизнесмены.

     На  основе проведения исследований можно утверждать, что спрос на услуги туристической фирмы достаточно стабилен и будет возрастать. 

     3.3. Оценка рынков сбыта. Конкуренция и конкурентные преимущества.

     Благодаря удачному расположению фирмы в центре г.Ейска, услуги компании несомненно будут пользоваться спросом. Потенциальными потребителями могут стать: семьи, школьники, студенты, как наши, так и иностранные, отдельные туристы, пожилые люди. Безусловно, расположение фирмы в центре г.Ейска, наличие разного рода магазинов, торговый комплекс,  даёт ей больше возможности для успешного существования, поскольку поток людей ежедневно очень большой и кто-нибудь да обязательно заглянет в неё.

     Возможными  конкурентами туристская компания «Виват Россия» являются турагенства, занимающиеся подобным видом деятельности.

    Рассмотрим  основные три турфирмы:

  • Астория тур (доля рынка составляет 40%);
  • Вояж-тур (доля рынка составляет 23%);
  • Елена (доля рынка составляет 32%);
  • Другие фирмы (доля рынка составляет 7%).

     Для оценки своих сравнительных преимуществ  по перечисленным вопросам, можно использовать метод сегментации рынка по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию. Удобно эту информацию предоставить в виде таблицы 3.3..

     Данные  показывают, что главный конкурент - «Астория тур». Максимальное количество очков - 147, стремясь к ним можно стать лидером. 

Таблица 3.3.

Факторы конкурентоспособности Астория тур Вояж-тур Елена
Наружная  реклама и информация 10 9 7
Интерьер  офиса 8 6 8
Внешний вид менеджеров 10 7 6
Энтузиазм и отзывчивость 10 8 5
Профессионализм 10 10 7
Знание  направлений 8 7 7
Предложение альтернатив 10 6 5
Предложение дополнительных услуг 10 8 4
Объяснения  страхования, визовых требований 9 9 9
Предоставление  каталогов 10 10 10
Предоставление  калькуляции тура 10 10 4
Условия оплаты 5 5 5
Использование компьютера 10 5 7
Использование каталогов 10 10 8
Объяснение  деталей туров 10 10 10
Соответствие  запросу клиента 10 6 7
Общий бал: 147 126 132

Информация о работе Анализ маркетинговой среды туристского предприятия Данисов