Анализ маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – предложить и обосновать варианты управления маркетинговой деятельностью ССМ.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. На базе широкого круга научно-практической и учебной литературы:
- описать основные составляющие маркетинговой деятельности,
- сформулировать основные подходы к выработке маркетинговой стратегии предприятия,
- провести анализ подходов к управлению маркетинговой деятельностью предпрития.

Содержание

Введение
Глава 1. Организация маркетинговой деятельности коммерческого предприятия
1.1 Цели, функции, результаты маркетинговой деятельности предприятия
1.2. Стратегический маркетинг
1.3. Подходы к управлению маркетинговой деятельностью предприятия
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности ССМ на рынке строительных материалов Самарской области
2.1. Основные тенденции рынка строительных материалов Самарской области
2.2.Характеристика ССМ
Глава 3. Совершенствование управления маркетинговой деятельностью ССМ
3.1 Возможности совершенствования управления маркетинговой деятельностью ССМ
3.2. Постановка формата регулярного маркетинга в ССМ
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Анализ маркетинговой деятельности.doc

— 662.00 Кб (Скачать)

     3. Изучение фирменной структуры рынка, то есть определение основных групп фирм, работающих на данном рынке (фирмы-партнеры (покупатели), фирмы-конкуренты (продающие аналогичные товары), нейтральные фирмы (которые не проявили еще заинтересованности в отношении данного товара, но могут рассматриваться как потенциальные конкуренты и покупатели и при данной организации маркетинговых действий продавца имеют шансы стать его активными партнерами)). В зависимости от принадлежности каждой фирмы к той или иной группе проводятся соответствующие исследования степени ее надежности, платежеспособности, конкурентоспособности и другие;

     4. Исследование форм и методов,  принятых в торговой практике  применительно к данному товару  на данном рынке и его сегментах:  прямое или косвенное осуществление  большинства сделок купли-продажи, определение типичных форм посреднических соглашений, видов сделок на данном рынке, форм торговли и другое.

     Маркетинговые исследования способствуют более полному удовлетворению спроса. 

     1.2. Стратегический маркетинг 

     Разработка  маркетинговой стратегии предусматривает определение целевых сегментов рынка и разработку стратегии позиционирования, разработку стратегий, направленных на поддержание взаимоотношений с потребителями и стратегий планирования продажи новых товаров.

     Цель  стратегического маркетинга - это создание исключительной потребительской ценности путем комбинирования корпоративной и маркетинговой стратегии в комплексную программу рыночной ориентации [16, 163]. Определить цель означает точно установить что, когда или до какого срока, кем, каким образом и по какой причине должно быть достигнуто. Цели должны быть реалистичными, достижимыми, контролируемыми, побуждающими и понятными. Теряя один из этих компонентов, цели становятся бессмысленными.

     Корпоративная стратегия - это взаимосвязь всевозможных составляющих экономической деятельности компании в целом, направленная на создание потребительской ценности. Эффективная корпоративная стратегия включает в себя (по Портеру):

    1. Уникальное положение компании относительно ее конкурентов.
    2. Особенности продукции компании относительно продукции конкурентов.
    3. Действия компании и предполагаемая стратегия.
    4. Жизнеспособность компании как результат эффективной ее работы в целом, а не каждого подразделения в отдельности и эффективность деятельности компании, что является условием целесообразности ее существования.

     Внешний вид корпоративной стратегии  можно определить, как следующее:

    1. Анализ рынка, на котором происходит, сбыт, как он образован и в каком направлении развивается, какие есть возможности и опасности.
    2. Анализ отрасли. Как развивалась и, как будет развиваться отрасль. Какое положение предприятия по сравнению с положением отрасли.
    3. Анализ окружения. Факторы, которые могут оказать влияние на предприятие (экономические и политические ситуации).

     Под стратегией понимают путь, который выбирает руководство предприятия для достижения цели. Основными задачами руководителя отдела маркетинга является: участие в разработке корпоративной стратегии, разработка маркетинговых стратегий, учитывающих приоритеты корпоративной стратегии, поскольку эти задачи тесно взаимосвязаны, полезно будет рассмотреть роль маркетинга в экономической деятельности компании.

     Прежде  чем приступить к разработке маркетинговой  стратегии руководству следует  обозначить цели действий и обеспечить план достижения назначенных целей, то есть:

    • определить миссию и стратегическую цель предприятия;
    • сделать сравнительный анализ основных финансовых и целевых показателей, результаты деятельности основных направлений;
    • определить фактическую долю рынка относительно совокупной емкости рынка и сегментирование рынка; описать три основных конкурента и составить анализ применяемых конкурентами стратегий;
    • определить свои тактические цели. Определить стратегии для достижения тактических целей. Определить действия по реализации стратегии
    • Разработать сценарий вероятных событий и план соответствующих действий (матрица БКГ);
    • рассчитать финансовый прогноз по расчетам ожидаемых финансовых показателей. Составить личную оценку прогнозируемых показателей.

     Таким образом, маркетинговая стратегия - это составляющая корпоративной стратегии, направленная на продвижение предприятия в данное время и в данной позиции рынка [17, 124].

     Разработка  маркетинговой стратегии предполагает проведение анализа и осуществление  следующих маркетинговых мероприятий:

    • всестороннее изучение рынков, представляющих интерес для компании, определение целевых рынков;
    • постановка тактических целей, разработка и реализация стратегий позиционирования товара, направленных на удовлетворение нужд потребителей, определенных ранее целевых рынков, а также управление этими стратегиями.

     В условиях рыночной экономики есть несколько  видов стратегий, которые основываются на поведении предприятия и положении  его на рынке, а, также учитывая его  финансовые возможности [18, 89]. Далее в табл. 1 приведены основные виды стратегий и их расшифровка. 

     Таблица 1Основные виды маркетинговых стратегий

Поведение предприятия   Виды  поведения  
 
Агрессия
Удержание позиций Нейтральное пассивное поведение Отступление
Рост 1 2 3 4
Кооперация 5 6 7 8
Синергия 9 10 11 12
Интеграция 13 14 15 16
Ширина 17 18 19 20
Портфель  продуктов 21 22 23 24

 

    1. Экспансия. Требует сил.
    2. Удержание позиций, защита.
    3. Консолидация («теплое болото»). Уменьшение с целью
    4. оздоровления.
    5. Спад, сокращение. Может быть запланированным или стихийным.
    6. Независимость, антикооперация.
    7. Кооперация.
    8. Участие. Взаимное финансовое переплетение.
    9. Приобретение фирмы кем-либо. Сдача позиций, поглощение более сильным конкурентом.
    10. Материал. Ресурсы.
    11. Технологии.
    12. Рынок.
    13. Издержки.
    14. Франчайзинг. Франшиза. Вперед, на встречу рынку.
    15. Нейтрально.
    16. Назад. Направление сырья.
    17. Горизонтальная стратегия (реклама, снабжение).
    18. Концентрация. Спектр продуктов и услуг.
    19. Ниша. Оптимальное решение на ограниченном рынке.
    20. Нейтрально.
    21. Ширина. Для каждого по сходной цене в большом количестве.

     21-, 22-, 23-, 24- могут варьироваться исходя  из анализа хозяйственного предприятия.

     Грамотно  разработанная стратегия позволяет  сформировать необходимое видение  ситуации как на рынке в целом, так и на данном предприятии в  отдельности.

     На  фоне этого видения предприятие  может выделить необходимые цели и пути их реализации, которые направлены не столько на улучшение таких  показателей, как объемы продаж, создание исключительной потребительской ценности и выработка решений относительно конкурентов компании.

     Высокая степень удовлетворенности покупателя обеспечивается разработкой эффективной  стратегии межфункционального взаимодействия. Предпочтения и ожидания потребителей должны быть материализованы, например, в новом товаре, а также учтены в разработке новых товаров. Таким образом, качество предлагаемых товаров и услуг определяется степенью удовлетворенности конечного потребителя. Поэтому маркетинговая стратегия в данном случае служит звеном, соединяющим компанию с ее внешним окружением, и рассматривает функцию маркетинга как фундаментальную основу деятельности компании вообще.

     Непрерывный процесс реализации маркетинговой  стратегии состоит из четырех  этапов: ситуационного анализа, разработки стратегии, разработки маркетинговой  программы, а также реализации стратегии и управления ею.

     Первый  этап. Ситуационный анализ предполагает такие действия, как анализ рынка, анализ конкуренции, сегментирование  рынка и его мониторинг. Разработка маркетинговой стратегии предусматривает определение целевых сегментов рынка и разработку стратегии позиционирования, разработку стратегий, направленных на поддержание взаимоотношений с потребителями и стратегий планирования новых товаров. Разработка маркетинговой программы предполагает выбор стратегий продвижения, сбыта и ценообразования. Этап реализации стратегии и управления ею состоит из практических шагов по реализации стратегии, управлению ею и контролю за ее выполнением.

     Проведение  ситуационного анализа необходимо как при разработке новой стратегии, так и для корректировки уже существующей. Этот анализ необходимо проводить регулярно, поскольку используемая маркетинговая стратегия время от времени нуждается в корректировке.

     Анализ  рынка. Анализ рынка необходим для последующего анализа потребителей и конкурентов. Понятие рынок характеризует ситуацию, удовлетворяющую двум условиям:

     1) существуют потребители, имеющие некие потребности, и товары, 
удовлетворяющие эти потребности,

     2) потребители обладают желанием и способностью приобрести 
товары, удовлетворяющие их потребности. Рынок, таким образом, состоит из 
определенного товара (или группы сходных товаров), удовлетворяющего 
нужды потребителей (физических лиц или компаний), которые обладают 
способностью и желанием купить этот товар. Под товаром, в данном случае, 
подразумеваются как материальные товары, так и услуги.

     Анализ  рынка, равно как и прогноз  его развития, имеет большое значение для разработки маркетинговых планов и бизнес-планов. На основании результатов  этого анализа принимаются решения  о входе на новые рынки, способе обслуживания существующих рынков или выходе с утративших привлекательность рынков. Цель анализа — определение потребителей, описание их характеристик и выяснение их предпочтений относительно товара, оценка емкости и темпов развития рынка и установление компаний и товаров, конкурирующих на данном рынке.

     Анализ  конкурентов. Следующим этапом ситуационного анализа является анализ конкурентов, а именно: оценка используемых ими стратегий, определение их сильных и уязвимых сторон, а также прогноз их будущих действий. Важно определить не только существующих, но и потенциальных конкурентов.

     В рамках данного анализа проводится исследование каждого ключевого  конкурента, цель которого заключается  в определении их сильных и  слабых сторон. Основная задача анализа конкурентов — определение возможных действий ключевых конкурентов в будущем.

     Сегментирование рынка. Необходимость рыночного сегментирования обусловлена разнообразием нужд и предпочтений потребителей. Она дает компании возможность сконцентрировать свои компетенции на одной или нескольких группах потребителей. Целью сегментирования является определение различий в нуждах и предпочтениях потребителей определенного рынка и разделение потребителей на отдельные группы на основании этих различий. Каждая такая группа (или рыночный сегмент) состоит из потребителей со сходными нуждами и предпочтениями, удовлетворяемыми товаром компании. Описание рыночного сегмента производится согласно различным характеристикам потребителей, мотивам покупки либо способам использования товара или потребительским предпочтениям определенных торговых марок. Подобным образом сегментируется и корпоративный рынок (рынок, где конечными потребителями выступают компании, а не физические лица). В этом случае критериями сегментирования являются: принадлежность к той или иной отрасли компании-потребителя, способы использования товара, регулярность покупок и т.п.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности