Анализ ассортимента продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Товарная политика определяет план действий товаропроизводителя или торгового посредника на основе наличия у него чётко сформулированной программы действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождению для товаров оптимальных ниш (сегментов), разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведёт к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или переходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть.
1.1. Понятие товарной политики в маркетинге……………………………………..5
1.2. Понятие и планирование товарного ассортимента…………………………….6
1.3. Управление ассортиментом и направления в сфере инноваций.……………...9
Глава II. Общая характеристика ОАО «Белгородасбестоцемент»…………...16
Глава III. Комплексный анализ внешней среды.
3.1. Диагностика общехозяйственной конъюнктуры рынка……………………….23
3.2. Анализ товарного рынка конкурентов………………………………………….28
3.3. Анализ спроса…………………………………………………………………….36
Глава IV. Анализ внутренней среды.
4.1. Финансово – экономическое состояние предприятия…………………………38
4.2. Анализ ассортимента продукции………………………………………………..43
4.3. Оценка конкурентоспособности ……………………………………………….47
4.4. SWOT анализ…………………………………………………………………….49
Глава V. Стратегические мероприятия по управлению ассортиментом продукции ОАО «Белгородасбестоцемент» …………………………………….52
Заключение 54
Список литературы 56

Работа содержит 1 файл

Курсовик по маркетингу.doc

— 578.50 Кб (Скачать)

3. «Дойные коровы» - это имеющие высокую долю на медленно растущем рынке. Они обладают высокой прибыльностью, устойчивы, а их потребность в финансовых ресурсах невысока. Стратегическая задача «дойных коров» - поддержание уровня продаж.

4. «Собаки» - это продукты, имеющие небольшую долю на медленно растущем рынке. Они могут приносить доход, достаточный лишь для поддержания собственного функционирования. Но, как правило, средства изымаются из такого бизнеса.

     В долгосрочной перспективе  компания нуждается поддержании равновесия между всеми продуктами, приносящими доход и требующими дополнительных инвестиций.

     В анализируемом ассортименте большее преимущество «Дойных коров», следовательно, предприятие, пользуясь высокой доходностью в настоящем, в будущем рискует оказаться в состоянии кризиса в связи с отсутствием потенциала роста. 

                           4.3. Оценка конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность – это свойство объекта, отражающее степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

    Чтобы предприятие было конкурентоспособным,  необходимо направить все усилия на развитие тех сторон, которые выгодно отличают организацию от потенциальных или реальных конкурентов.

 

   Определим конкурентоспособность  товара «Асбестоцементный волновой  лист (шифер 1) «Белгородасбестоцемент». На рынке в качестве образца выберем асбестоцементный лист (шифер 2) - самого сильного конкурента «Комбинат Красный строитель». 

    Параметры     Значение параметра     Вес параметра.
Шифер 1 Шифер 2
Толщина листа, мм     4,7          4,8            0,1
Количество  волн, балл     9,0 4,9               0,1
Дизайн, балл     4,6          5,4       0,2
Масса листа, кг.     19,3     21,6            0,1
Качество  сырья     9,7     8,9            0,3
Прочность, балл     8,9     8,2            0,2
Цена, руб     126     153             -

 

Расчёт  параметрических индексов:

BП1 = 4,8 /  4,7 = 1,0

ВП2 = 4,9 / 9,0 = 0,5

ВП3 = 5,4 / 4,6 = 1,2

ВП4 = 21,6 / 19,3 = 1,1

ВП5 = 8,9 / 9,7 = 0,9

ВП6 = 8,2 / 8,9 = 0,9 

Расчёт  сводного индекса потребительских  параметров:

In = 1,0 * 0,1 + 0,5 * 0,1 + 1,2 * 0,2 + 1,1 * 0,1 + 0,9 * 0,3 + 0,9 * 0,2 = 0,95 

Расчёт  сводного индекса экономических  параметров:

Iэ = 126 / 153 = 0,82 
 

Расчёт  интегрального коэффициента конкурентоспособности:

К = 0,95 / 0,82 = 1,2 

   Шифер  рассматриваемого предприятия «Белгородасбестоцемент» является конкурентоспособным по отношению к аналогу, поскольку значение коэффициента конкурентоспособности выше 1. 

    

    4.4.    SWOT   анализ 

   Возможности рынка    Угрозы  рынка
  1. Высокий уровень конкуренции;
  2. Возможность выхода на внешний рынок;
  3. Сотрудничество с зарубежными партнерами;
  4. Ускоренное развитие рынка строительных материалов;
  5. Политика государства, направленная на дальнейшее развитие рыночных отношений;
  6. Периодически обновляющийся ассортимент продукции, в связи с достижениями НТП;
  7. Возможность расширения производства;
  8. Выход на новые рынки сбыта.
 
 
 
 
 
  1. Высокие ставки налогов;
  2. Риск потери вложенных средств;
  3. Недостаточное информационное обеспечение;
  4. Падение покупательской способности;
  5. Периодические спады производства;
  6. Активные поиски конкурентами новых, более совершенных видов продукции;
  7. Психологическая неготовность менеджеров к внедрению маркетинга.
   Сильные стороны предприятия    Слабые  стороны предприятия
  1. Репутация предприятия.
  2. Высокий уровень автоматизации и механизации труда.
  3. Высокий уровень качества производимой продукции;
  4. Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов;
  5. Завоевание доли рынка с помощью преимущества перед конкурентами - цены;
  6. Налаженные рынки сбыта;
  7. Новые разработки в области производимой продукции;
  8. Сильная материально-техническая база для НИОКР;
  9. Устойчивое финансовое состояние;
  10. Хороший кадровый потенциал.
  1. Высокие затраты  энергии на  производство;
  2. Не достаточно большие собственные инвестиционные возможности;
  3. Отсутствие службы маркетинга;
  4. Отсутствие четких целей по управлению ассортиментом продукции и внедрению инноваций;
  5. Нехватка оборотных средств;
  6. Низкая привлекательность отрасли из-за вредного воздействия производства на состояние здоровья;
  7. Большие временные затраты на производство.

    Поскольку задачей SWOT-анализа является выбор стратегии развития предприятия в текущих условиях с учетом его текущего состояния, постараемся сопоставить некоторые сильные и слабые стороны анализируемого предприятия и возможностями и угрозами рынка:

   1) На предприятии имеется хорошая материально-техническая база для НИОКР и  возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов, однако высокие налоги и сложность привлечения финансовых ресурсов этому не способствуют;

   2) Происходит периодическиое обновление ассортимента продукции, кроме того, на предприятии производятся новые разработки для усовершенствования  продукции;

   3) Наличие целей, но нет стратегии  развития, высокий уровень конкуренции;

   4)  Происходят периодические спады  производства, к тому же  существует низкая привлекательность отрасли из-за вредного воздействия производства на состояние здоровья.

   Возможные варианты стратегических действий предприятия «Белгородасбестоцемент»:

       «Сила и угроза» – стратегия использования сильных сторон предприятия для устранения угроз во внешней среде. В данном случае, это может быть ведение конкурентной борьбы, путем создания четкой маркетинговой стратегии, способствовать дальнейшим разработкам по совершенствованию продукции.

     «Сила и возможности» – стратегия использования сильных сторон организации для реализации возможностей, появившихся на рынке. Для нашего предприятия это ценовое преимущество перед конкурентами.

     «Слабость и возможности» – стратегия минимизации слабости организации за счет использования возможностей текущей ситуации. В данном случае – повышение собственных инвестиционных возможностей за счет ускоренного развития рынка строительных материалов,  снижение вредного воздействия на состояние здоровья.

     «Слабость и угроза» – стратегия, направленная на уменьшение уязвимости организации и угроз, появившихся во внешней среде. Такая ситуация на данный момент еще не сложилась. Этому препятствует большое количество сильных сторон предприятия, и, в общем, благоприятная ситуация на рынке большинства видов. Однако, слабых сторон тоже немало. И если в данный момент отказаться от решения внутренних проблем в пользу реализации предоставленных возможностей, то не исключено, что развитие ситуации приведет к необходимости перехода к этой стратегии.

     Думаю, что для данного предприятия лучшей стратегией будет «Сила и угроза». 
 
 
 
 
 
 
 

    V Глава. Стратегические мероприятия по управлению ассортиментом продукции ОАО «Белгородасбестоцемент». 

  Стратегическое планирование  - это управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов фирмы. А стратегические мероприятия – это в свою очередь мероприятия, необходимые для достижения целей, возможностей и ресурсов фирмы. 

   Мероприятия по управлению ассортиментом осуществляет коммерческий директор совместно с отделом кадров. Следовательно, первое, с чего стоит начать: предприятию «Белгородасбестоцемент» необходимо создать службу маркетинга, которая и будет анализировать конкурентов, спрос, заниматься разработкой новых товаров, рекламой, расширением ассортимента.

Второе, в политике ассортимента задействована служба, которая должна заниматься разработкой новых каналов сбыта и работать непосредственно с клиентской базой.

Третье, ассортимент продукции «Белгородасбестоцемент» пополняется только теми новинками, которые уже есть в ассортименте сильных конкурентов. Следовательно, необходимо создавать новый качественный продукт, отличный от продукта конкурента с высокой конкурентоспособностью.

Четвертое, расширение ассортимента происходит по горизонтали, то есть расширяется размерный ряд, увеличивается количество цветов для окраски шифера, диаметр труб. А расширение в данном случае необходимо проводить по вертикали, то есть создавать совершенно новый продукт, приобретая новое оборудование и осваивать новые технологии производства.

Пятое, в данное время ассортиментная политика движется в узком направлении, основываясь на производстве труб различного диаметра, изготавливают асбестоцементные колонны, урны, кормушки для скота в с/х, кольца асбестоцементные и др. Необходимо  ассортиментную политику направлять в другое русло, расширять, рассматривать и анализировать новые возможности на рынке строительных материалов.

Шестое, предприятию необходимо провести ценовую политику, на определённые продукты снизить цену.

Седьмое, на предприятии уже есть разработки и готовые продукты, основанные на безасбестовой технологии. Необходимо двигаться в том же направлении и таким образом можно будет опередить конкурентов. Есть вероятность, что при вступлении России в ВТО, асбестоцементную промышленность больше не будут лицензировать из-за вредного вещества асбеста. 

Проанализировав выше сказанное, у предприятия «Белгородасбестоцемент» большие перспективы не просто удержать на рынке свои позиции, но и идти дальше, есть возможность занимать лидерское положение. Необходимо провести переоценку служб, работающих на предприятии. «Каждый должен заниматься своим делом». Именно для этого необходимо создать службу маркетинга, в которой будет работать только квалифицированный персонал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

     Ассортимент продукции - развернутый состав продукции, выпуск которой предусматривается производственной программой предприятия, или же представленной в торговом предприятии. Ассортимент продукции характеризует ее натуральный состав по видам, типам, сортам, размерам, маркам, артикулам.

    Термин  произошел от французского слова "assortiment", что означает подбор различных видов  и сортов товаров. Однако на сегодняшний  день принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как  градации качества товаров одного вида и наименования относить к ассортименту.

    На  сегодняшний день суть формирования ассортимента продукции состоит  в планировании фактически всех видов  деятельности, направленных на отбор  продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей.

    Формирование на основе  планирования ассортимента продукции - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

    Наиболее  главным вопросом в данной работе является управление ассортиментом  выпускаемой продукции.

    Управление  ассортиментом предполагает координацию  взаимосвязанных видов деятельности - научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.

    В процессе управления ассортиментом  продукции решаются следующие задачи:

    * Определение операционных методов  портфельного анализа, которые помогут максимизировать прибыль и приток денежных средств;

    * Определение информации, необходимой  финансовым службам для проведения  анализа ассортимента продукции;

Информация о работе Анализ ассортимента продукции