Японский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:27, реферат

Описание работы

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он
непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда.

Содержание

Введение
3
1 Понятие и источники монопольной власти
5
2 Общественные потери эффективности в условиях несовершенства рынка

13
3 Анализ монополизации рынков в Республике Беларусь
19
Заключение
25
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

япония.docx

— 106.51 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Институт бизнеса и менеджмента технологий»

Оршанский филиал

 

 

Кафедра экономики и управления финансами

 

 

Сапегин Олег Олегович

 

Японский менеджмент

 

Реферат

 «Основы менеджмента и организационное поведение»

студента 2 курса гр. з1211

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орша - 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Понятие и источники  монопольной власти

5

2 Общественные потери эффективности в условиях несовершенства рынка

 

13

3 Анализ монополизации  рынков в Республике Беларусь

19

Заключение

25

Список использованных источников

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Менеджмент  в  Японии,  как  и  в   любой  другой  стране,  отражает  её исторические   особенности,   культуру   и   общественную   психологию.   Он

непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны.  Основные принципы  японского  и  европейского  менеджмента  лежат  в  разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все  морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде  всего,  это  чувство долга перед коллективом,  что  в  японском  менталитете  почти  тождественно чувству стыда.

Основным  предметом управления в Японии  являются  трудовые  ресурсы.  Цель, которую ставит перед собой японский  управляющий  -  повысить  эффективность работы предприятия в основном за  счет повышения производительности труда работников, гарантий занятости и создания  обстановки  доверительности.  Такие гарантии ведут  к  стабильности  трудовых  ресурсов  и  уменьшают  текучесть  кадров.

Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она  укрепляет  чувство корпоративной  общности,  гармонизирует  отношения  рядовых  сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы  увольнения  и  имея  реальную возможность для продвижения по вертикали,  рабочие  получают  мотивацию  для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность  так  же  способствует улучшению  взаимоотношений  между  работниками  управленческого   уровня   и рядовыми  рабочими,  что,  по  мнению  японцев,  совершенно  необходимо  для улучшения     деятельности   компании.   Стабильность    дает    возможность количественного увеличения управленческих  ресурсов,  с  одной  стороны,   и сознательного направления вектора их  активности  на  цели  более  значимые, чем  поддержание  дисциплины.  Гарантии  занятости  в  Японии   обеспечивает система  пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное  для европейского образа мысли.

Гласность и ценности корпорации.  Когда  все  уровни  управления  и  рабочие

начинают пользоваться общей  базой  информации  о  политике  и  деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности,  что  улучшает взаимодействие   и повышает производительность. В этом отношении  встречи  и совещания, в которых принимают участие инженеры и  работники  администрации, дают существенные результаты. Японская система  управления  старается  также создать общую  для  всех  работников  фирмы  базу  понимания   корпоративных ценностей,  таких,  как  приоритет  качественного  обслуживания,  услуг  для потребителя,  сотрудничество  рабочих  с  администрацией,  сотрудничество  и взаимодействие  отделов.  Управление   стремится   постоянно   прививать   и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

Управление, основанное на информации. Сбору данных   и  их  систематическому использованию  для  повышения  экономической  эффективности  производства  и качественных характеристик продукции придается особое  значение.  Во  многих фирмах, собирающих телевизоры,   применяют  систему  сбора  информации,  при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто   отвечал  за исправность  того  или  иного  узла.  Таким  образом  выявляются  не  только виновные за неисправность, но, главным образом,   причины  неисправности,  и принимаются  меры  для  недопущения  подобного   в   будущем.   Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и  валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей  и  чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения. Управление, ориентированное  на  качество.  Президенты  фирм  и  управляющие компаний  на  японских  предприятиях  чаще  всего  говорят  о  необходимости контроля  качества. При управлении  производственным  процессом  их  главная забота - получение точных данных о качестве.  Личная  гордость  руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за  качеством  и,  в  итоге,  в

работе порученного ему  участка производства с  наивысшим  качеством.

Постоянное присутствие  руководства на производстве. Чтобы  быстро  справится с затруднениями и для содействия решению проблем по  мере  их  возникновения японцы зачастую  размещают управляющий  персонал  прямо  в  производственных помещениях.  По  мере  разрешения   каждой   проблемы   вносятся   небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных  новшеств.  В  Японии для содействия  дополнительным  нововведениям  широко  используется  система новаторских предложений и кружки качества.

Поддержание чистоты и  порядка.  Одним  из  существенных  факторов  высокого качества японских  товаров  являются  чистота  и  порядок  на  производстве. Руководители  японских  предприятий  стараются  установить  такой   порядок, который может служить гарантией  качества  продукции   и  способен  повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

В  целом  японское  управление  отличает  упор  на  улучшение   человеческих

отношений:  согласованность,  групповую   ориентацию,   моральные   качества

служащих, стабильность занятости  и гармонизацию отношения между  рабочими  и управляющими.

 

                      1. Принципы японского управления

 

 

                                            Мы любим людей и землю.

                                            Лозунг фирмы «Sanyo electric»

      Современные   методы  управления  сложились   в   Японии   в   условиях

послевоенной  разрухи,  которая  поставила   перед   руководителями   задачу

восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под  влиянием

американской  оккупационной   администрации   будущие   японские   менеджеры

познакомились с американской  идеологией  и  методами  управления  бизнесом.

Именно в этот период лидеры японского бизнеса  начали  постигать  социальную

ответственность за последствия  своей деятельности.

Это не означает, что до 19945 года в  Японии  не  было  эффективной  системы

управления произодством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска

модели национальной экономики,    благо она уже была готова. Ещё 5 мая  1932

года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки», которого   в  Японии

называют «всесильным  волшебником менеджмента» и «основателем  вероучения  об

управлении», произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную  речь.

Именно  в  этот  день  он   постиг   предназначение   производителя:   «Роль

производителя в том, чтобы  преодолеть бедность».

Руководители  японских  предприятий  осуществляли   свои   задачи,   сначала

применяя традиционные методы управления к новым условиям, а  затем с  помощью

усвоенных ими теории и  методов американского  управления.  Они  пытались  не

только творчески применить  предвоенный опыт к новым условиям, но  и  извлечь

полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом  найти новый,  японский

путь развития.

В результате основные  черты  японской  системы  управления  определяет  ряд

концепций, отсутствующих  в американской модели. Важнейшими из  них  являются

система пожизненного найма  и процесс коллективного принятия решений.

Японское общество однородно  и пронизано духом коллективизма.  Японцы  всегда

мыслят от имени  групп.  Личность  осознает  себя  прежде  всего как члена

группы, а свою  индивидуальность  -  как   индивидуальность   части  целого.

Руководящий  принцип  японского   менеджмента   находится   в   согласии   с

исследованиями  Э.  Майо,  который показал,  что работа   есть   групповая

деятельность.

Вопрос о том, какие  черты человека окажутся достаточно  прочными  для  того,

чтобы  на  них  можно  было  опереться   в   условиях   быстрого   изменения

общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для  других

стран, остается до сих пор  открытым. Многие исследователи считают, что  даже

кажущиеся  наиболее  современными  особенности   мышления   и   чувствования

личности и общественных групп являются порождением прошлых  эпох  и  по  ходу

развития общества исчезнут. Изменение методов управления  в  Японии  сегодня

характеризуется  возрастанием  свободы   выбора   концепций   для   создания

оптимальных систем, однако при   этом  традиционные   методы  управления  не

забываются. Стремление к  изменениям, основанное на уважении  к  национальным

духовным ценностям, ярко продемонстрировано в следующем  высказывании  одного

из виднейших предпринимателей Японии С. Хонды:

     «Тот, кто является  руководителем  организации,  должен  прежде  всего

сделать свое управление всесторонне  обоснованным. Это значит, что он  должен

прекрасно понимать цели  деятельности  своей  организации,  обосновывать  ее

политику и создавать  планы по достижению поставленных задач  таким  образом,

чтобы его подчиненные  работали  с  сознанием   собственного  достоинства  и

получали от работы удовлетворение. Для того, чтобы выработать  такой образ

мышления, который  бы  подталкивал подчиненных к достижению  поставленных

целей в  любых  условиях,  лидер  должен  обладать  теоретически  сильной  и

практически применимой концепцией».

 

Другой немаловажной особенностью японского  менеджмента  является  концепция

непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение  приводит  к

постоянному совершенствованию  мастерства. Каждый человек путем  непрерывного

обучения  может  улучшить  выполнение   своей   работы.   Это   приводит   к

саморазвитию, а достигнутые  результаты приносят моральное удовлетворение.  С

другой стороны, целью  обучения является  подготовка  к  более ответственной

работе и продвижения  по  службе.  Но,  в  отличие  от  западного  подхода  к

управлению,  японцы  придают  особое  значение  долгу  в   совершенствовании

мастерства без ожидания какой-либо  материальной  выгоды.  Японцы  убеждены,

что улучшение мастерства само по себе  может  приносить  человеку   огромное

удовлетворение.

Японцы восприимчивы к  новым идеям. Они  любят  учится  на  чужих ошибках и

извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают  за  происходящим

в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа. Они заимствуют  и

быстро усваивают новые  технологические методы и процессы.  Японские  рабочие

не  оказывают  сопротивления  внедрению  новинок   технического   прогресса.

Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.

  Описанные  выше  представления  были  важны   для  подготовки  изменений   в

японской стратегии управления и стиле руководства, а также  для   структурной

перестройки  отдельных  предприятий  и   экономической  системы   в   целом.

Стержнем  новых  концепций  стало  признание   социальной   ответственности,

лежащей на управляющих.

В 1947 году предприниматель, один из  основателей  компании  «Panasonic»  И.

Мацусита основывает творческую лабораторию «Дойкай» для  исследования  новых

управленческих  решений.  В  одним  из  первых    трудов  этой   лаборатории

господин  Мацусита отмечает:

  «Каждая  компания,  вне  зависимости  от   ее   размеров,   должна   иметь

определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые  оправдывают

Информация о работе Японский менеджмент