Японский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 14:16, реферат

Описание работы

В последние годы, одной из наиболее эффективных школ менеджмента во всем мире признана - японская. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Общепризнанно, что успехи в послевоенном развитии японской экономики в значительной мере обусловлены рациональной организацией производства и управления. И в этой области Япония сумела создать свою оригинальную систему менеджмента.

Содержание

Введение
1.Особенности японского управления
1.1.Специфика японского менеджмента
1.2.Поведение сотрудников в японских организациях
1.3 Система контроля в японских организациях
2. Система управления качеством
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

менеджмент.реферат.docx

— 35.84 Кб (Скачать)

     Изначально  система контроля  и управления качеством основывалась на кружках  качества. По мнению основателя и теоретика  управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами:

- добровольность. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху.

·   саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться.

·   групповая деятельность

·   применение методов управления качеством

·   взаимосвязь с рабочим местом

·   деловая активность и непрерывность  функционирования

·  взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.

·   атмосфера новаторства и творческого  поиска

·   всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие  всех рабочих в управлении качеством.

·   осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения  задач в этой области.

     Существуют  также особенности японской системы  управления качеством, отличающая ее от западной системы:

1)  управление  качеством на уровне фирмы  - участи всех звеньев в управлении качеством

2)  подготовка  кадров и обучение методам управления качеством

3)  деятельность кружков качества

4)  инспектирование деятельности по управлению качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)

5)  использование статистических методов

6)  общенациональные программы по контролю качества

     Задачами  кружков качества в рамках общей  деятельности по управлению качеством  на предприятии являются:

1.     содействие совершенствованию и развитию предприятия

2.  создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке

3.   всестороннее развитие способностей  работников и ориентация на  использование этих возможностей  в интересах фирмы

Управлением качеством имеет многие преимущества:

  • Она дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их. Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством может помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины.
  • Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу.
  • Комплексное управление качеством дает возможность отделу проектирования продукции и производственному отделу умело и точно следовать меняющимся вкусам и позициям заказчика, с тем чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросам.
  • Комплексное управление  качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание - сила» - вот лозунг комплексного управлением качеством.

     За  вклад в достижение высоких результатов  в области управления качеством  ежегодно с 1951 года в Японии вручают  премии У. Э. Деминга - основателя, как считается, управления качеством в Японии.

     В связи с постоянно изменяющимися  вкусами, потребностями людей и  появлением новых технологий от руководителей  требуется постоянная перестройка  самосознания и  ориентировок, которые  в общем виде могут быть сформулированы так:

1)  Прежде  всего - качество, а не кратковременные  прибыли

2)  Главный  человек - потребитель, то есть  нужно стоять на точке зрения  конечного пользователя.

3)  Следующий  этап производственного процесса -  потребитель твоей продукции.  Этот лозунг позволил устранить  барьеры и разобщенность между  отдельными стадиями жизненного  цикла продукции

4)  Информационное  обеспечение и применение экономико-математических  методов делает процесс принятия  решений спокойным, эффективным  и более творческим занятием.

5)  Человек  в системе управления - вовлечение  всех  без исключения работников  в процесс управления качеством.

6)  Функциональное  управление. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Япония - маленькая страна. Плотность населения  высока. Ресурсы ограничены. Природные  катаклизмы вызывают чувство опасности. Поэтому у японцев острое чувство  необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что  их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.

     Японцы  работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед  ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в  Японии путем группового консенсуса. Можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют  уважение к мнению каждого.

     Японец  дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на экстраординарные усилия для достижения общего блага. Японцы - целеустремленные люди. Они хотят  совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень помогло японскому менеджменту  в интеграции европейского опыта  управления  в традиционную японскую культуру.

     Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь  вызвать и сохранить любовь и  преданность своего персонала.

     В течение 30-40 лет послевоенного развития японский менеджмент и японская модель экономики позволяли стране эффективно мобилизовать личностный и общественный потенциал народа для реализации постоянного роста производства, недопущения чрезмерного общества и предотвращения извращения социально-экономических  отношений под влиянием криминальных элементов.

     Понимание японского менеджмента наверняка  поможет российским хозяйственникам, экономистам, бизнесменам глубже разобраться  в проблемах экономики своей  страны, даст возможность к совершенствованию производства. Тем более, что предприятия, работающие «по-японски» уже созданы в США, Великобритании, Малайзии, Тайланде и во многих других странах. Один из примеров – германский концерн «Порше», оказавшийся к 1992 году на грани банкротства. Помощь японской консалтинговой фирмы, состоящей из бывших служащих «Тойоты», дала блестящий результат: выпуск автомашин увеличился, численность персонала уменьшилась на 19%, занимаемая территория – на 30%, появилась прибыль, увеличился ассортимент продукции.

     Овладение стержнем японского менеджмента  – отказ от узкой специализациим, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внути фирмы, обучение в процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Аоки М. Фирма в японской экономике. Пер. с англ, - СПб: Лениздат, 2005

2. Волгин  Н. Японский опыт, который стоит  изучать и разумно заимствовать. -"Человек и труд".- 2007.- №6.- С.50

3. Исикава К."Японские методы управления качеством" Сокр .пер с англ/ Науч. ред. и авт. предисл. А.В. Гличев. - М: Экономика, 2008

4. Конарева А.А. Управление качеством продукции в США и Японии // США: ЭПИ.1987 № 5 с.52

5. Михайлов  А. Главный секрет японского  "экономического чуда". - М.: изд. "Япония сегодня" 2006, №5, с.5

6. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. - М., 2003 г.

7. Пшенников  В. Уроки менеджмента: Управление, рождающее творчество. М.: изд. "Япония сегодня" 2006, №9,

8. Пшенников  В. Уроки менеджмента: Человек  на рабочем месте. - М.: изд. "Япония  сегодня" 2006, №10

9. Пшенников  В. Уроки менеджмента: Планомерность  как образ жизни японского  бизнеса.- М.: изд."Япония сегодня" 2006, №11

10. "Современная  технология и экономическое развитие  Японии", Масанори Моритани М. Экономика. 1986 г.

11. Скандарьян В.Б. Деловая Япония. М.: "Мысль", 2001

12. Уткин  Э.А. Профессия - менеджер. М.: Экономика  2002.

13. Фишер  Г. Еще раз о причинах "японского  экономического чуда". - "Российский  экономический журнал", 2005, №8, с. 69-73

14. Фильев В.И. Организация, нормирование и оплата труда в развитых странах: Великобритания, Германия, Италия, США, Япония и д.р. -М: Изд-во журн. "Юрид. бюл. Предпринимателя" ИНТЕЛ-СИНТЕЗ 2006

15. Хлынов  В.Н. Японские "секреты" управления  персоналом. М: Институт Дальнего  Востока, 1995, информационный бюллетень №9

16. Хлынов  В. Япония: становление новой модели  управления трудом. -М: "МЭиМО", 2003, №2

17. Целищев  И. Управление по-японски за  пределами Японии. -М:"МЭМО", 2001, №8

18. "ЯПОНИЯ" Производственная инфраструктура, В.В. Власов. М: "Наука",2006.

Информация о работе Японский менеджмент