Японская модель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

Америка и Япония на сегодняшний момент являются одними из самых развитых в экономическом плане государств. Именно поэтому развивающиеся страны пытаются эффективно использовать их опыт руководства предприятиями. В данной работе рассматриваются модели менеджмента Японии и Америки еще и потому, что они являются основными. Интересно посмотреть, как японские менеджеры самостоятельно пытались выработать свою модель управления. Их творческий поиск завершился созданием специфической «японской» системы управления. На этот процесс, без сомнения, повлияли американские идеи, но в то же время следует отметить, что непосредственное применение американских методов управления оказалось неудачным. Другими словами, идеи американских ученых способствовали установлению особого стиля мышления и подходов, присущих только японским управляющим. Эти трудности направили творческий поиск на развитие новых направлений управленческой мысли.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 57.38 Кб (Скачать)

  СИСТЕМА «ТОЧНО В СРОК»   

  Система «точно в срок» (just-in-time) представляет собой систему планирования материально-технического снабжения, предусматривающую полную синхронизацию с производственным процессом. В рамках этой системы:

  а) сырье, полуфабрикаты, комплектующие  изделия подаются небольшими партиями непосредственно в нужные точки  производственного процесса, минуя складские помещения;

  б) готовая продукция также отгружается  потребителям непосредственно по мере завершения производства. Эта система  получает все более широкое распространение  и позволяет эффективно управлять  производственными ресурсами: людьми, материалами, площадями, станками, машинами и информацией. Ее основополагающий принцип — вырабатывать и поставлять продукцию точно в заданный срок и не ранее, то есть производить требуемое количество продукции, реализовывать ее заказчику, затем снова производить и т.д. Как показала практика, для реализации системы «точно в срок» нельзя полагаться исключительно на методы централизованного планирования, определяющие графики выпуска продукции сразу для всех стадий производства. Поэтому необходимым условием обеспечения производства и поставки продукции «точно в срок» является внедрение системы канбан.

  При этом канбан является информационной системой (по отношению к системе  «точно в срок»), позволяющей оперативно (децентрализованно) регулировать выпуск требуемого количества продукции на различных стадиях производства. Для практической реализации системы «точно в срок» компании и их поставщики могут применять целый ряд средств. Наиболее эффективный из них — сокращение запасов и расстояний.

  Сокращение  запасов может идти двумя путями — за счет уменьшения числа изделий  в партии (размера партии) и уменьшения резервных запасов (заделов). Сокращение размера партии является шагом на пути к производству «точно в срок», поскольку производство меньших партий с большей частотой более соответствует темпам их потребления. В результате сокращаются запасы, уменьшаются текущие издержки, быстрее выявляются проблемы и причины выпуска продукции низкого качества. Дело в том, что любая программа повышения качества дает ограниченный эффект, если размеры партии остаются большими. Производство мелкими партиями повышает качество продукции по следующим причинам:

  1.   устраняются крупные партии с большим числом дефектных изделий в них;

  2.   информация от фирмы-потребителя о дефектной продукции поступает к изготовителю достаточно быстро для принятия корректирующих мер;

  3.   причина дефекта бывает довольно простой и может быть устранена рабочим на месте при получении соответствующей информации от потребителя;

  4.   как правило, не возникает необходимости в длительном хранении информации, собранной непосредственно в цехе, поэтому она может быть записана на специальных табло и оперативно использована рабочим при анализе дефектов;

  5.   появляется возможность устранения дефектов, вызываемых причинами, требующими для их выявления участия нескольких экспертов из отделов обеспечения качества, технического обслуживания и других подразделений; это становится осуществимым благодаря быстрой обратной связи (пока причина, приводящая к дефекту, еще существует).

  Аналогичные результаты достигаются и в результате отказа от резервного запаса. Возможно также такое сочетание — размер партии сокращен до единиц продукции, но при этом сохраняется резервный запас. Он делается для того, чтобы рабочий на последующем участке производства мог продолжать работу, когда у его коллеги с предыдущего участка возникла проблема.

  После устранения выявленных причин можно  еще раз сократить резервный запас для выявления и устранения следующих причин.

  При идеальной организации производства по системе «точно в срок» станки и рабочие обычно находятся на таком близком расстоянии друг от друга, что практически не требуется  времени на транспортировку обрабатываемой продукции. Ликвидируются также площади, необходимые для накопления запасов. Поскольку время между операциями и количество обрабатываемых и хранящихся в качестве запасов единиц продукции сокращаются до минимума, сужается круг необходимых проверок и переделок в случае обнаружения дефектов. Другими словами, время обнаружения дефектов приближается ко времени изготовления дефектных деталей, что позволяет быстрее выявить и устранить их причины.

  Таким образом, система «точно в срок»  призвана в первую очередь обеспечить повышение качества, что часто упускается из вида многими компаниями, думающими о переходе на работу по этой системе. Отсюда следует, что снижение складских запасов не является самоцелью, а используется в качестве инструмента для вскрытия причин производственных неполадок.

  Внедрение системы «точно в срок» дает интегральный эффект по многим показателям. Как показывает практика, характерными результатами внедрения системы «точно в срок» являются сокращение запасов и времени производства на 90%, затрат труда — на 10-30%, времени подготовки производства — на 75%, производственных площадей — на 50%, косвенных расходов — на 50-60%, парка подъемного оборудования — на 90 %, повышение качества продукции на 75-90 %.

  Данный  пример показывает, что при внедрении  системы «точно в срок» не следует  делать основной акцент на сокращении складских запасов, что вводит персонал в заблуждение. При всем при том  еще в середине 80-х гг. система  «точно в срок» использовалась менее 10% предприятий промышленности США, хотя интерес к ней постоянно  возрастал.

  Основополагающими условиями успешного внедрения  системы «точно в срок» является массовое вовлечение персонала (в том  числе через образование кружков качества и автономных самоуправляемых бригад) в мероприятия по исключению всех видов дефектов, наличие внедренной системы канбан, сокращение числа фирм-поставщиков и установление с ними партнерских отношений путем заключения долгосрочных контрактов, делающих последних почти частью компании-потребителя. Поэтому, прежде чем приступить к внедрению системы «точно в срок», компания должна хорошо разобраться в концепции и содержании системы и сопоставить со своими нуждами и возможностями. Как показывает опыт многих фирм, желательно, чтобы на высшем уровне руководства был энтузиаст данной системы, который бы активно занимался ее внедрением. Целесообразным также является первоначальная апробация системы лишь на одном, достаточно хорошо налаженном производственном участке.

Японская  система управления трудовыми ресурсами

  Характерные черты

  В основном система управления трудовыми  ресурсами в Японии сходна с американской. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы  последние работали максимально  эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др.

  Но  существует и большая разница  между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Сильное отождествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отождествление, доводя его даже до жертвенности интересам фирмы.

  Преданность служащих и их отождествление себя с корпорацией

  Японский  служащий очень тесно отождествляет  себя с нанявшей его корпорацией. Как высшие должностные лица, так  и рядовые исполнители считают  себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он — важное и необходимое лицо для своей компании и что ее судьба лежит на его плечах. Обычно японец работает очень много для своей компании — это одно из проявлений отождествления себя с фирмой. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Задающий этот вопрос удовлетворяется ответом, поскольку в таких случаях желают узнать именно название компании. В обыденном сознании японцев слово «профессия» отождествляется с работой, а практически означает организацию (фирму), где они работают.

  Служащие  японских компаний редко берут день отдыха. Даже если они немного нездоровы, они продолжают работать. Поскольку они редко берут выходной день для себя или для семьи, коэффициент прогулов (отношение прогулов к общему числу рабочих дней в году в процентах) гораздо ниже, чем в других странах. Для японских работников средняя величина этого показателя составляет 1,6% (в компаниях, где занято более тысячи человек, этот показатель составляет лишь 0,8%)

  Японский  рабочий соглашается с приказом администрации о сверхурочной работе без предшествующего уведомления об этом, возможно, без охоты, но без колебаний, поскольку он чувствует ответственность и необходимость этого.

  Многие  японские рабочие не используют полностью  оплачиваемый отпуск, частично из-за их убеждения в том, что их долг работать, когда компания в этом нуждается. В то же время они полагают, что, беря весь отпуск, они показывают мало преданности компании. Такой же феномен наблюдается даже в фирмах, которые поощряют своих служащих брать оплачиваемый отпуск (табл.3). Тесное отождествление с фирмой является прежде всего результатом стратегии корпорации в области управления трудовыми ресурсами. Пожизненный найм, системы трудового стажа и активного общения составляют главные способы усиления такого отождествления.

  Таблица 3.  Оплачиваемые отпуска[3]

Число занятых на предприятии: Год Среднее число дней Среднее количество дней, фактически использованных Средняя доля использованных дней от отпуска, %
1000 и более 1980 16,6 10,4 63
1981 17,1 9,9 58
От 100 до 999 1980 13,7 8,4 61
1981 14,3 7,8 55
От 30 до 99 1980 12,1 7,1 59
1981 12,6 6,6 52

 

 

  Пожизненный найм и система  трудового стажа    

    Теоретически, чем дольше человек  работает в организации, тем сильнее должно быть его отождествление с ней. Японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждения, основанную на трудовом стаже, для того чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Чем дольше человек работает в компании, тем выше его заработная плата и должность. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает все сначала. Служащий крупной японской компании получает ежегодно растущую до пенсии заработную плату (обычный пенсионный возраст—60 лет). Таким образом, более старые служащие получают большую заработную плату.   

    Продвижение по службе зависит  прежде всего от числа лет  службы в компании (хотя иногда  и от возраста). До второй мировой войны государственные служащие и те работники крупных корпораций, которые имели университетское образование, автоматически продвигались по службе в зависимости от возраста. Таким образом, даже без хорошего выполнения обязанностей продвижение по службе к более высокой должности в среднем звене, а затем даже в высшем руководстве происходило по определенному образцу.   

    Но ситуация изменилась. Теперь  продвижение по службе зависит  не только от трудового стажа,  но и от способностей и выполнения  обязанностей. Хотя заработная плата служащего повышается ежегодно, продвижение по службе происходит не автоматически. Для того чтобы достичь должности в высшем руководстве, служащий обязан проявить способности и хорошо выполнять свои обязанности.    

    Однако продвижение по службе  все еще зависит от трудового  стажа. Молодой человек, проявивший  большие способности, не может быть продвинут в высшее руководство до достижения определенного возраста. Многие крупные корпорации ограничивают продвижение по службе возрастом: например, обычно для младшего администратора это 30 лет, для старшего администратора — 35 лет и т. д.   

    Эта система продвижения по  службе хорошо может быть иллюстрирована  следующим примером. Частные университеты  в Японии осуществляют такое  правило продвижения по службе. После окончания аспирантуры  человек может быть принят  на работу в качестве ассистента профессора, и через 2 года он может быть избран доцентом. После 6 лет службы доцентом он может стать профессором. Но если он выполняет свои обязанности недостаточно хорошо, его продвижение откладывается. Таким образом, в определенных рамках продвижение по службе зависит от способностей и успешности выполнения обязанностей, но в своей основе оно зависит от трудового стажа. Даже если молодой ассистент получит Нобелевскую премию, он не может стать профессором раньше, чем через 8 лет работы.    

Информация о работе Японская модель