Я-концепция как социально психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В психологии феномен Я-концепции традиционно исследуется с позиции гуманистического подхода к человеку. Особое значение Я-концепция как психическая реальность имеет в рамках проблемы индивидуально-личностного в человеке через изучение его представлений о самом себе.Проблемная ситуация темы заключается в следующем: несмотря на то, что Я-концепция рассматривается во многих психологических, психоаналитических теориях четкого определения понятия «Я-концепция» нет. Также как и универсальных способов изменения и формирования Я-концепции.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные положения «Я - концепции»
1.1 Источники формирования и развития «Я - концепции»
1.2 Структура «Я - концепции»
1.3 «Я – концепция» как совокупность установок «на себя»
1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»
Глава 2. Я - концепция как социально - психологический феномен
2.1 Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
2.2 Основные положения феноменологического подхода
2.3 Теория Карла Роджерса
Глава 3. Социальная идентичность
3.1 «Я – концепция» и социальная идентичность
3.2 Эриксон об идентичности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

полная.docx

— 50.45 Кб (Скачать)

Курсовая работа по теме:

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Основные положения  «Я - концепции»

1.1 Источники формирования  и развития «Я - концепции»

1.2 Структура «Я - концепции»

1.3 «Я – концепция» как  совокупность установок «на себя»

1.4 Проблемы измерения  «Я - концепции»

Глава 2. Я - концепция как  социально - психологический феномен

2.1 Феноменологический подход  к пониманию «Я-концепции»

2.2 Основные положения  феноменологического подхода

2.3 Теория Карла Роджерса

Глава 3. Социальная идентичность

3.1 «Я – концепция» и  социальная идентичность

3.2 Эриксон об идентичности

Заключение

Список литературы

Введение

 

В психологии феномен Я-концепции традиционно исследуется с позиции гуманистического подхода к человеку. Особое значение Я-концепция как психическая реальность имеет в рамках проблемы индивидуально-личностного в человеке через изучение его представлений о самом себе.

«Я-концепции» посвящено немало исследований. И потому за рубежом Я-концепция подробно исследовалась в контексте концептуальных подходов: ее зарождения (У. Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.), ее развития (Р. Бернс, А. Комбс, Д. Соупер и многие другие), ее измерения (Р. Бернс, М. Кун, Д. Паркер и др.).

Излагаемые позиции по проблеме «Я» - разные, порой противоречивые. Но именно это обеспечивает более  активное поле ее обсуждения.

Как уже отметили, что «Я-концепция» - одно из базовых понятий гуманистической психологии или феноменологического (перцептивного) подхода в понимание Я. Актуальность темы состоит в том, что многие современные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно обратится к первоисточникам и авторитетам данного направления.

Проблемная ситуация темы заключается в следующем: несмотря на то, что Я-концепция рассматривается во многих психологических, психоаналитических теориях четкого определения понятия «Я-концепция» нет. Также как и универсальных способов изменения и формирования Я-концепции.

В работе рассматриваются  источники развития и формирования Я-концепции. Здесь мы обращаемся к теориям Ч. Кули и Дж.Г. Мида.

Для уточнения центрального понятия данной работы - «Я-концепция» и его структуры, в работе используется теория американского психолога У. Джемса, который первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку.

В курсовой работе отмечается, что развитие теории Я-концепции направлено было не только для унификации терминологического аппарата, но и на поиск надежных эмпирических приёмов для измерения, результатом стало представление её как совокупности установок индивида «на себя». Одна из наиболее известных работ, посвященных Я-концепции в этом аспекте - работа Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание».

Психология «Я-концепции» как одна из социально-психологических схем личности в целом опирается на положения феноменологического подхода (гуманистической психологии). Поэтому в данной работе подробно описывается феноменологический подход и его основные положения, а также теория Роджерса, как авторитетного представителя данного направления.

В работе рассматривается  социальная идентичность и эго-идентичность как часть Я-концепции. Для описания проблематики Я-концепции через эго-идентичность обращаемся к трудам эго-психолога, постфрейдиста Э. Эриксона.

Объект исследования – «Я-концепция» как феномен.

Предмет исследования – условия формирования «Я-концепции»; теории о «Я-концепции» в зарубежной психологии.

Цель работы – выявить особенности понимания «Я» в различных теориях, в особенности в феноменологическом подходе в изучение «Я концепции».

Задачи исследования:

Изучить теоретические аспекты: понятие «Я-концепция» и её структура, источники формирования и развития;

Выяснить проблему измерения  «Я-концепции»;

Установить особенность  «Я-концепции» как совокупности установок «на себя» (подход Р. Бернса);

Описать феноменологический подход в понимание «Я-концепции», его основные положения и особенности;

Показать особенность  подхода К. Роджерса как представителя гуманистической психологии;

Представить социальную идентичность как часть «Я-концепции»;

Описать понимание идентичности эго-психологом Э. Эриксоном.

Глава 1. Основные положения «Я - концепции»

 

1.1 Источники формирования и  развития «Я - концепции»

я концепция социальный идентичность

Из многочисленных источников формирования Я - концепции человека, по-видимому, наиболее жизненно важными  являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни  человека:

1. Представление о своем  теле (телесное Я).

2. Язык - как развивающаяся  способность выражать словами  и формировать представления  о себе и других людях.

3. Субъективное толкование  обратной связи от значимых  других, о себе.

4. Идентификация с приемлемой  моделью половой роли и усвоение  связанных с этой ролью стереотипов  (мужчина-женщина).

5. Практика воспитания  детей в семье.

Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, как и другие компоненты Я - концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.

Исследования дают совершенно убедительные свидетельства тому, как  различные телосложения человека вызывают совершенно различные реакции других лиц. В целом исследования подобного  плана выявляют общую тенденцию: чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает индивид в  отношении своего тела, совпадают  с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к  личности. Общий уровень удовлетворенности  своим телом пропорционально  соизмерим с общим уровнем  принятия себя.

Другими словами, так же, как  для каждого из нас существует идеальная Я- концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я- концепции в целом.

Эти идеальные представления  меняются со временем и между культурами. Отсюда следует и практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности при взаимодействии с ними, чтобы уменьшить отрицательные  эффекты стереотипного восприятия внешности и эффекта получения неодобряемых Я - образов тела.

Язык и развитие Я - концепции. Значение языка для развития Я - концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию Я - концепции. Другими словами, Я - концепция осознается человеком в языковых терминах, и ее развитие осуществляется посредством языковых средств.

Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении) - другой важный источник формирования Я - концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями) жизненно важны для развития у подростка Я - концепции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.

Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований Я - концепции человека, все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях - Я существо мужского или женского пола.

Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида - половая идентификация и половая  типизация. Идентификация - это более  ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая  типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения  культурно одобряемыми нормами  поведения, типичными для роли женщины  или мужчины в данной культуре. Определение и усвоение половой  роли - важнейший и универсальный  компонент Я - концепции. И в каждом обществе (культуре) существуют социально  одобряемые нормы, формы поведения  и психологические характеристики, приписываемые ролям мужчины  и женщины.

Многочисленные исследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия, в большинстве культур больше свободы, власти и ценности приписывается  мужской роли.

И поскольку характеристики, связанные с традиционными представлениями  о половых ролях (полоролевыми стандартами) в обществе проявляют наибольшее сопротивление к изменениям, то неудивительно, что Я - концепции женщин имеют в целом тенденцию быть менее положительными, чем Я - концепции мужчин, т. к. женский стереотип содержит меньше социально одобряемых характеристик.

Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие Я - концепции.

Большинство психологов разделяют  ту точку зрения, что первые 5 лет  жизни являются периодом, когда закладывается  базовая основа личности и Я - концепции  человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.

Психологами предпринимались  многочисленные попытки категоризации  различных типов воспитания с  формированием различных типов  личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории. Некоторые из основных результатов  исследований кратко можно свести к  следующему. Родители детей с высокими Я - оценками постоянно проявляют  искреннюю заинтересованность в  благополучии ребенка, теплоту и  заботу о нем. Они проявляют меньше снисходительности, вседозволенности, опираются на высокие стандарты  поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания. Четко устанавливаемые ребенку  границы поведения допускают  применение родителями менее жестких  форм наказания. Существование ограничений  обеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может достигать  успеха.

Наоборот, родители детей  с низкими Я – оценками проявляют  такие качества, как применение жестких  наказаний, безусловность подчинения ребенка требованиям родителей  в сочетании с элементами вседозволенности. Несогласованные реакции родителей  такой ребенок воспринимает как  подтверждение отвержения, враждебности.

В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет  какого-то золотого правила или общей  модели воспитания, позволяющей ребенку  развить высокую самооценку.

Социальная психология признает межличностно - детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я – концепции.

В частности Ч. Кули(1902 г) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я - концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами.

Дж.Г. Мид (1934 г) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития Я - концепции считал способность индивида принимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены. Объединение таких оценочных представлении «обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я - концепции и внутренней регуляции поведения индивида.

 

1.2 Структура «Я - концепции»

 

Во многих психологических  теориях Я - концепция является одним  из центральных понятий. Вместе с  тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые  одни авторы употребляют для обозначения  Я - концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных  аспектов. Чтобы внести ясность в  эту ситуацию обратимся к схеме, которая, с одной стороны, должна отразить структуру Я - концепции, а с другой - упорядочить терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы, посвященной Я – концепции.

Лучше всего представить  Я - концепцию в виде иерархической  структуры. На ее вершине располагается  глобальная Я - концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания (Приложение 1).

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I). Однако не следует забывать об условности такого различения. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я – как - объект существует лишь в процессах «сознавания» и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя.

«Я» как объект содержит в  себе четыре аспекта:

- духовное «Я»;

- материальное «Я»;

- социальное «Я»;

- телесное «Я».

Эти аспекты образуют для  каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений  о себе как личности. Кроме этого  Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула  самооценки выражается в сравнении  достигнутых успехов с уровнем  притязаний:

Успехи

Самооценка =

Притязания

Образ и оценка своего Я  предрасполагают индивида к определенному  поведению; поэтому глобальную Я - концепцию  мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.

Информация о работе Я-концепция как социально психологический феномен