Swot анализ в исследовании систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:07, реферат

Описание работы

Предприятие в процессе своей деятельности является открытой системой: оно тесно взаимодействует с окружающей его средой. Искать причины успехов и неудач фирмы только в ее внутренней организации было бы неправильно. Поскольку окружающая среда, являясь поставщиком ресурсов и потребителем готовой продукции, очень сильно влияет на деятельность фирмы. На первый план выходит анализ среды – маркетинг, и управление на основе этого анализа — маркетинговое управление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Методика использования swot-анализа при исследовании систем управления…………………………………………………………………...……4
1.1 Понятие маркетинговой среды организации как совокупности внутренней и внешней среды и необходимость ее анализа……………………4
1.2 SWOT-анализ как инструмент комплексного исследования внешней и внутренней среды……………………………………………………………….5
2. Методика SWOT-анализа………………………………………………6
2.1 Методика анализа макросреды (STEP-анализ)………………………6
2.2 Анализ микросреды (методика «Пять сил Портера»)……………...10
2.3 Анализ внутренней среды……………………………………………13
2.4 Методика SWOT-анализа………………………………………….....14
3. Заключение……………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.docx

— 69.87 Кб (Скачать)
 

      Для результативного изучения этих компонент  макроокружения на фирме создается  специальная система отслеживания внешней среды. Данная система проводит сбор и анализ материалов, специальные  наблюдения и исследования. Собранные  данные подвергаются анализу для  выявления тенденций их изменения  и влияния на фирму.

      Часто для анализа макросреды применяется  методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ маркетинговой макросреды, основывающийся на изучении социальных (Social), технологических (Technological), экономических (Economical) и политических (Political) факторов. В зависимости от приоритетности учета тех или иных групп факторов различают варианты этой методики:

      STEP-анализ: приоритетными считаются социальные и технологические факторы. Применима для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой.

      PEST-анализ: приоритетны экономические и политические факторы. Применима для стран со слаборазвитой экономикой или экономикой в переходные периоды.

      Существует  две методики STEP-анализа: с использованием четырехпольной матрицы и табличного формата. Вторая более удобна ввиду возможности количественной оценки факторов и их числового ранжирования.

      Рассмотрим  пошаговую методику STEP-анализа с использованием табличного формата.

      1-й  этап: определение объекта анализа:  предприятие в целом, отдельные  подразделения или безнес-единицы.

      2-й  и 3-й шаги: отбор экспертов,  которые будут проводить анализ  и выбор формата занесения  результатов и итоговой формы  анализа.

      4-й  шаг: заполнение формата STEP-анализа (таблица 2). Существует 2 формата таблица STEP-анализа.

      Вариант 1.

      Колонка 1: записываются по группам значимые факторы макросреды и важные события, которые могут повлиять на фирму.

      Затем каждому фактору экспертным путем  присваивается количественная оценка: колонка 2 — важность для отрасли (от 1 до 3); колонка 3 — важной для  организации (от 0 до 3) и колонка 4 —  направление влияния (+1 при положительном  влиянии, -1 — при отрицательном). Итоговая оценка влияния фактора рассчитывается путем умножения значений колонок 2—4. 

      Таблица 2. Табличная форма для проведения STEP-анализа

      Вариант формата таблицы 1

      
      Фактор  среды       Важность  для отрасли       Влияние на организацию       Направление влияния       Степень фактора
      1       2       3       4       5
      1. Социальные факторы
      1                                
                                      
      2. Технологические  факторы
      1                                
                                      
      3. Экономические  факторы
      1                                
                                      
      4. Политические факторы
      1                                
                                      
 

      Вариант формата таблицы 2

      
      Группы  факторов       Описание  событий/ факторов       Опасность/ возможность       Оценка  вероятности события или появления  фактора       Оценка  важности фактора или события       Общее влияние на компанию
      1       2       3       4       5       6
      Социальные       1

      2

      3…

                               
      Технологические       1

      2

      3…

                               
      Экономические       1

      2

      3…

                               
      Политические       1

      2

      3…

                               
 

      Вариант 2.

      Колонка 1: выбирается группа, к которой относится  фактор;

      Колонка 2: записываются значимые факторы макросреды и важные события, которые могут  повлиять на фирму;

      Колонка 3: анализируется влияние каждого  фактора; выявляется, создает ли он опасность или возможность для  предприятия. Если фактор может создавать  и возможность и опасность  одновременно, то рассматриваются оба  варианта. В колонке проставляется  либо «+» (возможность), либо «-» (опасность);

      Колонка 4: оценивается каждый фактор или  событие с точки зрения вероятности  его проявления или наступления (либо количественна шкала: от 0 до 100 %; либо качественная: низкая — средняя  — высокая);

      Колонка 5: оценивается важность факторов по мере ее возрастания — по шкале  от 1 до 10;

      Колонка 6: рассчитывается влияние каждого  фактора как полная вероятность  события (перемножаются колонки 4 и 5), взятая со знаком из колонки 3;

      5-й  шаг: подготавливаются единые  формы оценок влияния факторов  макросреды, составленные каждым  экспертом; на этой основе сотрудниками  предприятия разрабатывается программа  действий по каждой группе  факторов и отдельным событиям;

      6-й  шаг: использование результатов  анализа в процессе стратегического  и тактического планирования;

      7-й  шаг: проведение оценки запланированных  действий по окончании планового  периода; выявление эффективности  применения этих действий.

      Резюме: STEP-анализ позволяет выявить тенденции развития факторов макросреды и определить уровень возможных изменений, а также динамику их влияния на предприятие. В итоге получается модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды, что, в конечном счете, позволяет повысить качество принятия управленческих решений предприятия. 

      2.2 Анализ микросреды (методика «Пять сил Портера»)

      Микросреда (рыночная среда) — это область  прямого влияния факторов внешней  среды на деятельность предприятия. Основными элементами микросреды являются:

      потребители — это отдельные лица, домохозяйства, корпоративные потребители (предприятия), которые используют товары или услуги предприятия-производителя для удовлетворения своих потребностей;

      поставщики  — источник всех видов ресурсов, необходимых для осуществления  бизнеса;

      конкуренты  — как прямые и косвенные, так  и существующие и потенциальные;

      посредники  — это компании, с которыми предприятие  непосредственно сталкивается в  процессе продвижения товаров и  услуг потребителям;

      контактные  аудитории — это любые группы, которые проявляют или могут  проявлять интерес к предприятию, а также оказывать влияние  на способность предприятия достигать  цели.

      Анализ  этих рыночных сил, которые могут  влиять как позитивно, так и негативно  на предприятие, можно проводить  с помощь методики «Пять сил Портера». Она было предложена профессором  Майклом Портеров около 40 лет назад  и рассматривает воздействие  по пяти силам среды:

      существующие  конкуренты;

      клиенты, покупатели;

      поставщики;

      новые конкуренты и рыночные новички;

      товары-заменители или товары-субституты.

      Графически  эту модель можно изобразить так (рисунок 2): 

      

      Рис. 2. Модель «Пять сил Портера»

 

       Затем оценивается возможная сила влияния для каждой группы факторов в бальной системе от 0 до 6 согласно следующей таблице (таблица 3):

      Таблица 3 Критерии бальной оценки внешних сил

      
      Количество баллов       Критерий  оценки
      0       баллов       — давления не ощущается, вполне возможно собственное давление;
      1       балл       — минимальное и нерегулярное давление, не представляющее никакой опасности;
      2       балла       — давление есть, можно отслеживать  его динамику, серьезных угроз  нет;
      3       балла       — нормальная конкурентная среда, отслеживать  ситуацию нужно регулярно;
      4       балла       — активные и агрессивные конкуренты, быстрее анализируемого предприятия, демпингуют, отбивают клиентов и пытаются диктовать условия;
      5       баллов       — очень сильное конкурентное давление, происходит быстрая потеря позиций;
      6       баллов       — полное влияние конкурентов, невозможно сделать какие-либо действия, ожидания бесперспективны;
 

      Следующим этапом происходит определение суммарного влияния сил внешней среды  и прогнозирование возможных  действий (таблица 4): 

      Таблица 4 Оценка давления «Пять сил Портера и рекомендуемые действия»

      
      Согласованная сила давления в баллах       Рекомендуемые действия
      0-1       — надо «давить» дальше;
      2-3       — ничего не делать, проводить мониторинг ситуации;
      4-5       — нужны спецпрограммы с назначением ответственных и соответствующими бюджетами;
      6       — уже поздно, надо уходить из бизнеса: отдаваться или продаваться.
 

      Резюме: анализ микросреды на основе методики «Пять сил Портера» позволяет  выявить возможные пути развития сил рыночной среды и на основе полученных данных построить стратегию взаимодействия фирмы с этой средой, основанную на максимальном извлечении прибыли из этих изменений. 

      2.3 Анализ внутренней среды

      Анализ  внутренней среды предприятия вскрывает  те возможности, тот потенциал, на которые  может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей. Анализ внутренней среды позволяет  также лучше уяснить цели фирмы, более верно сформулировать миссию, т. е. определить смысл и направления  деятельности фирмы [13, с. 282]. Исключительно  важно помнить, что фирма не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования  своим сотрудникам, давая им работу, обеспечивая их социальными гарантиями. В процессе этого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей фирмы стратегическим задачам обеспечения и поддержания  конкурентных преимуществ фирмы, задачам  удовлетворения будущих потребностей рынка. Такая логика планирования «от  ресурсов — к стратегии» весьма эффективна.

      Выделяются  различные факторы внутренней среды  фирмы и системы ее оценки: структура, цели, задачи, технология, персонал, совместные ценности, стиль организации, финансовая и информационная системы, стратегия, навыки персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и др. По мнению М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [9, с. 417], основные внутренние переменные фирмы — это цели, структура, задачи, технология и люди. Несколько иначе построена известная модель 7-С компании «МакКинси» (Т. Питерс, Р. Уотермен) [6, с. 63]: совместные ценности, стратегия, структура, системы, стиль, сотрудники, способности.

Информация о работе Swot анализ в исследовании систем управления