Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:43, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность менеджмента.
Упр-е – сложный многофункц-ый процесс, в основе кот. лежит теория социологии, психологии, математики, геологии, исследования операции, в связи с чем сущ-ет большое кол-во определений понятия «упр-е», кот. отражает те или иные его грани.
Осн. опред-я:
1 – это умение добиваться поставленных целей, используя тр. и умения др. люд.
2 – это процесс принятия реш. в случае возникн-я каких-л. проблем.
3 – это процесс организации сис-мы и механизмов ее функцион-я.

Работа содержит 1 файл

шпоры.doc

— 621.50 Кб (Скачать)

1)Планирование; 2)Координация; 3)Принцип полноты.

Закон композиции очень тесно связан с законом  подчинению частей целому, а закон  пропорц-ти опр-ет осн. требования к  формированию орг-ой структуры упр-ия пред-ем.

Закон информированности  и упорядоченности, в соот. с кот. эфф-ая деят-ть любой орг-ии кроме всего прочего обеспечивается четкой и рациональной системой обмена инф-ии в орг-ии (связан с сущностью эфф-ти упр-ия как процессом).

Закон единства анализа и синтеза. Анализ или декомпозиция состоит в разделении орг-ии на отдельные элементы (службы, отделы)-депортаментализация. Синтез (объединение) состоит в опр-ии порядка и хар-ра взаимодействия между этими частями (на основе регламентации прав, обязанностей и ответ-ти частей).

Закон дифференциализации и универсализации функций. Суть – в орг-ых сис-ах действуют противоположно направленные процессы (специализация функций с одной стороны и их интеграция, универсализация с др. стороны).

 

 

 

 

 

47. Общие динамические основополагающие законы организации.

1. Закон соответствия  разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. В соответствие с ним для того, чтобы  уменьшить неопределённость в поведении управляемого объкта необходимо увеличить разнообразие управленческих функций в управляющей системе.

2. Закон приоритета  целого над частью или закон совместимости и согласованности локальных критериев деятельности и подразделений организации общему критерию деятельности всей организации.

3. Закон синергии, в соответствии с кот. в хорошо  организованной с-ме совокупный  результат её деятельности всегда превышает арифметическую сумму мах ресурсов деятельности отдельных элементов. Синергетический эффект может принимать и отрицательное значение в случае нерациональной орг-ии взаимодействия м/у элементами с-мы.

4. Закон самосохранения, в соотв. с ним каждая орг-ия стремится выживать, используя для этого весь потенциал своих ресурсов. В основе самосохранения лежат такие понятия  как устойчивость, адаптация, равновесие.

Устойчивость  орг-ии рассматривается в 2 видах:

  • когда орг-ия может вернуться в исходное положение после вывода её из равновесия;
  • когда орг-ия кроме этого может перейти на новый, более высокий уровень развития.

В практической деятельности устойчивость орг-ии оценивается  такими фин. коэффициентами, как ликвидность, платёжеспособность, оборачиваемость ср-в,

уровень рентабельности, прибыльность и т.д. В социально-эк-их с-мах неустойчивость представляет начало банкротства и ликвидации предприятия.

Адаптация, как  один из критериев самосохранения, способность орг-ии приспосабливаться к внешним и внутренним воздействиям, изменять своё состояние, не теряя при этом свое целесообразности. Виды адаптации: кратковременная и долговременная, структурная и функциональная. Структурная адаптация (статическая) может быть связана с реорганизацией организационной стр-ры управления, созданием или ликвидацией отделов и служб орг-ии. функциональная (динамическая) может быть связана с перераспределением функциональных обязанностей, прав и ответственности в аппарате управления орг-ии, введением новых функций либо упразднении ненужных.

Закон самосохранения наиболее наглядно прослеживается при анализе жизненного цикла орг-ии.

5. Закон развития, кот. характеризует переход с-мы  из одного состояния в другое, лучшее и более эффективное.  Могут быть 2 варианта развития орг-ий: прогрессивное, когда все показатели деятельности улучшаются, и регрессивное, когда некоторые показатели не улучшаются.

 

48. Частные законы организации.

ЧЗО-законы, кот. действуют в отдельной сфере  деятельности или отрасли экономики.

Закон непрерывности, ритмичности в движении производ-ых фондов относится к орг-ям, функцион-им в произв. сфере и отражает непрерывность и ритмичность произв. процесса и постоянное обновление осн. фондов предп-ия. Для эффе-ого функц-ия на рынке в условиях жесткой конкурентной среды, орг-ия должна направлять часть своей прибыли на приобретение новых технологий, оборудования и т.д.

Закон состязательности кадров управления, в соот. с кот. в каждой орг-ии должен быть создан четкий механизм оценки, отбора, повышения квалификации и мотивции упр-их кадров. В основе этого закона лежан современные теории мотивации.

 

50. 1-я классификация принципов функционирования организации.

4 группы принципов: 1)Общие принципы орг-ии структур; 2)Об. принципы орг. процессов; 3)Принципы  рационализации структур; 4)Принц. рац. процессов.

Все эти принципы можно класс. след. образом:

  1. Системный принцип, при формировании, функц-ии и развитии любых объектов.
  2. Принцип относительности, в соот. с кот. сущ-ие любой сис-мы опр-ся задачами наблюдателя.
  3. Принцип слабого звена, в соот. с кот. структурная устойчивость с-мы всегда опр-ся наименьшей устойч-тью ее отдельных элементов.
  4. Принцип непрерывности – любая орг-ия рассм-ся как нах-ся в постоян. изменении, как относительно внутренней среды, так и внешних факторов.
  5. Принцип цепной связи, в соот. с кот. в каждой орг-ии можно выделить сов-ти функций и соот. связей между структурными подразделениями, кот. можно рассм. как однородные с точки зрения реализуемых задач и кот. образуют отдельные цепи связей внутри орг-ии.
  6. Принцип направленности любой деят-ти на потребителя (маркетинг. подход) – в первую очередь обеспечивается удовлетворение интересов потребителей, во вторую-орг-ии.
  7. Принцип стандартизации, кот. состоит в упорядочении и унификации любых видов деят-ти, док-ов, инф-ых потоков и т.д.
  8. Принцип автоматизации пр-ва и упр-ия – явл. следствием развития информ. технологий, что позволяет высвободить рабочих к творческой деят-ти.

 

 

 

 

51. 2-я класиф-ия принципов функционирования орг-ии.

1) Структурные принципы, к кот. относятся:

-разделение труда

-единство целей и руководства

-рац. соотнош-е централизации  и децентрализации, власти и ответсвенности

и кот. обеспечивают эфф-ое построение структуры аппарата управления, правильный подбор кадров руков-ей и закрепление за ними соот. полномочий и ответ-ти.

2) Принципы процессов, к кот. относят.: -дисциплину, -справедливость, -корпоративный дух, -подчинение главной цели, кот-ые обеспечивают установление стабильных отношений между организациями и различными группами сотрудников.

3) Принцип конечного результата, т.е. инициатива, порядок, стабильность, кот. обеспечивают эфф-ую деят-ть всех сотрудников с точки зрения достижения осн. целей. Кроме этого в данной класс-ии рассм. так называемые общие и частные принципы орг-ии. Общие: принцип обратной связи, кот. должна быть оперативной и достоверной; принцип конкуренции, в соот. с кот. эфф-ое функц-ие любой сис-мы в знач. степени зависит от наличия конкуренции, кот. заставляет исп. новые технологии, методы упр-ия и т.д.; принцип развития, принцип целостности, принцип совместимости элементов целого, в соот. с кот. эфф-ое функц-ие сис-мы возможно только при наличии связей между элементами.

4) Принцип вероятностных оценок, в соот. с кот. природа фукц-ия всех сис-м, в деят-ти кот. учавст-ет чел. явл. вероятностной, т.е. невозможно спрогнозировать однозначно поведение этих сис-ем, что приводит к след-му принципу.

5)  Принцип вероятности.

Частные принципы могут действовать только в отдельных видах систем и имеют ограниченное распространение.

52. 3-я класс-ия принципов функц-ия орг-ии.

Основана на жизненном цикле орг-ии и учитывает статическое состояние орг-ии, т.е. ее нахождение на конкретной стадии жизненного цикла, и динамическое состояние, т.е. прохождение орг-ии через все этапы жизненного цикла.

1)Принципы приоритета:

-приоритет цели

-приоритет функций над структурой при создании орг-ии

-приоритет стр-ры  над функцией в действующих  орг-иях

-приоритет субъекта  управления над объектом при  создании орг-ии

-приоритет объекта  упр-ия над субъектом в действующих  орг-ях 

2)Принципы соответствия:

-соответствие между поставленными целями и имеющимися ресурсами

-принцип распорядительности  и подчинения, в соот. с кот.  у каждого работника должен  быть только 1 линейный рук-ль  и может быть любое кол-во  функциональных

-принцип прямоточности,  в соот. с кот. все произв., инф-ые и др. процессы проходить по кратчайшему пути с миним. кол-вом вспомогательных ситуаций

-принцип ритмичности,  в соот. с кот. эти процессы  должны развиваться равномерно  по заранее заданным временным  интервалам, миним. возможных задержках и простоев.

53. 4-я класс-ия принципов функц-ия  орг-ии.

1)Принцип единоначалия

2)Принцип макс-но  возможного делегирования полномочий, в соот. с этим принципом формируется иерарх-ая стр-ра орг-ии

3)Принцип минимизации  затрат на координацию

4)Принцип обеспечения  согласия, в соот. с кот. рук-ль должен обеспечить такую систему контроля в орг-ии, кот. бы не унижала работников

5)Принцип соот. структуры орг-ии структуре воздействия  внешней среды

6)Принцип равновесия  орг-ии во внешнем окружении

7)Скалярный (иерархичный)  принцип строения орг-ии.

59. Понятие  группы, формальные и неформальные группы.

Группа – 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием. 3 типа формальных групп: группы руководителей, производственные, комитеты. Формальные группы созданы по воле руководства для организации производственного процесса. 1924 г. – проведены исследования на заводе Хаторна, основными открытиями были: важность поведенческих факторов во взаимоотношениях с руководителями и то, что называют сейчас «хаторнским эффектом» - условия в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводили к искажённому зачастую к слишком благоприятному результату. Неформальная – спонтанно созданная организация, состоящая из групп людей, вступающих в регулярное взаим-ие для достижения определённой цели. Причины вступления в неформальные орг-ции: принадлежность удовлетворение этой потребности, помощь, защита, общение, тесное общение и симпатия. Характеристики неформ-ых орг-ций: социальный контроль, сопротивление переменам, неформальные лидеры.

54. Сущность организационного проектирования.

Под организационной  системой понимается соц-экон. сис-ма сознательно  созданная человеком, эфф-ое функц-ие которой связано с чел. деят-тью. Под проектированием орг-их систем понимается деят-ть, связ. с созданием орг-ий, предприятий, построением их орг. стр-ры упр-ия, определением функций осн. элементов, численности и квалифик-ии персонала, регламентации деят-ти и т.д. Орг. проектирование – это постоянный поиск так называемых ситуационных переменных, обеспечив-их эфф-ое функц-ие орг-ии. К ним относятся такие параметры любой орг-ии как цели, технологии, размеры (мощность орг-ии), числ. работников, связи с внеш. средой и т.д.

Орг. проек-ие исп. на стадиях создания орг-ии, реструктуризации, в случае изменения направлений деят-ти, мощностей, освоения новых продуктов и существенных изм-ий параметров внеш. воздействий.

Можно выделить 2 этапа орг. проек-ия (виды):

1)Орг. макропроектирование,  связанное с проектированием либо очень больших предп-ий, либо региональных общегосударственных отраслевых либо террит-ых систем.

2)Орг. микропроектирование  связано с проектированием отдельных предприятий, либо их подразделений.

Орг. макропроектирование, как правило осущ-ся «сверху вниз», т.е. от глобальной цели большой сис-мы путем ее декомпозиции на цели более  низкого порядка и формир-ие под  эти цели в соот-их структурных  единицах.

Орг. микропроектирование  реал-ся «снизу вверх», т.е. от технологических процессов и операций до агрегирования их в самост-ые произв-ые элементы и формирование для реал. этих элементов групп исполнителей руководящих ими подразделений и т.д.

Большинство иссл-ий и практ. дей-ий в сфере орг. проектирования можно разделить на 2 направления:

1)Исходит из  основополагающего параметра-размер  орг-ии

2)Исходит из  технол-их процессов.

Сторонники 1-го направления аргументируют свои действия проблемами управляемости  их эффектами масштабами.

Сторонники 2-го направления при проектировании орг-ии в основу закладывают технол. процессы, и исходят из того, что только они опр-ют и упр-ую стр-ру пред-ия.

 

55. Методология проектирования организационных систем.

Понятие орг-ой системы вкл. в себя самые разнообразные сферы и направления функцион-ия любой орг-ии: орг. стр-ра упр-ия, коммуникации или инф-ые потоки, распределение и регламентация функций, делегирование полномочий, нормирование труда, в связи с чем не сущ. единого метода, позволяющего эфф-но реализовать процесс орг. проект-ия.

Можно выделить след. осн. методы орг. проектирования:

1)Метод аналогии, кот. предполагает анализ функцион-ия  подобных орг-ий, и разработку  типовых структур и параметров, кот. можно исп. в аналогич. ситуациях

2)Методы экспертные, основанные на исп-ии опыта спец-ов при проектировании

3)Метод структуризации  целей основан на построении так называемого «дерева» целей и формирование для реал. каждой цели соот. структурного подразделения

4)Методы количественные (методы орг. моделирования) основаны на иссл-ии проектируемого объекта, анализе всех возможных направлений его функц-ия, прогнозировании количественных хар-ик проектируемых связей, установление на основе этого соот. закономерностей и разработки на этой основе экон-матер. моделей.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"