Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Работа содержит 1 файл

Dokumerrrrrrrrrrrrrrnt_Microsoft_Office_Word_2.docx

— 121.86 Кб (Скачать)

30.Понятие  менеджмента и его отличие  от понятия « управление».

Если данные понятия рассматривать с точки  зрения общего и целого, то управление-это  более общее понятие, которое  включает в себя понятие «менеджмент»(управление людьми).Менеджмент-это категория  историческая, которая появилась  в рыночной экономике и с ее исчезновением она тоже исчезнет. Менеджмент-это искусство управления людьми с максимальной выгодой для  организации.

Понятие менеджмента 
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Есть и другие определения менеджмента. Менеджмент - руководство людьми в разнообразных организациях. Менеджмент - область человеческих знаний, помогающая осуществить функцию управления людьми. Разнообразие определений менеджмента вызывается многообразием задач, которые он решает.  
Менеджмент - это управление: самим собой, коллективом людей и человеко-машинными системами, к которым относятся практически любые организации. Теория управления людьми позволяет понять, что управление это не только принуждение с помощью административно-правовых, организационно-распорядительных и экономических методов, но и менеджмент персонала - обеспечение роста сотрудников в организации и их адаптация в коллективе. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов.  
Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:  
• чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;  
• чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности ( а не только на доходы ее владельцев);  
• чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия. 
Менеджер имеет дело в основном с корпорациями. Корпорация является юридическим лицом, отделенным с позиций хозяйственного права от ее владельцев. Права владения корпорацией отдельными лицами определяются количеством акций-долей капитала. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпораций, определяемую их вкладом в акции. Акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не собственник вложенного капитала, а держатель права получать дивиденды и принимать участие в управлении делами компании.  
Задача управления коллективами людей существовала всегда, как и были организации, в которых можно было выделить уровни управления. Ставилась цель с помощью организации заработать больше денег или получить политическую власть. Однако законы управления не изучались. Гениальные организаторы решали все вопросы интуитивно.  
Понятие управления 
Если рассматривать управление как науку, то управление - это система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление подразумевает способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.  
Управление это целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.  
Процесс управления представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".  
Аппарат управления это совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.  
В процессе управления возникают различные отношения управления, которые заключаются в отношениях между людьми в процессе управления, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления.  
Система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. Взаимосвязь менеджмента и управления 
С легкой руки американцев это английское слово стало известно сегодня практически каждому образованному человеку. В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент по-русски “управление” – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.  
Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.  
Возникает вопрос – можно ли считать, что английское понятие “менеджмент” и русское “управление” и, соответственно, “менеджер” и “руководитель” - это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, - да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам .  
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. 
Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами. 
В нашем определении заключены две важные идеи:  
1) основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль,  
2) эффективное и производительное достижение целей организации.  
Выполнение основных функций управления предполагает использование менеджерами различных навыков и умений.Менеджмент — и искусство, и наука. Искусство, потому что многим из необходимых менеджеру навыков невозможно научиться, даже читая пусть самые умные книги. Менеджмент, как и игра в бильярд или теннис, требует практики. Но это и наука. Нам приходится иметь дело с огромной и постоянно пополняющейся базой знаний и данных о процессе управления и методах повышения эффективности работы организации, которые можно усвоить с помощью учебников. Таким образом, менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, уметь со¬четать науку и искусство.  
Функции управленческого процесса имеют прямое отношение к ситуационным переменным. Через процесс управления руководители создают в реализуют набор внутренних переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения и оценивается успех организации.  
 
 

№ 32 Виды стратегий, их характеристика. Порядок разработки и реализации стратегии.

Условно организационные  стратегии могут быть разделены  на две группы:

   - стратегии функционирования;

   - стратегии развития.

Стратегии функционирования полностью связаны с поведением организации на рынке. По мнению американского исследователя Потера можно выделить три основных их варианта: лидерства в низких издержках,

дифференциации,

фокусирования.

Стратегия лидерства в низких издержках встречается чаще всего. Она ориентирует организацию на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах, образующейся в результате максимизации объемов продаж, отказа от дорогостоящих программ и проектов и завоевания на основе снижения цен новых рынков.

Такая стратегия  эффективна, если ценовая конкуренция  является главной, выпускаемый продукт  стандартен или однороден, используется всеми одинаковым способом; мало возможностей диверсификации; покупатели в основном крупные и им сложно переключаться  с одного продавца на другого.

Суть  стратегии дифференциации состоит в концентрации организацией усилий в нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими за счет уникальности в том или ином аспекте. Вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество. Дифференциация специфична для каждой отрасли и может касаться разнообразия продукции, ее качества, дополнительных услуг, условий производства. Она обычно связана со значительными затратами, и будет успешной только в том случае, если прибыль их покроет, поэтому предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.

Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов отраслевого рынка и достижении на нем безусловных конкурентных преимуществ путем реализации одним из двух описанных выше способов. Однако эти преимущества можно потерять вследствие высоких затрат, недостаточной дифференциации деятельности или продукта, а также проникновения в этот сегмент конкурентов.

Помимо перечисленных, М. Портер выделяет портфельную стратегию, предполагающую ориентацию на производство и реализацию широкого ассортимента товаров, находящихся на разных стадиях  жизненного цикла для обеспечения  стабильных доходов в любой момент. Она основывается на приобретении в  новых отраслях объектов для инвестирования свободных средств, заполнения пробелов в производственной цепочке и  укрепления существующих позиций; выходе из неперспективных отраслей; продаже  неиспользуемого имущества и  пр.

Если стратегия  функционирования в первую очередь  связана с деятельностью организации  на рынке, то стратегия развития в  качестве объекта имеет ее потенциал  и конкурентные преимущества. В настоящее  время принято говорить о четырех  видах этой стратегии: роста, умеренного роста, сокращения и комбинированной.

Стратегия роста присуща прежде всего молодым  организациям независимо от сферы деятельности, стремящимся в кратчайшие сроки  занять лидирующие позиции, либо тем, кто  находится на «острие» научно-технического прогресса. Им свойственны постоянные и высокие темпы увеличения масштабов  деятельности, измеряемые десятками  процентов в год. Эта стратегия  обеспечивает наращивание конкурентных преимуществ фирмы и ее подразделений  за счет активного внедрения на ноше рынки, диверсификации производственной деятельности, осуществления постоянных нововведений. В качестве примера  здесь можно привести фирму Microsoft, занимающуюся разработкой и производством  компьютерных программ.

Стратегия умеренного роста(внутреннего и  внешнего) присуща организациям, твердо стоящим на ногах и действующим  в традиционных сферах, например в  автомобилестроении. Здесь имеет  место продвижение вперед по большинству  направлений, но замедленными темпами  — в несколько процентов в  год. Быстрый рост в данном случае уже не нужен, и даже опасен, поскольку  в случае наступления неожиданных  сложных ситуаций значительная инерционность  может затруднить своевременную  переориентацию, а следовательно, осложнить  преодоление кризиса.

Необходимость следовать стратегии сокращения масштабов деятельности или дезинвестирования, возникает в периоды перестройки  организации, когда нужно произвести ее «санацию», избавиться от всего устаревшего. Она имеет цель обеспечить конкурентные преимущества на стагнирующих рынках для фирм и их подразделений, продукция  которых обладает невысокой конкурентоспособностью. В рамках стратегии сокращения происходит ликвидация части организации или  отсечение лишних подразделений  и уход из неперспективных рыночных сегментов.

Но чаще всего на практике имеет место  комбинированная или селективная  стратегия, включающая в себя в том  или ином соотношении элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения или  рыночные сегменты организации развиваются  быстро; другие — умеренно; третьи —  стабилизируются; четвертые — сокращают  масштабы своей деятельности. В итоге, в зависимости от конкретного  сочетания данных подходов, будет  иметь место общий рост, общая  стабилизация или общее сокращение потенциала и масштабов деятельности. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальному  многообразию жизнедеятельности организаций.

Стратегии могут различаться также по своему характеру. В этом отношении можно  выделить три вида стратегий: наступательную, наступательно-оборонительную (стратегию  стабилизации) и оборонительную (стратегию  выживания).

Наступательная  стратегия чаще всего реализуется  через процессы диверсификации производства, его кооперации иди интенсификации рынка.

Диверсификация  производства может быть вертикальной, предполагающей внедрение в сферу  деятельности поставщиков или потребителей, то есть, в предыдущее и последующее  звенья большой технологической  цепи, и горизонтальной, связанной  с проникновением в смежные отрасли  с целью усиления экономической  устойчивости организации.

Диверсификация  осуществляется в форме прямого  или портфельного инвестирования, а  также кооперации. Прямое инвестирование состоит в строительстве или  реконструкции реальных производственных объектов; портфельное - в приобретении пакетов акций соответствующих  фирм с целью дополнения существующего  производственного потенциала; вхождения  в новую отрасль, общего увеличения активов.

Кооперация  сегодня чаще всего происходит в  форме соглашений о техническом  обучении и помощи в освоении производства; совместных исследованиях, разработках, производстве или сборке; о лицензировании и «ноу-хау»; об организации совместных предприятий. Интенсификация рынка  может заключаться в его развитии, географической и иной экспансии.

Наступательная  стратегия сложна в реализации, связана  с риском и оправдана лишь при  точном выборе ниши, что позво­ляет совершить прорыв в узкой сфере, преодолев барьер высоких расходов и в течение 2-3 лет удерживать лидирующие позиции.

Наступательно-оборонительная стратегия реализуется в условиях перестройки деятельности организации, когда необходимо исправлять ее пошатнувшееся  положение. Здесь осуществляется маневр ресурсами путем ухода из неперспективных, неприбыльных сфер, продажи непрофильных предприятий и одновременно модернизации и расширения существующего производства, совершенствования выпускаемой  продукции и услуг. В основном она финансируются за счет средств, полученных от экономии, рационализации и т.п.

В условиях оборонительной стратегии имеет  место перестройка всех сфер деятельности организации на основе жесткой централизации  управления ею. Обычно наступательный характер имеют стратегии роста  и умеренного роста; наступательно-оборонительный — комбинированная стратегия; чисто  оборонительный — стратегия сокращения деятельности.

№33 

Проблема принятия решений составляет суть любой целенаправленной человеческой деятельности. Вместе с  тем она, несмотря на всё многообразие возможных условий и ситуаций, в которых осуществляется выбор, носит достаточно универсальный  характер. Для ситуаций, в которых  происходит выбор решений, характерны:

1)      Наличие  цели (целей): Необходимость принятия  решения диктуется только наличием  некоторой цели, которую следует  достичь. Если цель отсутствует,  то не возникает и необходимость  принимать какое-либо решение.

2)      Наличие  альтернативных линий поведения  : Решения принимаются в условиях, когда существует более одного  способа достижения поставленной  цели. Каждый из способов может  характеризоваться различными степенями  и различными вероятностями достижения  цели, требовать различных затрат.

3)      Наличие  ограничивающих факторов : Естественно,  что лицо, принимающее решение,  не обладает бесконечными возможностями.  Все множества ограничивающих  факторов можно разбить на  три группы: а)   экономические  факторы – денежные средства, трудовые и производственные  ресурсы, время и т.п.  б)  технические факторы – габариты, вес, энергопотребление, надёжность,  точность и т.п. в)  социальные  факторы, учитывающие требования  человеческой этики и морали.

    Процесс  принятия управленческого решения  – это преобразование исходной  информации (информации состояния)  в выходную информацию (информацию  управления - приказ). Решение может  быть формальным и творческим. Принято считать, что если преобразование  информации выполняется с помощью  математических моделей, то выработанное  решение считается формальным, если  решение появляется в результате  скрытой работы интеллекта человека, принимающего решение, то оно  - творческое.

     В соответствии  с подразделением на творческие  и формальные всё множество  проблем, сопутствующих любому  процессу принятия решений, условно  делится на два класса: проблемы  концептуального характера и  проблемы формально-математического  и вычислительного характера.

     К концептуальным  проблемам относятся сложные  логические проблемы, которые невозможно  решить с применением только  формально-математических методов  и ЭВМ. Часто эти проблемы  уникальны в том смысле, что  они решаются впервые и не  имеют прототипов в прошлом.  Концептуальные проблемы обычно  решаются на уровне руководителей  с привлечением группы экспертов,  в качестве которых выступают  высококвалифицированные специалисты  из различных областей науки  и практической деятельности.  К числу концептуальных относятся,  в частности, такие проблемы, как  анализ и выбор целей, выявление  совокупностей показателей, характеризующих  следствия принятого решения,  выбор из их числа критериев  оптимальности и т.п. Формализация  эвристических процедур является  содержанием так называемой неформальной  теории принятия решений.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"