Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие менеджмента и управленческого труда.
2. Эволюция развития представлений о менеджменте.
3. Содержание работы руководителя. Факторы, влияющие на поведение лидера.
4. Понятие и виды власти.
5. Источники власти. Лидерство и власть.
6. Виды и содержание стилей управления.
7. Подходы к определению лидерства.
8. Цели в менеджменте. Взаимосвязи целей. Миссия организации.
9. Содержание общих и конкретных функций менеджмента.
10. Понятие и основные черты организации. Эволюция и становление организации.
11. Понятие и требования к организационной структуре управления.
12. Виды организационных структур. Линейная и функциональная структура управления.
13. Виды организационных структур. Линейно-функциональная структура управления.
14. Виды организационных структур. Матричная структура управления.
15. Понятие и принципы проектирования организации.
16. Факторы проектирования организации. Внешняя среда.
17. Факторы проектирования организации. Технология работы.
18. Факторы проектирования организации. Стратегический выбор.
19. Элемента проектирования организации. Уровень разделения труда и специализации.
20. Элементы проектирования организации. Департаментизация и кооперация.
21. Элементы проектирования организации. Связь между частями организации и координация их деятельность.
22. Элементы проектирования организации. Масштаб управляемости и контроля.
23. Элементы проектирования организации. Иерархия организации и ее звенность.
24. Элементы проектирования организации. Распределение прав и ответственности.
25. Элементы проектирования организации. Централизация и децентрализация.
26. Элементы проектирования организации. Дифференциация и интеграция.
27. Содержание процесса организации деятельности.
28. Понятие, условия и принципы делегирования полномочий.
29. Виды организационных полномочий.
30. Коммуникационные сети. Виды коммуникационных сетей.
31. Содержание процесса коммуникации. Коммуникационные стили.
32. Виды коммуникаций. Вербальные и невербальные коммуникации.
33. Содержание организационных коммуникаций.
34. Понятие и виды управленческих решений.
35. Особенности управленческих решений:
36. Модели принятия управленческих решений.
37. Методы, используемые для выработки решения.
38. Процесс принятия управленческого решения.
39. Понятие и содержание риск-менеджмента.
40. Классификация рисков.
41. Способы управления риском.
42. Количественная оценка риска.
43. Процесс выделения управленческой работы в самостоятельный вид деятельности.
44. Этапы проектирования работы. Анализ работы.
45. Метод функционального анализа работы. Описание работы.
46. Этапы проектирования работы. Понятие параметров работы.
47. Этапы проектирования работы. Восприятие работы. Характеристики, влияющие на восприятие работы.
48. Технология проектирования работы. Взаимозависимость работы.
49. Модели проектирования работы. Количественные модели.
50. Модели проектирования работы. Качественные модели.
51. Модель обогащения работы. Диагностика работы.
52. Сущность и виды эффективности управления. Критерии и показатели эффективности.
53. Методы расчета экономической эффективности управления.
54. Значение управления человеческими ресурсами в менеджменте.
55. Сущность и методы мотивации.
56. Содержательные теории мотивации.
57. Процессуальные теории мотивации.
58. Значение методов социологии в менеджменте. Социометрические исследования.

Работа содержит 1 файл

шпоры на экзамен по менеджме.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

22.  В своей практической деят-ти рук-ль ограничен временем, знаниями и умениями, а также максимален кол-вом времени, кот можно эффективно принимать. Если кол-во подчиненных растет, то кол-во контактов с ними возрастет в геометрической прогрессии, т.к. у рук-ля есть 3 типа контактов: 1. прямые двусторонние (1 рук-ль – 1 подчин-ный). 2. прямые множественные (1 рук-ль с многими подчин-ми). 3. комбинация множественная (м/у неск-кими подчин-ми). При определении масштаба управляемости учитываются  след факторы: 1. связаные с выполненой  работой (схожесть работы, сложность, территор-ая удаленность). 2. связаны с рук-лем и подчин-ным (подготовка подчин-х и профессионализм рук-ля). 3. связана с орг-цией ( степень ясности в делегировании полномочий, четкость в постановке целей, стабильность и частота изменений, объективность и измерение рез-тов работы, техника коммуникации, орг иерархия, потребность в личных контактах с подчиненными.  Существует 2 типа масштаба управляемости: 1. узкий масштаб управляемости х-ся миним-ным кол-вом подчин-ных у рук-ля, поэтому увелич-ся кол-во иерархич-ких уровней; рук-лю легче осуществить контроль, но на это у него уходит очень много времени, орг-ция становится большой и тяжелой. 2. широкий х-ся максим-ным кол-вом подчин-ных у рук-ля и мало уровней иерархии, что способствует большому делегированию полномочий.

23. Иерархия определяет расположение подразделений в орг-ции сверху вниз. Уровнем упр-ния в орг-ции считается та ее часть в рамках которой  и в отн-нии кот-рой приним-ся самост-ные управленческие решения. Кол-во уровней управления опред-т «этажность» орг-ции. В зав-ти от кол-ва уровней иерархия бывает 3-х видов: 1. в левом верхнем углу высокая конфигурация, 2. в правом верхнем китайская, 3. в нижнем левом малая конфигурация, 4. в нижнем правом плоская. Слева мах min по кол-ву уровней, а снизу ниже opt и выше opt по масштабу управляемости.

24. Распределение прав и ответ-сти в орг-ции может осуществляться 2-мя способами: 1. на основе принципа единства подчинения, означает что работник должен получить распоряжение только от одного начальника, права и ответ-ть вышестоящего рук-ля позлащает только часть прав и ответ-ти нижестоящего рук-ля. 2. с-ма двойного (множеств-ного) подчинения, означает комбинацию отношений м/у разными уровнями иерархии и предусматривает что права и ответ-ть вышестоящего рук-ля полностью поглощает все права и ответ-ность всех нижестоящих.  Елочка.

 

25. Централизация (Ц) – это концентрация прав принятия решений и сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне рук-ва орг-ции. Децентрал-ция (Д/ц) – это передача ответ-ти за ряд ключевых решений и соответ-щих прав на низшие уровни управления. Степень Д/ц  в орг-ции и ее подразделениях может изменяться с помощью следующих переменных: 1. число решений принимающих на каждом уровне управления. 2. важность решения для орг-ции в целом. 3. степень контроля исполнения принятого решения.  При определении степени Д/ц учитываются  след-щие факторы: 1. Капиталоемкость принимаемых решений. Если в орг-ции большой размер суммы утрачиваемой от принятия решений на высшем и среднем, на низшем и среднем уровне, то орг-ция децентрализована. 2. Единообразие политики предполагает что орг-ция строит отн-я  с заказчиками и поставщиками на одних принципах и одинаково качественно, в этом случае орг-ция централ-на. 3. Размер предприятия: чем > орг-ция, тем более она децентр-на. Всегда существует предел, после кот высший уровень Ц не дает ожидаемого эффекта. 4. орг культура, кот формир-ся за время существования орг-ции и передается ч/з централизов-ое управл-ние. 5. наличие соответ-щих кадров. Если в орг-ции нет людей желающих взять ответ-ность на себя, то процессы Д/ц резко замедляются. 8. возм-ность осущ-ния контроля. Если есть в орг-ции возможность электронной обработки данных, то Д/ц м.б. эффективна. 9. тип предпринимат-ва , чем > бизнес связан с высокой динамикой, тем < компания централиз-на.

26. Элементы проектирования организации. Дифференциация (Д) и интеграция (И).

Дифференциация (Д) означает деление в орг-ции  работ между ее частями таким  образом чтобы каждая из работ  получила определенную завершенность  в рамках данного подразделения, то есть Д- это выделение частной организации в зависимости от выдаваемого ей продукта. Для определения степени Д используют следующие параметры: 1) определить цели и задачи; 2) структура, является ли она формальной с жесткой политикой и процедурами или гибкой, ориентирующуюся на текущий момент; 3) уровень взаимодействия, то есть есть ли межгрупповые и межличностные связи в организации; 4)временные границы обратной связи (получение информации о результатах своей работы).

  НИОКР ПРОИЗВОДСТВО МАРКЕТИНГ
Цели  нов. продукт себестоимость выс.продажа.
Структура высокорганическая. механистичесмкая. органическая
Взаимодейств на людей на задачи на людей
Обр. связь очень долгая долгая  быстрая

Интеграция (И) означает уровень сотрудничества между частями организации для  выполнения требований, предъявленных к этим подразделением.

2 3
1 4

Координаты  высокий-низкий-высокий, слева ур-нь интеграции, снизу ур-нь дифференциации. 1. не требует специальных интеграц. механизмов, когда частн.орг. не зависит от других. 2. усилия по И. превышает потребности Д. Усиление упр. по объединению подразделении больше чем это необходимокогда много заместителей. 3. треб. привлечения значительного качества ресурсов для интеграции подразделении. В этих условиях создается отдельные управления по принципу матричных орг.структур. 4. усилия по И не обеспеч. треб. Д. Существует в условиях нестаб.внеш .условии и не может сохранятся долго. Развивается либо в сторону 1 или 3 квадрата.

27. При проектировании работы выделяют 6 уровней в зависимости от объемов и сложности управления организацией: 1)объем управления не велик и сложность управленч. действий не высокая, управленец выполняет производственные функции 2)объем управленческой работы требует выделение специального работника, освобожденного от производственных функций 3)управленческих обязанностей становится больше и возникает необходимость координации этих специальных работников (линейная иерархия) 4)рост управленческих функций требует специализации по отдельным видам работ 5)объем работы по общим функциям и специальным требует их координации, появляется начальник над специалистами 6)развитие управленческой деятельности приводит к необходимости объединения линейной и функциональной иерархии под общим руководством. В этом случае управление организацией становится самостоятельным видом деятельности.

28. Д. означает передачу задач и полномочий лицу, которые принимает на себя ответственность за их выполнение, цели: 1) разгрузить руководителя; 2) повысить дееспособность нижестоящих звеньев; 3)активизировать человеческий фактор. Д осуществляется в 3 этапа: 1)получение работником индивидуальных заданий; 2) предоставление соответствующих полномочий и ресурсов; 3) формулирование обязательств подчиненных выполнить порученное задание. Принципы(п/ц) делегирования: 1) на основе ожидаемых результатов то есть Д полномочии д.б. достаточным в рамках поставленной задачи подчиненный должен иметь соответственные ресурсы, требования соответствовать уровню задач. 2)п/ц функционального разделения, т.е группировка видов деятельности в зависимости от достижения целей и передача полномочии на каждый уровень организации в соотв. объем. 3) скалярный п/ц – при делегировании всегда д.б. лицо, обладающее верховной властью от которого по цепочке передается полномочия. 4)п/ц единоначалия, чем выше взаимосвязь подчиненного и руководителя, тем меньше вероятность получения противоречивости предсказания и выше ответственность исполнителя. 5) п/ц безусловной ответственности. 6)п/ц соответствия полномочий и ответственности.

29. 1. линейные полномочия – скалярная цель. Предается от начальника подчиненному и далее к другому подчиненному. 2. Штабные полномочия – право советовать или помогать руководителям наделеным лин. полномочиями. Штабные полномочия: 1) рекомендательные полномочия- предполагает право отклонить опред. решения лин.руководства; 2) параллельные полномочия- ограничены и сводятся только к консультированию лин рук-ва; 3)полномочия обязательного согласования; 4)функциональные – право штаба как предлагать так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.

30. коммуникационная сеть – это соединение опред-ным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информац-ных потоков. Ком-ная сеть вкл-т потоки посланий или сигналов м/у 2-мя или более индивидами. Сеть состоит из вертик-ных (строятся по линии руководства от начальника к подчиненным), гориз-ных (осуществляются м/у равными по уровням индивидами или частями орг-ции) и диагональных связей (это связи с др начальниками и с др подчиненными). Существуют образцы коммуникац-ных сетей для групп одной и той же или разной численности.  Рис.

31. Ком-ция – это обмен информацией, необходимой для выполнения всех функций менеджмента. В организации имеет многоуровневый характер. Ком-ции делятся на внешние и внутренние. Внутренние бывают горизонтальные, вертикальные (межуровневые и руководитель-подчиненный), неформальные. Гориз-ные ком-ции осуществляются между подразделениями, находящимися на одном уровне для согласования выполняемых задач, и подразумевает равноправные отношения между субъектами коммуникации. Вертикальные ком-ции – это обмен информацией между высшими и низшими уровнями управления. Неформальные ком-ции существуют в неформальных группах. В отличие от формальных ком-ций, характеризуются большой скоростью передачи информации, т.к. нерегламентированы. В процессе ком-ции участвуют отправитель, сообщение, канал связи и получатель. Этапы: формулирование идеи и отбор информации→ кодирование информации и формулирование сообщения→ выбор канала связи и передача сообщения→декодирование сообщения и восприятие информации→ интерпретация сообщения и формирование ответа на него→ передача ответа отправителю. Коммун-ный стиль – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммун-ное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей: 1. открытие себя. Этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида.  2. реализация себя характер-ся как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль не является желательным. 3. замыкание в себе, т.е. индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. 4. защита себя. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно они мало открыты для других но любят обсуждать других. 5. «торговля за себя» характ-ся умеренной открытостью и обратной связью.

32.Формы ком-ций: последовательная, веерная (L=P-1, где L-количество каналов связи, P-кол-во подразделений или человек в организации) и круговая (L=(P(P-1))/2). Они отличаются по следующим признакам: скорость передачи информации, точность передачи информации, устойчивость организации и потребность в руководстве). Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки. Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание. Основные типы невербальной коммуникации: 1) движения тела (жесты, выражение лица, движения глаз, позы); 2) личные физические качества (строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи); 3) речь (качество голоса, грамотность, частота речи, смех, зевание и т.п.); 4) физическая среда (дизайн помещения, мебели,чистота и опрятность, освещенность, шум); 5) время (опоздания, ранний приход,). Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммун-ного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств.

 

33. 1. коммуникации между организацией и ее средой. Организации пользуются разнообразными средствами для ком-ций с составляющими своего внешнего  окружения. С имеющимися потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа,  «имиджа» организации и т.д. 2 коммуникации между уровнями и подразделениями. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.д. Помимо обмена по нисходящей организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Ком-ции по восходящей также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. В дополнение к этому организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация – это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"