Шпаргалка по экзамену "Исследование систем управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Работа содержит 1 файл

Вопросы ИСУ.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

 

• на каждом последующем  этапе эксперты информированы о  результатах предыдущего;

 

• наличие обратной связи, которая осуществляется благодаря  проведению экспертизы в несколько  туров;

 

• возможность изменить свое мнение без риска критики этого факта.

  1. Метод типа «сценариев»

Метод «сценариев» –  один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина  исследуемого объекта в будущем  на основе сложившийся ситуации. При  помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования.

 

Он способствует разработке решения проблемы на основе выявления  всех возможных препятствий и  обнаружения серьезных недостатков. Сценарии строятся не только на рассуждениях, но и на результатах технических  или статистических анализов, характеристиках и показателях объекта исследования.

 

Сценарий – описательный материал, необходимый для работы по развитию объекта исследования,

 

Составление сценария разделено  на следующие этапы:

 

• формулировка вопроса:

 

• собирается и изучается  вся базовая информация;

 

• выявляются все внутренние проблемы;

 

• формулируется точный вопрос исследования;

 

• определение сфер влияния  – изучается влияние окружения  на объект исследования;

 

• установление степени  влияния факторов объекта исследования на будущую ситуацию;

 

• введение в исследование ранее неспрогнозированных событий, которые могут изменить направление  исследования. Такие события могут  носить как отрицательный (аварии, сбои в системе и др.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения и др.) характер. События, которые могут оказать наиболее сильное воздействие, должны быть учтены при составлении сценариев;

 

• определение последствий ~ определяется уровень воздействия  на объект исследования предложенных вариантов решения;

 

• принятие решения – на основе выбранного варианта решения вопроса исследования выбираются меры по претворению его в жизнь.

 

Для разработки сценариев  привлекаются ведущие специалисты  исследуемой области знаний, которые  пользуются помощью специалистов по системному анализу при подготовке сценария. Специалисты по системному анализу при изучении объекта исследования выполняют следующие роли:

 

• выявляют общие закономерности системы;

 

• анализируют внешние  и внутренние факторы, влияющие на развитие системы и формирование ее целей;

 

• определяют источники  этих факторов;

 

• анализируют высказывания ведущих специалистов в периодической  печати, научных публикациях и  других источниках научно– технической  информации;

 

• создают вспомогательные  информационные фонды (лучше автоматизированные), способствующие решению соответствующей проблемы.

  1. Метод моделирования

Существенную роль в  управленческой деятельности выполняет  общенаучный метод моделирования, который опирается на системный  и комплексный подходы к управлению. Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов. В теории управления метод моделирования обычно осуществляется путем построения и оперирования моделями, отражающими свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики управляемых объектов, существенные с точки зрения осуществления управленческих решений. Он осуществляется в несколько этапов.

Этапы моделирования:

Постановка целей и  задач конструирования моделей.

Теоретический (эмпирический) анализ данной модели и определение  области применения.

Практическое применение полученных данных.

Если возникает необходимость, проводится четвертый этап, содержание которого составляет корректировка полученных результатов с целью введения дополнительных данных и факторов, возможных ограничений и уточнений.

  1. Методы экономического анализа

Экономический анализ –  это прежде всего факторный анализ. Под факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы  к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

Метод – это способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования природы и общества. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

На каждом этапе применяются определенные аналитические приемы и способы. Так, при первичной обработке информации используются методы группировки показателей, сравнение, графическое представление анализируемой информации, расчет относительных и средних величин. Изучение состояния и закономерностей развития исследуемых объектов осуществляется с помощью статистических методов анализа рядов динамики.

Научный подход позволяет  выделить 3 группы методов:

1.          Общеэкономические (сравнение, графический,  балансовой увязки, цепных подстановок, арифметических разниц, логарифмический);

 

2.          Статистические (средних и относительных  величин, обработки рядов динамики, индексный, корреляционный, дисперсионный  анализ);

3.          Математические (матричные, теория  межотраслевого баланса, теория производственных функций, линейное и нелинейное программирование, теория графов, игр).

По характеру взаимосвязи  различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Функционально-детерминированная  связь – связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

Стохастическая (вероятностная) связь – связь, при которой  каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака.

Соответственно типу связи аналитические приемы делятся  на:

1.      Методы  детерминированного факторного  анализа (цепные подстановки,  способ относительных и абсолютных  разниц, простое прибавление неразложимого  остатка, взвешенных конечных разностей, логарифмический, интегральный, индексный, способ долевого участия);

2.      Методы  стохастического факторного анализа  (корреляционный, дисперсионный, многомерный,  кластерный).

  1. Метод исследований потоков информации

Методы исследования информационных потоков применяются в исследовании информационно-поведенческой подсистемы. Основные цели изучения информационных потоков:

1) выявление расхождений  в объемах генерируемого во  внутренних срезах информационного  разнообразия, возможностях его  восприятия и переработки на уровнях управленческой иерархии;

2) установление способности  ИПП получать и перерабатывать  внешние информационные потоки, воспринимать внешнюю информацию  для эффективного обеспечения  управленческих процессов;

3) выявление несоответствий между информационной структурой, базирующейся на функциях, связях и отношениях, и организационной структурой.

Основные задачи, решаемые в ходе исследования информационных потоков:

1) изучение структуры  и состава информационных ресурсов;

2) наличие и состав информационных ресурсов на бумажных носителях;

3) наличие и состав  электронных информационных ресурсов;

4) наличие и состав  аппаратных и программных средств;

5) определение процессов  формирования и маршрутов движения  документов;

6) анализ информационных потоков: входящих и исходящих;

7) представление процессов  формирования и маршрутов движения  документов;

8) анализ информационных  потребностей;

9) определение информационных  потребностей данной организации;

10) группы пользователей;

11) место информационной деятельности в структуре должностных обязанностей каждого сотрудника;

12) основания и процессы  принятия управленческих решений.

Основные объекты исследования:

 

1) документированные  и недокументированные сообщения  (документы, правила ведения бизнеса,  данные);

2) процессы формирования  и расчета показателей и сообщений,  нормы и нормативы по этим  процессам;

3) маршруты движения  сообщений.

Программа исследования информационных потоков в организации  должна включать следующие основные разделы:

1) выявление подразделений, выполняющих функции планирования и управления производственно-хозяйственной деятельностью организации – источников ведущих информационных потоков в рамках функций организации (предприятия);

2) определение функций,  содержание задач, работ и процедур в рамках функциональной и организационной структур СУ – источников информационных потоков по остальным функциям организации;

3) выявление форм документации, техники их заполнения и обработки  (назначение документа, количество  экземпляров, наименование реквизитов и показателей документов, кем реквизиты заполняются и т.п.);

4) составление маршрутов  движения потоков информации  по подразделениям, а также входящей  и исходящей информации;

5) изучение используемых  номенклатур ресурсов и их  шифры;

6) определение достигнутого уровня механизации планово-управленческих работ

Известны следующие  методы исследования информационных потоков: инвентаризации, типических групп и графический.

Метод инвентаризации является наиболее трудоемким, поскольку требует  фиксации всего разнообразия сообщений (документов, правил ведения бизнеса и данных). Но этот метод позволяет получить исчерпывающую картину. Метод типических групп позволяет анализировать определенный вид сообщений.

Графический метод[61] используется для визуализации потоков сообщений в организации по следующим направлениям:

1) источникам и получателям;

2) видам сообщений;

3) срокам формирования  сообщений у источника и поступления  адресату;

4) периодичности;

5) объему;

6) срокам и участникам  контроля и т.д.

В сущности, это информационная структура или модель организации. Она позволяет определить отклонения в продвижении информации по контурам ее движения и преобразования, возможности потери информации в процессе передачи и движения сообщений. Поэтому надо иметь в виду, что полноценное исследование информационных потоков может быть проведено только наряду с функциональным анализом.

Расчет показателей  и формирование сообщений, их фиксация по источникам и получателям, накопление, обновление и хранение должны производиться  по определенным правилам.

Исходные данные для  уточнения и разработки информационной модели (документированной части) формируются  на основе ручной или компьютерной обработки анкет характеристик  сообщений и показателей (разработочные  таблицы, набор документов или их копий) и представляются в следующем виде (Модин и др., 1970):

1) перечень наименований  сообщений, поступающих в подразделение;

 

2) перечень наименований  сообщений, разрабатываемых данным  подразделением; перечень всех сообщений,  поступающих в данное подразделение, с указанием, откуда поступило каждое из них;

3) перечень наименований  всех выходящих из данного  подразделения сообщений с указанием  их адреса;

4) перечень справочных  данных и законодательных положений,  используемых в работе подразделений;

5) наименование показателей, содержащихся в каждом конкретном сообщении, поступающем в подразделение;

6) наименование показателей,  содержащихся в каждом конкретном  сообщении, разрабатываемом в  данном подразделении;

7) наименование показателей,  содержащихся в каждом конкретном сообщении, выходящем из данного подразделения;

8) наименование различных  подразделений и внешних организаций,  с которыми взаимодействует данное  подразделение;

9) наименование признаков,  имеющихся в данном сообщении.

Существующая СУ в  организации находит свое материальное воплощение в документообороте и организационной структуре. Документооборот организации отражается непосредственно в информационных моделях. Для полноты описания существующей СУ в них целесообразно выделить признаки организационной структуры. Для этого строят модель подразделения в разрезе групп сообщений и сводную модель в разрезе подразделений.

Информация о работе Шпаргалка по экзамену "Исследование систем управления"