PEST анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика требует умения работать по-новому не только от коммерсантов, но и от производственников и хозяйственников. Россия идет навстречу рыночной экономике, встречая на этом пути огромные трудности.. Стабильно прибыльная хозяйственная деятельность большинства предприятий в новых условиях, а в конечном счете — оживление и последующий подъем отечественной экономики в целом во многом за¬висят от быстроты и степени радикальности перестройки мышления и стиля практической деятельности как управляющего звена, так и всего персонала предприятий, исходя из веления времени. Решение этих проблем во многом зависит от того, насколько твор¬чески и целенаправленно будет использоваться теория менеджмента как результат накопления мирового опыта успешной организации производства.

Работа содержит 1 файл

PEST Анализ это инструмент.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

PEST Анализ это инструмент, предназначенный для выявления  политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических  (Technology) аспектов внешней среды,  которые могут повлиять на  стратегию компании.

Макросреда включает общие  факторы, которые не касаются напрямую краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения.  
Стратегическими факторами макросреды считаются такие направления ее развития, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия.  
Изменения макросреды влияют на стратегические позиции предприятия на рынке, воздействуя на элементы микросреды. PEST-анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы.

Поскольку число возможных  факторов макросреды достаточно велико, то при анализе макросреды рекомендуется  рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (по первым буквам английских слов political-legal (политико-правовые), economic (экономические), sociocultural (социокультурные), technological (технологические факторы)).

Цель PEST-анализа – отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям (табл. 1) и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений. Хотя, безусловно, на деятельность предприятия могут оказывать влияние и другие специфические факторы макросреды. Так, природная среда воздействует на деятельность сельскохозяйственных предприятий, на предприятия строительной индустрии.

Политический фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику.

Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.

Изучение социальнойкомпоненты внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и др.

Анализ технологическойкомпоненты позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.  

Принцип PEST-анализа

PEST-анализ внешней среды – это профессиональная  функция отдела стратегического  развития. Для осуществления PEST анализа  каждая конкретная организация  должна иметь подробный перечень  ключевых факторов внешней среды,  которые оказывают заметное влияние  на бизнес организации, содержат  потенциальные угрозы или новые  возможности для развития организации.  Самые доступные источники информации  для PEST-анализа – это СМИ. 

Основной  принцип PEST-анализа обусловлен динамическим характером внешней среды. Каждое изменение  отдельного фактора может оказать  определенное влияние на предприятие. PEST-анализ позволяет отследить такие  изменения, чтобы предприятие смогло адекватно на них отреагировать.

 

Метод PEST-анализа

PEST-анализ  использует различные методы:

    • прогнозирование тенденций,
    • сценарный анализ,
    • имитационное моделирование,
    • факторный анализ,
    • экспертные методы.

Применение  этих методов оправдано, если есть надежная информационная база. PEST-анализ  начинается с заполнения таблицы,  в которую записываются подробные  и развернутые прогнозы влияния  основных факторов, помещенных в  матрице, на деятельность организации. 

Основой PEST-анализа является сбор информации о событиях происходящих в макросреде.  

Разновидности PEST-анализа

PESTLE-анализ является  расширенной двумя факторами (Legal и Environmental) версией PEST-анализа.

SLEPT-анализ (плюс  Правовой фактор)

STEEPLE-анализ: Социально-демографический,  технологический, экономический,  окружающая среда(природный), политический, правовой и этнические факторы.  Также может учитываться и географический фактор.

Политико-правовые факторы:

- правительственная стабильность;

- налоговая политика и законодательство  в этой сфере;

- антимонопольное законодательство;

- законы по охране природной  среды; 

- регулирование занятости населения;

- внешнеэкономическое законодательство;

- позиция государства по отношению  к иностранному капиталу;

- профсоюзы и другие группы  давления (политического, экономического  и т. п.)

Экономические факторы:

- тенденции валового национального  продукта;

- стадия делового цикла; 

- процентная ставка и курс  национальной валюты;

- количество денег в обращении; 

- уровень инфляции;

- уровень безработицы; 

- контроль над ценами и заработной  платой;

- цены на энергоресурсы; 

- инвестиционная политика 

Социокультурные факторы:

- демографическая структура населения; 

- стиль жизни, обычаи и привычки;

- менталитет;

- социальная мобильность населения; 

- активность потребителей

Технологические факторы:

- затраты на НИОКР; 

- из разных источников;

- защита интеллектуальной собственности;

- государственная политика в  области НТП; 

- новые продукты (скорость обновления, источники идей)

 

 

Выделяют следующие этапы проведения PEST-анализа:

1. Разрабатывается перечень внешних  стратегических факторов, имеющих  высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.

2. Оценивается  значимость (вероятность осуществления)  каждого события для данного  предприятия путем присвоения  ему определенного веса от  единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.

3. Дается оценка  степени влияния каждого фактора-события  на стратегию предприятия по 5-бальной  шкале: «пять» — сильное воздействие,  серьезная опасность; - «единица»  — отсутствие воздействия, угрозы.

4. Определяются  взвешенные оценки путем умножения  веса фактора на силу его  воздействия и подсчитывается  суммарная и взвешенная оценка  для данного предприятия. Суммарная  оценка указывает на степень  готовности предприятия реагировать  на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.


Информация о работе PEST анализ