Этика менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение этики менеджмента в ООО «Спутник».
Для достижения цели работы были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи:
Изучить теоретические основы этики менеджмента
Рассмотреть сущность и содержание этики менеджмента
Место и роль этики в системе категорий и понятий менеджмента
Анализ состояния этики менеджмента на предприятии ООО «Спутник»

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы этики менеджмента 5
1.1 Сущность и содержание этики менеджмента 5
1.2 Место и роль этики в системе категорий и понятий менеджмента 8
2. Анализ этики менеджмента на ООО «Спутник» 11
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 11
2.2 Анализ состояния этики менеджмента на ООО «Спутник» 12
3. Разработка системы адаптации в ООО «Спутник» 19
Заключение 24
Список использованной литературы и источников 26

Работа содержит 1 файл

Этика менеджмента.doc

— 181.00 Кб (Скачать)
 

ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал 
 

Факультет менеджмента и маркетинга 
 

                                                                     Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 

Этика менеджмента

(контрольная  работа по дисциплине «Менеджмент») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель: студент _I_ курса, группа 114У                        __________  Баева Р.Р.

            Проверил: ассистент                                                                     __________  Фаттахов Т.Д. 
 
 
 
 

      Набережные  Челны 2011г.

 

Содержание

 

Введение

     Этика менеджмента – наука, рассматривающая  поступки и поведение человека, действующего в сфере управления (менеджера), и функционировании организации как «совокупного менеджера», относительно своей внешней и внутренней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.1

     Этика бизнеса – совокупность морально-нравственных принципов, норм поведения и правил порядочности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности организации, занимающиеся бизнесом. Как отмечают А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд, «стратегия должна быть нравственной. Это подразумевает проведение правомерных, а не опасных для общества действий, иначе стратегия не пройдет тест на соответствие нравственным нормам».2

     Каждый  бизнес имеет этические обязательства  перед владельцами, работниками, покупателями, поставщиками и обществом в целом. Каждая из этих заинтересованных сторон воздействует на организацию и в свою очередь подвергается воздействию с ее стороны. У управляющего компанией имеется моральная ответственность перед владельцами.

     Обязательства компании перед работниками основываются на уважении ценности и достоинства людей, которые отдают силу бизнесу и благосостояние которых зависит от него. Выработка стратегии требует, чтобы решения, касающиеся работников, принимались справедливо и с учетом того воздействия, которое изменение стратегии может на них оказать. Выбранная стратегия должна отвечать их интересам в таких областях, как уровень оплаты труда, его условия и охрана, продвижение по службе. Избранная стратегия не должна наносить ущерба работникам.

     Обязательства компании перед покупателями требуют соблюдения целого ряда этических норм, бизнес также сталкивается с этическими проблемами в отношениях с поставщиками. Нравственный долг компании перед обществом в целом происходит из ее статуса, как общественного института. Общество ожидает, что компания должна соответствует понятию «хороший гражданин» - честно платить налоги, проявлять заботу о том, какое влияние оказывает их деятельность на окружающую среду и общественные ценности.

     Система этических норм и ценностей должна быть не только определена, но и интегрирована в культуру организации. Этическая культура оказывает позитивное воздействие на долгосрочный стратегический успех фирмы, неэтичная – может его уничтожить.3 

     Целью данной работы является изучение этики  менеджмента в ООО «Спутник».

     Объект  исследования – ООО «Спутник».

     Предмет исследования – этические взаимоотношения  между персоналом сети ресторанов ООО  «Спутник».

     Для достижения цели работы были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи:

     Изучить теоретические основы этики менеджмента

     Рассмотреть сущность и содержание этики менеджмента

     Место и роль этики в системе категорий  и понятий менеджмента

     Анализ  состояния этики менеджмента  на предприятии ООО «Спутник»

     Разработка  системы адаптации в ООО «Спутник»

     Исследуемая в курсовой работе проблема достаточно широко представлена в теоретических обоснованиях отечественных исследователей, таких как А.К.Семенов, Е.Л. Маслова, М.М.Максимцова, Г.А.Бондаренко, Г.В.Савицкой, Р.Н.Ботавина, В.К.Белолипецкий. При выполнении работы были использованы материалы бухгалтерской статистической отчетности ООО «Спутник» за 2009-2010 годы.

 

  1. Теоретические основы этики менеджмента
    1. Сущность  и содержание этики менеджмента

     Уровень этичности поведения, поступков  отдельных членов общества и всего общества в целом зависит от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является на рубеже XX и XXI вв. менеджмент.

     Проблема  этики менеджмента – глобальная проблема. Для российского общества она очень остра, так как в современном российском обществе многие прежние духовные ценности, идеалы, цели, нормы поведения изменились, а некоторые из них просто потерпели крушение. Новые идеалы и ценностные ориентиры, хотя и появились, но не укрепились, не признаны некоторой частью общества. Поэтому повышение уровня этичности менеджмента есть необходимость.

     Этика менеджмента рассматривается под  углом зрения трех наук: 

     

     Рис.  1 Этика менеджмента

     Менеджеры представляют собой социальную группу. Социальная группа в обществе – это люди, имеющие общий социальный статус и выполняющие социально обусловленную функцию. Под социальным статусом понимается совокупность прав, обязанностей, ответственности, привилегий, власти, влияния, которыми наделены менеджеры, независимо от того в какой организации они работают, к какому уровню менеджмента они относятся – низовому, среднему или высшему, и в какой стране они живут.

     Социальная  группа «менеджеры» распадается  на две подгруппы:

  1. Менеджеры частных организаций;
  2. Менеджеры государственной (муниципальной) службы.

     Термин, обозначающий состав второй подгруппы, непривычен. Но он вошел уже в  научный и практический оборот. С  начала 80-х годов в развитых индустриальных странах начался процесс менеджеризации государственной службы. Методы работы, терминологический аппарат, система ценностей, стиль мышления и прочие элементы экономического менеджмента стали все активнее проникать в государственное управление. С начала 90-х годов процесс менеджеризации стал присущ и государственной службе РФ.

     Социальная  группа «менеджеры» глобальна по масштабам, она влиятельна в экономическом, политическом и даже в культурном отношении. Занятие менеджментом престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Технические средства, оборудование, используемое в менеджменте, основываются на новейших наукоемких технологиях.

     Все это делает важность моральной, этической  стороны деятельности менеджера бесспорной.

     Причины этого:

  1. Поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны, служат дурным примером в большей степени, чем подобные же действия рядового сотрудника;
  2. Своими этичными (или неэтичными) действиями менеджер формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей;
  3. Этичное (или неэтичное) поведение менеджера влияет на уровень этичности в обществе – в большей степени и быстрее, чем такое же поведение рядового члена общества.

     Включение системы мер по повышению уровня этичности менеджеров частных и  государственных организаций в общую систему менеджмента будет способствовать общественному прогрессу.

     Этика менеджмента имеет ряд особенностей:

     1. В рамках вида специализированного труда существуют свои «этики» управления. Общая управленческая этика имеет отношение ко всем видам менеджмента;

     2. Формирование этики менеджмента  более позднее по сравнению  с другими профессиональными этиками: его можно отнести к середине ХХ века;

     3. В отличие от прочих профессиональных  этик, этика менеджмента быстро приобретает черты формализованности: большое количество крупных фирм обучает своих менеджеров моральным приемам работы с подчиненными, клиентами. Обучение происходит по определенным программам в различных учебных заведениях, наряду с такими поддающимися формализации дисциплинами, как статистические методы, маркетинговые методы исследования и т.п. Новый, более высокий уровень осведомленности общественности требует от фирм разработки этических кодексов, которые становятся обязательной составной частью системы управления во многих корпорациях, особенно в развитых индустриальных странах.

     В настоящее время больше этических  нарушений возникает при найме  на работу,4 в отношениях менеджеров с рядовыми сотрудниками фирм,5 в области загрязнения окружающей среды, допускаемого некоторыми корпорациями,6 в сфере рекламы, которая может не соответствовать реальности, в практике международного бизнеса, и т.п.

     Вопросы этики менеджмента проявились с  особой остротой именно после открытия рынков России и других восточно-европейских  стран. Желание скорейшего обогащения, захлестнувшее некоторые слои российского общества, не учитывает интересов всего общества и делает менеджеров многих фирм чрезвычайно эгоистичными. Но результаты деятельности корпуса менеджеров страны, в том числе и России, представляются весьма обедненными, если они не включают в себя только достижение богатства и экономическое развитие, но при этом не считаются с этикой менеджмента.

    1. Место и роль этики в  системе категорий  и понятий менеджмента

     Схематично  место этики менеджмента в  системе категорий менеджмента можно изобразить так:

     

     Рис. 2. Схема соотношения категорий  менеджмента и «этического фильтра»

      («Этический фильтр» в виде  этических норм, кодексов, тестов, требований и т.п.)7

     Как видно из рисунка 2, этика играет роль своеобразного фильтра при  реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений и т.д. Этические нормы, стандарты, обязательно должны присутствовать в явлении и процессе менеджмента.

     Сущность  этики менеджмента – в благородстве действий как отдельного менеджера, так и организации в целом.

     Этика менеджмента является своеобразной уникальной категорией, присутствующей во всех категориях менеджмента в качестве фильтра, не пропускающего ничего недостойного, неблагородного, невеликодушного в практику менеджмента как на уровне отдельного менеджера, так и на уровне организации в целом.

     Организация создается, существует и функционирует  благодаря взаимодействию составляющих ее элементов своей внутренней среды – ее целей, структуры, функций, технологии и персонала.

     Каждый  из элементов внутренней среды при  своем формировании, разработке должен пройти «тест на этичность» (рис.3).

     Таким образом, множество субъектов оказывает  влияние на организацию, и она  взаимодействует с ними – в  разных видах, в разных формах и с разной интенсивностью. Все виды, формы этого взаимодействия, вся деятельность организации, начиная с момента формирования и вплоть до конечной точки ее жизненного цикла, должны быть оценены с позиции социальной ответственности, основным содержанием которого является этичность.

     При этом фирма обязана точно и  неукоснительно соблюдать все законы и следовать всем юридическим  нормам как внутри своей страны, так и в других странах, имеющих  свое законодательство. Юридические  нормативы регулируют самые разнообразные аспекты деятельности: наем на работу, экологические требования к продукции, условия ведения торговой и производственной деятельности в других странах и т.п. Корпус менеджеров несет при этом ответственность за нарушение юридических норм в первую очередь.

     

     Рис. 3. Схема расположения «этического  фильтра» при взаимодействии организации  с внешней средой8

Информация о работе Этика менеджмента