Этика государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:47, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть культуру государственного служащего.
Задачи контрольной работы:
1. рассмотреть служебное поведение гражданского служащего;
2. охарактеризовать особенности культуры государственного служащего;
3. раскрыть этику государственного управления.

Содержание

Введение 3
1. Служебное поведение гражданского служащего 4
1.1. Требования к служебному поведению гражданского служащего 4
1.2. Основные нравственные принципы административной морали государственного служащего 8
2. Культура государственного служащего 12
2.1. Этика и культура государственного служащего 12
2.2. Требования к культуре поведения государственного служащего 17
3. Этика государственного управления 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Культура государственного служащего.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Актуальность  темы заключается в том, что среди адаптационных ресурсов чиновников особое место занимает их профессиональная культура. Основой профессиональной культуры является совокупность нормативных (обычно неформальных) принципов исполнения профессиональных действий и наличие механизмов профессиональной социализации. Профессиональная культура определяет характер взаимодействия государственных служащих с окружающим миром. Роль профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих как адаптационного ресурса в условиях общественных преобразований заключается в том, что соответствие ее ценностно-нормативной структуры ценностям внешней среды определяет непротиворечивость процесса адаптации чиновников.

      Итак, государственные и муниципальные  служащие в силу своего социально-правового  статуса, профессиональной культуры, властного  ресурса выступают особым субъектом и объектом адаптационных процессов. Поэтому правомерно предположить, что социальная адаптация данной социально-профессиональной группы обладает своей спецификой.

      Цель  контрольной работы – рассмотреть  культуру государственного служащего.

      Задачи  контрольной работы:

      1. рассмотреть служебное поведение гражданского служащего;

      2. охарактеризовать особенности культуры государственного служащего;

      3. раскрыть этику государственного управления.

      Для написания контрольной работы были использованы сборники научных трудов, монографии, периодическая литература. 
 
 
 

1. Служебное поведение гражданского служащего 

1.1. Требования к служебному поведению гражданского служащего 

      Федеральный закон «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» определяет основные требования, предъявляемые обществом к гражданским служащим как лицам, чья деятельность включает профессиональное несение службы на государственном уровне. Данные требования обусловлены спецификой государственной гражданской службы, которая заключается в том, что она, с одной стороны, является социально-политическим институтом, а с другой - сферой профессионального слоя управленцев, кроме того, она является властной структурой.[5; 64]

      В основе данных требований лежат нравственные категории долга, честности, неподкупности, уважение к правам и свободам гражданина, а также принципы равенства всех перед законом и, безусловно, соблюдения законности как в профессиональной деятельности, так и в частной жизни.

      Основное  назначение требований к поведению  гражданских служащих заключается в обеспечении добросовестного выполнения ими должностных обязанностей, соблюдения установленных законом запретов и ограничений и установлении такого поведения гражданского служащего в любой сфере деятельности, которое соответствует общепринятым этическим нормам и служит примером для окружающих.

      Первым  требованием является добросовестное и  высокопрофессиональное исполнение должностных обязанностей.

      Это значит, что гражданский служащий обязан в полной мере применять свои способности, знания, опыт в профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Профессионализм применительно к деятельности гражданского служащего следует понимать как работу, характеризующуюся глубоким знанием предмета деятельности и пониманием существа исполняемых функций, наличием специальных умений и навыков. Уровень профессиональной компетентности служащего может быть определен в ходе аттестации либо квалификационного экзамена.

      Согласно  Конституции Российской Федерации  высшей ценностью в государстве является человек, его права и обязанности.

      Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека, она запрещает издание законов, нарушающих или уменьшающих права и свободы человека и гражданина. Каждому гарантируется защита прав и свобод в суде. Таким образом, деятельность всех государственных органов, содержание и применение законов определяются закрепленными в Конституции правами и свободами человека и гражданина. В свою очередь основное требование к поведению гражданских служащих заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

      Требование  осуществления служебной деятельности в рамках установленной российским законодательством компетенции государственного органа означает, что гражданский служащий обязан обеспечивать реализацию компетенции, то есть полномочий конкретного государственного органа. Для выполнения этого требования гражданский служащий обязан досконально знать функции государственного органа, его задачи и предметы ведения, а также свои должностные права и обязанности, регламентированные нормативными правовыми актами, строго соблюдать процедуру реализации регламентов и инструкций.

      Гражданским служащим запрещается в ходе профессиональной деятельности оказывать предпочтение каким-либо общественным, религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям, гражданам. Закон не запрещает гражданским служащим состоять в объединениях подобного рода, однако в своих служебных действиях гражданский служащий должен руководствоваться не интересами каких-либо групп или лиц, а заботой о приоритетах законности и справедливости.

      Гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, использование служебного положения в корыстных целях является действием, порочащим гражданского служащего. При принятии решений гражданский служащий обязан не допускать столкновения личных интересов и интересов государства.[5; 67]

      Закон предусматривает ограничения и  запреты, связанные с гражданской службой. Требования соблюдения ограничений и запретов является обязательным и включается в содержание служебного контракта и должностного регламента. Нарушение ограничений и запретов расценивается как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, которое влечет к применению дисциплинарного взыскания в соответствии с законом.

      Требование  нейтральности при выполнении служебных обязанностей означает, что решения, принимаемые гражданскими служащими, должны быть независимы от влияния политических партий, общественных, религиозных или иных объединений и организаций. Политическая нейтральность гражданского служащего обусловливает обязанность служащего выражать публичные интересы.

      Одним из основных моральных требований к  гражданскому служащему является требование не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство. Определяя линию своего поведения в любой сфере деятельности, гражданский служащий обязан помнить о том, что он представляет соответствующий государственный орган и на нем лежит ответственность за репутацию данного органа. Поэтому поведение служащего должно укреплять веру граждан в честность, беспристрастность, порядочность всех лиц, состоящих на государственной службе.

      Неотъемлемой  частью профессиональной деятельности большинства гражданских служащих является прямое либо косвенное общение  с гражданами. Такое общение должно подчеркивать уважение гражданского служащего к правам и свободам человека и гражданина, что невозможно без корректности и тактичности. Это касается и общения с подчиненными, коллегами и вышестоящими руководителями. Исключительную актуальность для гражданских служащих представляет требование уважения к обычаям и традициям народов Российской Федерации. Это связано с тем, что население Российской Федерации различается по этнической принадлежности, религиозным убеждениям. Данное требование определяет необходимость уважительного отношения гражданских служащих к тем обычаям и традициям, которые служат стабилизации общества и повышению эффективности гражданской службы.

      Вместе  с тем необходимо пресекать проявления клановости, землячества.

      Гражданский служащий обязан знать правила этикета, речевого поведения этнических представителей, социальных групп, с которыми ему надлежит общаться. Это касается особенностей в выборе способов обращения, определении темпа и громкости речи, специфики форм приветствия и прощания, выражения благодарности, выбора элементов одежды.

      Гражданский служащий обязан способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

      Строгое соблюдение этих принципиальных оснований  российского государства является обязательным условием его существования  и развития. Этим должны руководствоваться все государственные органы, а в служебной деятельности - все гражданские служащие.

      Гражданский служащий должен заботиться о том, чтобы  в ходе осуществления должностных  обязанностей и выполнения служебных обязанностей не возникло конфликтных ситуаций, которые могли бы привести к снижению авторитета государственного органа. Это требование распространяется и на внеслужебное поведение. Гражданские служащие должны воздерживаться от действий, выступлений, публичных высказываний, которые могут снизить авторитет государственного органа или его работников.

      Закон предъявляет определенные требования к публичным выступлениям гражданских служащих. В первую очередь эти требования касаются публичного распространения служебной информации: государственный служащий не должен разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Нарушение данного требования является одним из оснований применения мер дисциплинарного взыскания - увольнения с гражданской службы.[5; 69]

      Требование соблюдения публичных выступлений может быть истолковано и с позиции политической корректности: гражданский служащий должен быть сдержан в публичном выражении оценок и проявлении своих личных симпатий и антипатий.

      К гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «руководитель», Закон предъявляет требования не допускать принуждения подчиненных ему по службе к участию в деятельности политических партий, общественных или религиозных объединений. Таким образом, гражданский служащий подчинен своему руководителю исключительно по вопросам исполнения служебных обязанностей. В осуществлении своих гражданских прав и обязанностей гражданский служащий не зависит от руководителя. И всякое принуждение со стороны руководителя является грубым нарушением Конституции Российской Федерации. 

1.2. Основные нравственные принципы административной морали государственного служащего 

      К основным нравственным принципам административной морали государственного служащего  можно отнести: [10; 177]

      1. Служение государству.

      Государственная служба представляет собой осуществление  полномочий, посредством которых  должностное лицо реализует от имени  государства его функции. Интересы государства, а через него общества в целом являются высшим критерием  и конечной целью профессиональной деятельности государственного служащего.

      Моральный, гражданский и профессиональный долг государственного служащего - руководствоваться  государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления  практических решений.

      Государственный служащий не имеет права подчинять  государственный интерес частным  интересам индивидов или политических, общественных, экономических и любых  других групп, действовать на пользу частным интересам, во вред государству.

      2. Служение общественным интересам.

      Государственный служащий обязан действовать в общенациональных интересах, во благо всех народов  России.

      Государственный служащий не должен использовать свое влияние и власть в интересах  какой-либо одной из социальных групп  и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп.

      Действия  государственного служащего не могут  быть направлены против социально незащищенных групп населения. Ни при каких  обстоятельствах они не должны подвергаться дискриминации.

      Конфликт  между интересами различных социальных групп государственный служащий должен рассматривать с точки зрения законных прав, социально-политической и экономической целесообразности, общественных представлений о справедливости и моральных ценностях.

      3. Уважение к личности.

      Признание, соблюдение и защита прав, свобод и  законных интересов человека и гражданина есть нравственный долг и профессиональная обязанность государственного служащего.

      Государственный служащий должен уважать честь и  достоинство любого человека, его  деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления другим незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства индивидов.

Информация о работе Этика государственного управления