Этические аспекты международного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Для современной этики бизнеса априорными являются вопросы корпоративной социальной ответственности. Мнение, что финансовое благополучие компании менее всего побуждает ее к соблюдению этических норм, в корне неверно; сама жизнь и практика бизнеса постулировала следующее утверждение: «Хорошая этика означает хороший бизнес». В противном случае негативная реакция со стороны заказчиков и партнеров неминуемо приведет к значительному снижению прибыльности компании, а растиражированная средствами массовой информации сомнительная репутация приведет к отсутствию какого-либо доверия к ней.

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Белорусский Государственный  Университет

Факультет Международных Отношений

Кафедра международного туризма 
 
 
 
 
 
 
 
 

КСР по курсу

«Международный  менеджмент»

на  тему:

Этические аспекты международного менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск

2008

     В международном менеджменте вопросы корпоративной культуры и управления человеческими ресурсами занимают важное место. Основные управленческие решения реализуются через кадровое наполнение и эффективную культуру.

     Наибольший  интерес представляет изучение крупных  и сверхкрупных компаний (МНК и ТНК), где формируются оригинальные подходы к управлению человеческими ресурсами (УЧР). При этом важны особенности УЧР в международной среде в отличие от «домашнего» подхода к работе с персоналом. Основные факторы, которые оказывают влияние на выбор типа кадровой политики и культурных аспектов управления:

     ♦ местоположение фирмы и ее филиалов;

     ♦ «базовая» культура фирмы;

     ♦ отрасль; 

     ♦ размер компании;

     ♦ организационная форма;

     ♦ конкурентная стратегия;

     ♦ характер операций на рынке;

     ♦ политика, правила и процедуры международной фирмы.

     Основные  категории, определяющие нравственный портрет международной фирмы, —  это этика бизнеса и деловой  этикет, которые на первый взгляд являются лишь косвенными слагаемыми формулы  успеха в международном бизнесе. Этика влияет на формирование корпоративной культуры и свою законченную форму обретает в виде правил и норм бизнес-этикета. Стиль соблюдения корпорацией этических норм определяет ее реноме в международной среде, что в конечном итоге обеспечивает эффективное и долговременное решение вопросов адаптации фирмы к внешним условиям. Владение механизмом формирования системы этического эволюционирования организации, становления ее «нравственного характера» дает международному менеджеру ключ к решению проблем корпоративной целостности и устойчивости. 

     Для современной этики бизнеса априорными являются вопросы корпоративной  социальной ответственности. Мнение, что  финансовое благополучие компании менее  всего побуждает ее к соблюдению этических норм, в корне неверно; сама жизнь и практика бизнеса постулировала следующее утверждение: «Хорошая этика означает хороший бизнес». В противном случае негативная реакция со стороны заказчиков и партнеров неминуемо приведет к значительному снижению прибыльности компании, а растиражированная средствами массовой информации сомнительная репутация приведет к отсутствию какого-либо доверия к ней. Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман пишет, что «истинная роль бизнеса состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии, что он придерживается правил игры... участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». 

     Этика накладывает на бизнес систему ограничений, представляющую собой сумму морально-нравственных правил и традиций, сложившихся в данном обществе.

     Этика бизнеса — деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному  слову, способности эффективно функционировать  на рынке в соответствии с действующим  законодательством, установленными правилами и традициями.

     Опыт  международного бизнеса подтверждает значимость деловой этики в формировании успеха фирмы.

     Так, нечестное поведение фирмы Coca-Cola, случаи дачи взяток конкурентам в  качестве отступного во время судебных процессов с ними стоили этой компании доли рынка, отданной Pepsicola, так как последняя обладала доказательной информацией о неблаговидной деятельности фирмы Coca-Cola.

     К началу 80-х гг. в этике бизнеса  сложились три главных направления: «этика филантропии», «этика справедливости», «этика личной автономии»,

     Первое  из них напрямую связывает добро  с результатом, к которому добро  приводит, и побуждает бизнес к  благотворительной деятельности. Второе декларирует равенство и справедливость между сотрудниками фирмы. А третье направление главным моральным правилом считает соблюдение прав других субъектов — партнеров по бизнесу, клиентов и конкурентов.

     Обсуждение  вопросов деловой этики базируется на этике личных отношений.

     Само  слово «этика» греческого происхождения  и дословно переводится как «привычка», «характер», «нрав». Как философская категория этика была определена Аристотелем. Этому философскому направлению он посвятил работы «Большая этика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», где рассмотрел вопросы источников, природы морали, справедливости, высшего блага, смысла жизни и многого другого. Применительно к деловой этике Аристотель проповедовал разумное поведение и умеренность. Этике посвятили труды многие философы, среди которых были Платон, Фома Аквинский, Гегель, Фейербах. Несмотря на разницу воззрений, все они определяли объектом изучения этики мораль. В большинстве философских учений основанием морали считалось высшее благо (Платон), абсолютная идея (Гегель), божественный закон, что отводило особую роль в изучении вопросов этики теологии, а лучшим этическим ориентиром во все времена считалось «золотое правило», общее для Ветхого и Нового Заветов, а также большинства религий, предписывающее вести себя по отношению к другим так, как мы хотели бы, чтобы они относились к нам.

     В определенные этапы истории религия демонстрировала негативное отношение к бизнесу. Особенно беспощадна была к любому способу «делания денег» средневековая католическая теология. «Христос дал купцам и торговцам один совет, чтобы они бросили торговлю и следовали за ним», — пишет Дэвид Дж. Вогель. Протестантизм освятил стремление к прибыли, и по его канонам, «только трудясь, можно было служить Богу, но и определенно увеличить богатство во славу Бога за счет правильного использования этого богатства... Усердный работник оказывается менее привлекательным для дьявола, а вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога». Протестантский богослов XVI в. Жан Кальвин даже трактовал финансовый успех как благоволение свыше. Именно во времена Реформации удачливый бизнесмен стал считаться «нравственным человеком». 

     Однако  утверждение, что протестантская трудовая этика способствовала развитию особенного усердия, исполнительности, трудолюбия у представителей стран, ее исповедующих, является мифом. Журнал «Бизнес-Информ» приводит следующие результаты исследований Британского специального международного агентства по социальным исследованиям. «В среднем продолжительность рабочей недели среди рабочих, служащих и работодателей составляет 44,9 часа в Германии и 42,4 часа в Италии. Таким образом, разница между трудом протестантов и католиков составляет 2,5 часа в неделю. В Британии работают 42 часа в неделю, что либо разрушает теорию, либо делает их почетными латинцами.

     Эти примеры с цифрами не учитывают, что у немцев больше оплачиваемых праздников, чем у итальянцев или британцев. Включая каникулы, у немцев в среднем 39 оплачиваемых праздничных дней в году против 33 у итальянцев и 34 у британцев. Таким образом, хотя у немцев более продолжительная рабочая неделя, зато самих недель меньше.

     Чем дальше вы продвигаетесь на юг, тем  более ненадежна статистика в  оценке продолжительности труда. В  Италии теневая экономика составляет 30-40% всей экономики. Точно это в  статистике не отражено. В Германии — около 10%, а в Британии — 15%. В латинских странах большая часть людей имеет вторую работу с более облегченным рабочим днем, который начинается и заканчивается раньше.

     За  пределами больших городов это  могут быть передвижные малые  предприятия, результаты работы в которых  не появляются в статистике.

     Наблюдения  подтверждают, что люди работают на юге так же интенсивно, как и  на севере. Утверждение, что представители  одной расы или культуры работают интенсивнее, чем другой, субъективно. На самом деле существует вполне измеримая  разница между продуктивной и менее продуктивной экономикой. И причиной этой разницы является не интенсивность труда, а его эффективность. Проблема заключена в управлении, а не в мотивации».

     Рыночная  экономика базируется на частном  предпринимательстве, стимулируемом прибылью, что является абсолютно законным.

     Рой Домари, президент швейцарско-российского  делового клуба, утверждает: «Если для  кого-то это неприемлемо, ему не следует  заниматься бизнесом, ибо прибыль  является краеугольным камнем рыночной экономики». В вопросах охраны труда, окружающей среды, соблюдения правил конкуренции, искоренения дискриминации общество должно накладывать определенные ограничения на деятельность фирмы. Ибо «компании как организации не имеют ни совести, ни морали. Это люди, работающие в них, вносят элемент этики в деятельность фирм, а действие этики охватывает значительно более широкую сферу, чем существующие юридические ограничения».

     Репутация фирмы образуется из простой суммы  примеров достойного поведения ее сотрудников, которое демонстрируется:

     ♦ в отношении к имуществу фирмы;

     ♦ в ситуациях, когда сталкиваются различные интересы;

     ♦ при установлении внешних деловых  связей;

     ♦ при работе с государственными учреждениями;

     ♦ во взаимоотношениях с клиентами  и конкурентами;

     ♦ в весьма деликатных ситуациях, когда перед сотрудниками фирмы стоит проблема выбора: предать гласности или сохранить в тайне пример нарушения коллегами внутрифирменных правил и норм.

     Для менеджера любого уровня крайне необходимо понимание основ этики, так как  он вынужден постоянно принимать те или иные решения. Как они будут оценены коллегами? Каковы будут последствия этих решений? Чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо четко представлять, какой морально-нравственный климат сложился в данном обществе и в данной фирме.

     Менеджеру необходимо поддерживать длительные и  взаимовыгодные отношения с владельцами  компаний, потребителями, кредиторами, поставщиками, работодателями. Весьма часто эти отношения складываются в ситуациях, когда интересы сторон не совпадают. Главное правило здесь — придерживаясь этических принципов, избегать намерения платить злом за зло. В твердости менеджера проявляется его достоинство.

     Американскими исследователями сформулированы следующие  принципы деловой этики:

     ♦ принцип справедливости;

     ♦ принцип права;

     ♦ принцип утилитаризма (практицизма).

     Данные  принципы предлагают управляющим способ прямого рассмотрения качества выбранного решения прежде, чем оно будет  принято.

     Первый  принцип основывается на понятиях порядочности и честности и может быть использован при анализе принимаемых решений. Главный спорный вопрос в данном случае заключается в следующем: основывать ли реализацию возможностей по потребностям, способности или вкладу?

     Принцип права зиждется на постулировании нерушимости  прав каждой личности. Когда права игнорируются, происходит этическое нарушение. Правовой подход доказывает также, что для каждого права имеются соответствующие долг, обязанность или ответственность.

     В области права существуют спорные  проблемы. Одна из них заключается  в противоречии между правами личности, особенно при распределении недостаточных ресурсов. Кроме того, проблема возникает и из несогласия в некоторых случаях общества с правами индивидуума.

     Что касается третьего принципа — утилитаризма — принятие решения в данном случае зависит от соотношения затрат и прибылей. Люди, которые доказывают необходимость определенных решений, исходя из этой перспективы, говорят так: «Самого большого добра да побольше». Они определяют затраты, так же как и прибыль, на каждом шаге в бизнесе. Утилитаристы будут доказывать, что наиболее желательный ход действия тот, который приводит к наибольшим прибылям.

     Обосновывать  принятое решение в бизнесе, исходя из всех трех вышеперечисленных принципов, не всегда возможно. Так, увольняя работников, менеджер строит свое решение на основе принципа утилитаризма, иногда права, но не справедливости. Наоборот, оставляя на предприятии работника, он поступает так, реализуя свое представление о справедливости и соблюдении прав последнего, но поступается принципом утилитаризма.

     В России существует огромная потребность  в руководителях, способных вывести  фирму на ведущие конкурентные позиции  и сохранить при этом порядочность и нравственный облик. Необходима конструктивная система обучения этическим нормам. Основой такой системы могли бы стать западные модели морального усовершенствования человека и организации. Так, например, в США регулярно выходят выпуски «Обзор организации поведения обучающего», в которых ведутся дискуссии о вопросах обучения нравственности в американских бизнес-школах. Одна из разработок, посвященных данной теме, носит название «Модель морального усовершенствования индивидуума и организации».

Информация о работе Этические аспекты международного менеджмента