Этапы развития системы управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Изучение этапов развития систем управления имеет большое значение для развития современного производства, так как эффективная деятельность любой организации неизбежно связана с управлением. Таким образом управление – является молодой наукой., а её развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента. Менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями. Стоит отметить что развитие управления неразрывно связано с прогрессом производства.

Содержание

Введение

1. Этапы исторического развития системы управления в России

1.2 Развитие управленческой мысли в 18 веке

1.2 Управленческая мысль в 19 веке

1.3 Управленческая мысль в 20 веке

2. Этапы научного развития системы управления в России

2.1 Зарождение отечественной науки управления

2.2 Дореформенная парадигма управления социалистическим производством

2.3 Новая парадигма управления в условиях переходного периода

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

этапы развития.docx

— 27.37 Кб (Скачать)

Этапы развития системы управления в России

 

Контрольная работа

 

 

Тема: Этапы развития системы управления в России

 

 

Содержание

 

 

  Введение

 

1. Этапы исторического развития  системы управления в России

 

1.2 Развитие управленческой мысли  в 18 веке

 

1.2 Управленческая мысль в 19 веке

 

1.3 Управленческая мысль в 20 веке

 

2. Этапы научного развития системы  управления в России

 

2.1 Зарождение отечественной науки  управления

 

2.2 Дореформенная парадигма управления  социалистическим производством

 

2.3 Новая парадигма управления в  условиях переходного периода

 

  Заключение

 

  Список литературы

 

 

Введение

 

 

Большой интерес представляет собой рассмотрение исторического аспекта развития систем управления в России. В настоящее  время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, от которого в значительной мере зависят и эффективность  производства, и качество обслуживания населения.

 

Управление - неотъемлемая часть производственных отношений, сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности, принципы купли-продажи товаров  и услуг и взаимоотношения  производителей и потребителей. Изменение  этих отношений в корне меняет и управление, и его основополагающие элементы - цели, принципы, законы и  закономерности, методы.

 

Изучение  этапов развития систем управления имеет  большое значение для развития современного производства, так как эффективная  деятельность любой организации  неизбежно связана с управлением. Таким образом управление – является молодой наукой., а её развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента. Менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями. Стоит отметить что развитие управления неразрывно связано с прогрессом производства.

 

Особенность настоящего этапа развития российского  общества в том, что прежние управленческие схемы уже не работают, а современные  западные подходы и методы еще  невозможно полностью использовать в наших переходных экономических  и политических условиях.

 

 

1. Этапы исторического развития  системы управления в России

 

 

 

1.1 Развитие управленческой мысли  в 18 веке

 

 

Начало  развитию менеджмента в России было положено в 18 веке, когда начался  процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение  раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

 

В развитии систем государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680). Он попытался ввести городское самоуправление в западных пограничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивших вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

 

«Управления экономикой - особая эпоха в развитии российского менеджмента. Круг его  управленческих действий весьма широк - от изменения летосчисления до создания нового государственного управленческого  аппарата.1» 

 

В России большую роль в развитии организационной  деятельности сыграли реформы государственного управления, которые провел Петр 1 (1672-1725).

 

«Реформы  государственного аппарата явились  важным шагом на пути превращения  русского самодержавия в чиновничье-дворянскую монархию с ее бюрократией и служивыми  сословиями. В частности, Петр 1 провел административную реформу.2» 

 

В 1708-09 гг. вместо уездов, воеводств и  наместничества было учреждено 8 (позже 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 г губернии были разделены на 47 провинций.

 

«Содействуя развитию отечественной промышленности, Петр 1 учредил центральные органы (коллегии), ведавшие промышленностью  и торговлей, стал передавать казенные предприятия в частные руки и  выдавать их владельцам субсидии. Кроме  того, он ввел тариф, который ограждал новые отрасли отечественной  промышленности от иностранной конкуренции.3»

 

Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

 

-развитие  крупной промышленности и государственная  поддержка ремесленных производств;

 

-содействие  развитию сельского хозяйства;

 

-укрепление  финансовой системы;

 

-активизация  развития внешней и внутренней  торговли.

 

«Известные  законодательные акты Петра I регулировали различные сферы деятельности государства. Издание указов, регламентов, инструкций и контроль за их исполнением - не что иное, как государственный менеджмент эпохи Петра I.4»

 

Можно выделить появившиеся в этот период управленские идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное.

 

Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, а под вторым - эффективное управление страной  и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

 

Первая  четверть 18 века была периодом петровского  реформирования управления экономикой как на макро, так и на микроуровне.

 

Созданная Петром I система управления имела  необратимый характер.

 

Идеи  государственного управления нашли  свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689 - 1740). Последовательным идеологом  крепостничества был В Н. Татищев (1686 - 1750).

 

В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой.

 

Он  считал, что государство должно не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах  России.

 

Во  второй половине 18 века управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины П. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».

 

Фактическим руководителем внутренней политики с начала 1750-х годов был П.И.Шувалов, с деятельностью которого связана  отмена внутренних таможен и организация  внешней торговли (1753)

 

В годы правления Екатерины II в России было учреждено «Вольное экономическое  общество» (1765), начато «генеральное межевание» для упорядочивания помещичьего  землевладения.

 

Екатерина II созвала Комиссию об Уложении и  составила для нее наказ, широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей в части организацион ной деятельности.

 

К началу 19 века невозможность управления российским государством старыми методами, необходимость его преобразования осознавались и самой высшей властью.

 

1.2 Управленческая мысль в 19 веке

 

 

Основные  преобразования в управлении экономикой в начале 19 века произошли в период царствования Александра I (1777 - 1825). В 1860 году был издан манифест об учреждении министерств, которые строились  на принципах единоличной власти и ответственности.

 

«Особая роль в развитии менеджмента в  России отводится М. М. Сперанскому (1772 - 1839). Цель преобразований он видел  в придании самодержавию внешней  формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему  власти М.М. Сперанский предложил разделить  на три части: законодательную, исполнительную и судебную, т.е. вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной думы, вопросы суда - в ведении Сената, управление государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой.5»

 

Целым ряд умеренно-либеральных реформ, включая учреждение министерств  и кабинета министров, был принят при правлении Александра 1. По его  предложению М.М. Сперанским был  разработан проект государственных  реформ, в числе которых «Записка об устройстве судебных и правительственных  учреждений России» (1803). В 1809 году подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал придать  самодержавию внешние формы конституционной  монархии (выборность части чиновников, организация государственного контроля, разделение властей и пр.).

 

«Особое значение для общественного развития России имела, безусловно, крестьянская реформа 1861 года, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистической  формации в стране.6»

 

В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских  учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление.

 

 

1.3 Управленческая мысль в 20 веке

 

 

В начале 20 века большая часть управленческих преобразований происходила под  руководством С. Ю. Витте (1849—1915) и П. А. Столыпина (1862 - 1911). Программа реформ П.А. Столыпина затрагивала все  отрасли государственного управления и была рассчитана на двадцать лет. Речь шла в основном о децентрализации  управления Россией. «Реформа имела  большое социально-экономическое  значение для страны, капиталистическое  развитие которой продолжалось уже  почти 50 лет. Разрушение общины и образование  частной крестьянской собственности  составляли суть этой реформы. Разрешение на продажу и куплю наделов  земли ускорило и облегчило процесс  вовлечения крестьянской надельной  земли в товарооборот.7»

 

Далеко  не все в России приветствовали развитие капитализма. Русский экономист, социолог и публицист В.П. Воронцов считал, что в России нет условий для  развития капитализма. Становление  русской промышленности и создание крупномасштабных организаций воспринимал  как неестественное и вредное  явление.

 

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 года. В поисках некапиталистических  форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых являются следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего Совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления.

 

«Период военного коммунизма характеризуется  директивно-командными методами управления сверху донизу. Во время новой экономической  политики с позиций управления выделялись три уровня управления (высший, средний  и низший).8»

 

В 20 веке развитие организационной мысли  в России шло сложным путем. Этапы  развития отечественной системы  управления будут рассмотрены далее.

 

 

2. Этапы научного развития системы  управления в России

 

 

2.1 Зарождение отечественной науки  управления 

 

 

Первые  ростки научного отношения к организации  труда и управления появились  в России на рубеже 19 - 20 веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. Попытки реализовать принципы НОТ предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер.

 

Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации  в российской промышленности, заключались  в экономической отсталости страны.

 

«Отечественная  организационная наука возникла намного позже, чем на Западе. Смена  государственного строя, войны и  послевоенная разруха мешали развитию организационной науки. Ее развитие тормозила централизованная командная  система управления народным хозяйством.9»

 

Следует отметить, что теоретические основы учения о трудовом действии появились  в России раньше, чем в Америке  и Европе. Формирование отечественной  науки управления и организации  труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы  Тейлора и вопросов НОТ.

 

«Отсутствие однозначного отношения к зарубежным теориям, дискуссии вокруг системы  Тейлора, перераставшие во внутрипартийную  и групповую борьбу по основным вопросам НОТ, - все это и многое другое свидетельствует о переходности данного периода.10»

 

«20-е  годы - это, пожалуй, самый интересный и плодотворный период, когда отечественная  наука управления создала теоретические  концепции и практические методы, сопоставимые с лучшими зарубежными  образцами. Ни до, ни после этого  она уже не знала столь высокого подъема.11»

 

Короткий  период в 10 - 15 лет дал нам подлинные  образцы социологии эффективного управления, которые в последующие 50 лет не только не были развиты, но фактически полностью утрачены.

 

В те годы существовало около 10-ти научно-исследовательских  институтов НОТ и управления, тысячи бюро, секций и лабораторий НОТ  — первичных ячеек массового  рационализаторского движения; по проблемам  управления и НОТ выходило около 20-ти журналов.

 

«Как  считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные.12»

 

В 20-е годы теоретические основы науки  управления, понимаемой широко - от управления всем народным хозяйством до руководства  отдельным предприятием, государственным  учреждением и деревенским хозяйством — развивали такие крупные  ученые, как А.Чаянов, Н.Кондратьев, С.Струмилин, А.Гастев, А.Богданов. Каждый из них представлял собой неповторимую индивидуальность, яркий исследовательский и публицистический талант, оставивший заметный след в истории.

 

Не  менее яркими фигурами представлен  и второй эшелон управленцев - Ф.Дунаевский, Н.Витке, П.Керженцев, А.Журавский, О.Ерманский, если к ним вообще применимо понятие «второго эшелона». Они проводили серьезные научные исследования, публиковали книги и статьи, возглавляли институты и комитеты, выступали пропагандистами нового стиля управления. Сюда можно причислить таких крупных психологов, занимающихся изучением профессионального отбора и человеческого фактора. Это В.Бехтерев, А.Кларк, А.Лурия. Практическими проблемами управления вплотную занимались видные политические деятели - В.Куйбышев, Н.Бухарин, Ф.Дзержинский.

Информация о работе Этапы развития системы управления в России