Этапы развития и становления менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
• всегда интересно и нужно;

Содержание

Введение
1. Этапы развития менеджмента
1.1.Эволюция управленческой мысли
1.2. Этапы развития менеджмента в мире
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
2.1. Школа научного управления
2.2. Классическая (административная) школа в управлении
2.3 Школа психологии и человеческих отношений
2.4. Школа науки управления (колическтвенная школа)
3. Разнообразие моделей менеджмента
3.1. Особенности американской модели
3.2. Характеристика японской модели
3.3 Западноевропейская модель менеджмента
Заключение

Работа содержит 1 файл

Этапы и школы менеджмента.docx

— 38.43 Кб (Скачать)

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться  школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами  ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая  концепция групповых решений. 

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая  направлена на развитие теории организации  менеджмента на основе достижений психологической  и социологической наук, оказывающих  решающее воздействие на человека в  системе управления.  

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается  по настоящее время. Так, Д.Макгрегор  впервые обосновал свою теорию и  доказал, что отношение менеджера  к своим подчиненным существенно  влияет на их поведение и на рабочий  климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего  менеджера, в теории "У" - принцип  распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)  

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к  периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в  развитии теории управления, смысл  которых сводится к тому, что организация  – это открытая система, приспосабливающаяся  к внутренней среде (организации) нужно  искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и  различными моделями управления. К  этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.  

Седьмой этап относится  к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как  мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией  и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими  методами.  

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три  основные тенденции:  

· возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;  

· создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной  культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие  рядовых работников в прибылях, в  осуществлении управленческих функций  в других сферах деятельности;  

· усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие  в конкурентной борьбе, организации  современной деятельности. 

По мнению М.Мескона  и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных  инструмента управления, т.е. воздействия  на людей.  

Иерархия – это  организация, где основное средство воздействия отношения власть –  подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.  

Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести  себя так, а не иначе. 

Рынок, т.е. наличие  сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции  и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и  покупателя. 

На каждом этапе  развития менеджмента формировались  соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.

I. Школа научного  управления. 

1. Использование  научного анализа для определения  лучших способов выполнения задачи. 

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для  выполнения задач, и их обучение. 

3. Обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для эффективного  выполнения их задач. 

4. Систематическое  и правильное использование материального  стимулирования для повышения  производительности. 

5. Отделение планирования  и обдумывания от самой работы. 

II. Классическая школа  управления. 

1. Развитие принципов  управления. 

2. Описание функций  управления. 

3. Систематизированный  подход к управлению всей организации.  

III. Школа человеческих  отношений и школа поведенческих  наук. 

1. Применение приемов  управления межличностными отношениями  для повышения степени удовлетворенности  и производительности. 

2. Применение наук  о человеческом поведении к  управлению и формированию организации  таким образом, чтобы каждый  работник мог быть полностью  использован в соответствии с  его потенциалом. 

IV. Школа науки  управления. 

1. Углубление понимания  сложных управленческих проблем  благодаря разработке и применению  моделей. 

2. Развитие количественных  методов в помощь руководителям,  принимающим решения в сложных  ситуациях. 
 

В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести: такие  подходы:  

· научного направления;  

· административный;  

· с точки зрения человеческих отношений;  

· с точки зрения науки о поведении;  

· с точки зрения количественных методов;  

· к управлению как  к процессу;  

· системный,  

· ситуационный. 

Адекватно соответствующим  этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация  управления от простых методов управления к сложным. Сравнительный анализ старой и современной организации  управления приведен в таблице.

Старая организация 

Современная организация 

Малое количество крупных  организаций, отсутствие гигант-ских организаций.  

Большое количество чрезвы-чайно мощных, крупных органи-заций, как коммерческих, так и некоммерческих.  

Относительно небольшое  количество руководителей высшего  звена, практическое отсутствие руководителей  среднего звена.  

Большое количество руково-дителей высшего звена, небольшое  количество руководителей сред-него звена.  

Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности.  

Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.  

Занятие руководящих  постов в организации чаще всего  по праву рождения или путем захвата  силой.  

Занятие руководящих  постов в организации чаще всего  по праву компетентности с соблюдением  законности и порядка.  

Малое количество людей, способных принимать важные для  организации решения.  

Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.  

Упор на приказ и  интуицию.  

Упор на коллективную работу и рациональность.  
 

2. Возникновение,  формирование и содержание различных  школ управления

2.1. Школа научного  управления 

Возникновение современной  науки управления относится к  началу XX в. и связано с именами  Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет  и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический  и социальный эксперимент, а также  на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение. 

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует  считать основоположником научного управления производством. 

Термин «научное управление» впервые был предложен  в 1910 г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора  это название получило всеобщее признание  применительно к его концепции. 

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении  процесса физического труда и  его организации на составные  части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем  анализе этих частей. Целью Тейлора  было создание системы научной организации  труда, базирующейся на основе экспериментальных  данных и анализе процессов физического  труда и его организации. 

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами  рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию  производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия  и цехов. 

Функции осуществления  взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное  бюро предприятия, которому в системе  Тейлора отводилось центральное  место.  

Важным вкладом  Тейлора было признание того, что  работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение  интересов всего персонала предприятия. 

Философскую основу системы Тейлора составила концепция  так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение  о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей  системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора  заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих  и менеджеров. Цели не были достигнуты. 

Идеи Ф.Тейлора  были развиты его последователями, среди которых в первую очередь  следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт  внес значительный вклад в разработку теории лидерства. 

Френк Гилбрет и  его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда  рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. 

Значительный вклад  в развитие системы Тейлора внес Г.Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно  к любому производству независимо от рода его деятельности. 

Генри Форд продолжил  идеи Тейлора в области организации  производства. В системе Тейлора  центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

2.2. Классическая (административная) школа в управлении 

Классическая или  административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы  считается Анри Файоль, французский  горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.  

В отличие от школы  научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы  занялись разработкой подходов к  совершенствованию управления организацией в целом.  

Целью классической школы было создание универсальных  принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу  называют административной.  

Заслуга Файоля заключается  в том, что он разделил все функции  управления на общие, относящиеся к  любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к  управлению промышленным  предприятием. 

Информация о работе Этапы развития и становления менеджмента