Эмпирическая школа менеджмента. П. Дракер, Р. Девис

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:41, реферат

Описание работы

Возникла школа на основе объединения основных положений и идей классической школы и школы человеческих отношений в процессе разработки теории и изучения практики управления. Основателем и теоретиком школы принято считать профессора менеджмента Нью-Йоркского университета, выдающегося теоретика в области управления П.Дракера. Наиболее известна работа Дракера “Эффективный управляющий”, которая стала теоретической основой концепции “управления по целям”. В основе этой концепции лежит так называемый “синтетический” подход к организации, рассматриваемой как многоплановое явление, которое связывает в единое целое цели, ресурсы и процессы, которые происходят как в самой организации, так и за ее пределами (внешняя среда)

Работа содержит 1 файл

реферат2.doc

— 55.00 Кб (Скачать)


 

Башкирский государственный университет

Факультет философии и социологии

Кафедра прикладной и отраслевой социологии

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Эмпирическая школа менеджмента. П. Дракер, Р. Девис».

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группы 2.1.С

Торлопова Виктория

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа - 2010

Возникла школа на основе объединения основных положений и идей классической школы и школы человеческих отношений в процессе разработки теории и изучения практики управления. Основателем и теоретиком школы принято считать профессора менеджмента Нью-Йоркского университета, выдающегося теоретика в области управления П.Дракера. Наиболее известна работа Дракера “Эффективный управляющий”, которая стала теоретической основой концепции “управления по целям”. В основе этой концепции лежит так называемый “синтетический” подход к организации, рассматриваемой как многоплановое явление, которое связывает в единое целое цели, ресурсы и процессы, которые происходят как в самой организации, так и за ее пределами (внешняя среда)[1].

В то время (середина 50-х годов ХХ ст.) большинство менеджеров сосредотачивали основное внимание на функциях и процессах управления. Дракер же предложил иной подход: управление начинается с разработки целей, и только после того, когда цели определены и сформулированы, переходят к формированию функций, системы взаимодействия и организации процесса производства.

Основными элементами концепции “управления по целям” являются:

− определение четких стратегических целей;

− привлечение к определению и формулированию этих целей всего персонала организации;

− оценка эффективности на основе результатов.

Последователями Дракера принято считать таких ученых, объединивших теорию с практической деятельностью, как А.Слоун, Р.Дэвис, А.Чандлер, Л.Ньюмен, Д.Миллер.

Эмпирическая школа, явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента — получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления.

Можно выделить два основных направления эмпирической школы: исследования в области практики организации управления и разработка теоретических основ современного капиталистического общества. Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с рыночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частнокапиталистической собственности. В современном капиталистическом производстве нет прежней эксплуатации человека человеком, все люди равны и имеют равные возможности в получении и распределении прибыли. Это положение обосновывается теориями, которые доказывают изменение характера экономических и социальных взаимоотношений в современной рыночной экономике США и стран Запада между работниками и владельцами капитала. Среди них такие теории, как участие в прибылях, участие в управлении и др. Эти теории отражают те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни стран с развитыми рыночными отношениями за последние десятилетия[2].

Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют внимание на профессионализации управления, т. е. превращении труда по управлению в его самостоятельный, специфический вид - в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности заключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй - в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.

У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:

      определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;

      в основе деятельности предприятия лежит классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;

      использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;

      установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа;

      установление мотивации работников в зависимости от результатов их деятельности[3].

Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что кроме узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления. Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание акцентируют на умении налаживать взаимосвязи, установлении линий коммуникаций. Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов.

1. Стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации.

2. Проанализируйте подлинную цель каждого сообщения.

3. Принимайте во внимание все физические и человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение.

4. Планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами.

5. Сообщая, обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму.

6. Используйте всякую возможность сообщить соответствующим лицам все то, что может помочь им иметь определенную ценность для них.

7. Следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие корректирующие меры.

8. Устанавливайте коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных.

9. Убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют ваши сообщения.

10. Стремитесь к тому, чтобы вас не только поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем. Рекомендаций подобного рода в эмпирической школе чрезвычайно много. И хотя не все из них носят научный характер, они подчеркивают главные принципы — комплексность деятельности управляющего, меру влияния на подчиненных и необходимость аналитического подхода к проблемам управления.

Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также Делегирование полномочий. Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы — целевое управление, на необходимость внедрения которого указывал П. Дракер.

Под целевым управлением понимают постоянно функционирующую систему разработки конкретных целей для каждого сотрудника управляющей системы. Совместно со своим руководителем каждый сотрудник управляющей системы определяет цели своей деятельности на конкретный период, а также намечает методы достижения этих целей и отчета о достигнутых результатах. При этом цели определяются в максимально конкретной форме. Рекомендации школы способствовали классификации и анализу функций управления, организации труда руководителя, подбору и оценке кадров, определению структур управления и ряду других проблем. В то же время следует отметить недостаточную научность некоторых рекомендаций эмпирической школы.

Основной вклад школы в развитие управленческой мысли может быть определен следующим образом:

1. Развитие внутрифирменного менеджмента, в том числе разработка рекомендаций по управленческим структурам, по организации линейных и функциональных служб, систем технического и информационного управления и другим вопросам менеджмента.

2. Исследование и внедрение в практику управления новых,
эффективных приемов обучения менеджеров (пример: слоуновская школа менеджеров).

3. Идеологи школы предприняли попытку разработать ряд
проблем, которые стали особенно актуальными в 70--80-е годы
(вопросы централизации и децентрализации управления, введение целевого управления, классификация функций управления, организация труда руководителей и т.д.).

4. Профессионализация менеджмента[4].

Р.С.Дэвис был президентом Американской академии управления, автор многих книг по управлению, занимал многие руководящие посты в Американском обществе совершенствования управления.

Центром идей Дэвиса об управлении является учение, о менеджменте как о профессиональной деятельности и о менеджере как о профессии.

Дэвис считал, что менеджер должен заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для рабочих». Хотя при этом он считал, что отношение на работе должны строиться на базе взаимного уважения.

Одним из самых выдающихся теоретиков современности в области управления, несомненно, является Питер Дракер, консультант крупнейших фирм, профессор Нью-Йоркского университета на протяжении более чем 20 лет, а с 1971 г.— профессор Высшей школы Кларемонт в Калифорнии. Дракер приписывал себе первенство в создании систематизированного учения об управлении и соответственно учебной дисциплины, что дало возможность начать изучение менеджмента в учебных заведениях.

Одним из самых известных теоретических положений, выдвинутых Дракером, является его концепция управления по целям (МВО). Это явилось революционизирующим начинанием в управлении, так как в 50-х гг., когда он выдвинул эту концепцию, в основном внимание менеджеров было сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Дракера о том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления.

Дракер очень критически относился к идеям школы человеческих отношений и к идеям Мэйо в честности. Бихевиористские идеи он называл «психологическим деспотизмом» и считал, что главная задача менеджмента – делать людей производительными[5].

В начале 50 – х гг. он выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива. Суть идеи состояла в том, что на фирме создается выбранный орган из рабочих и служащих, который призван решать вопросы, касающиеся социальных аспектов жизни предприятия. Участвуя в такой деятельности, рабочие, по мнению Дракера, должны обретать чувство ответственности за деятельность предприятия. Дракер выдвинул большое количество идей в области менеджмента. Несомненно, стержневой идеей его учения является идея об исключительной роли и исключительном значении профессиональных менеджеров. Управленческая элита, по мнению Дракера, является основой бизнеса и должна играть ведущую роль в развитии современного бизнеса и современного общества[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2000 - 300 с.

2.      Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003 - 624 с.

3.      Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2002 - 560 с.

4.      Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Даю, 2003 – 702c.

 

4

 



[1] Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003 - 423 с.

 

[2] Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003 - 428 с.

 

[3] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Даю, 2003 – 542c.

 

[4] Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2000 - 234 с.

 

[5] Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2000 - 247 с.

 

[6] Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2002 - 324 с.

 

 


Информация о работе Эмпирическая школа менеджмента. П. Дракер, Р. Девис