Эмоции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:17, реферат

Описание работы

Когда в душе и теле покой, об эмоциях не говорят. Эмоция – это всегда движение: динамика, переход, клокотание. То или иное состояние, если оно не сопровождается выразительными движениями лица – еще не эмоция, но быстрый переход между состояниями, движение и переключения между состояниями – уже может быть эмоцией названо. Эмоции – это движения, но – не всякие, а обязательно выразительные, передающие то или иное отношение, несущие информацию о состоянии человека.

Содержание

I. Введение
II. Происхождение эмоций
III. Определение эмоций
IV. Виды эмоций
1) Эмоции интереса
a. Перемены
b. Одушевлённость
c. Новизна
d. Воображение и мышление
2) Эмоции радости
3) Эмоции удивления
4) Эмоции печали
5) Эмоции гнева
6) Эмоции отвращения и презрения
7) Эмоции страха и тревоги
8) Эмоции стыда
9) Эмоции вины
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Эмоции.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА ИННОВАЦИЙ» 
 
 
 
 
 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

ДИСЦИПЛИНА  «ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

ТЕМА  «ЭМОЦИИ» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила Фёдорова О.В.

Группа 3-ЗВ

Проверила Крупчак М.М. 
 
 
 
 

Москва 2011 г 

Содержание

  1. Введение
  2. Происхождение эмоций
  3. Определение эмоций
  4. Виды эмоций
    1. Эмоции интереса
      1. Перемены
      2. Одушевлённость
      3. Новизна
      4. Воображение и мышление
    1. Эмоции радости
    1. Эмоции удивления
    2. Эмоции печали
    3. Эмоции гнева
    4. Эмоции отвращения и презрения
    5. Эмоции страха и тревоги
    6. Эмоции стыда
    7. Эмоции вины

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

Откуда пришло к нам слово эмоции? С латинского «emoveo» значит — потрясаю, волную, во французском «emotion» переводится как «волнение, возбуждение». 

Когда в душе и теле покой, об эмоциях не говорят. Эмоция – это всегда движение: динамика, переход, клокотание. То или иное состояние, если оно не сопровождается выразительными движениями лица – еще не эмоция, но быстрый переход между состояниями, движение и переключения между состояниями – уже может быть эмоцией названо. Эмоции – это движения, но – не всякие, а обязательно выразительные, передающие то или иное отношение, несущие информацию о состоянии человека. 

Все эмоции, которые испытывает человек, излучаются за пределы его тела, создавая энергетическую среду для окружающих людей и других существ.

Живущие в грубых эмоциональных состояниях люди продуцируют  разрушающую, болезнетворную среду  обитания для окружающих, общение  с ними может вызывать тяжёлые энергопоражения и болезни, особенно у детей.

Живущие же в  состояниях утончённой любви — оздоровляют, одухотворяют, облагораживают всё вокруг своих тел, исцеляют только лишь своим  присутствием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Происхождение эмоций 

Для чего нужны эмоции? Как возникли эмоции?  Затруднения, возникающие при попытке провести непосредственно различаемую грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями, вынуждают искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте их проявления, в частности во внешних и внутренних условиях их возникновения. Существующие концепции различаются по тому, какое значение в них придается этому вопросу: если для некоторых из них он является одним из многих, то для других – одним из центральных рассматриваемых вопросов. К последним относятся, например, теории У. Джемса, Ж.-П. Сартра, П.К. Анохина, П.В. Симонова, группа так называемых «конфликтных» теорий. В ответах на рассматриваемый вопрос обычно признается, что эмоции возникают в случаях, когда происходит нечто значимое для индивида. Расхождения начинаются при попытке уточнить характер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Если для В. Вундта или Н. Грота любое воспринимаемое событие является значимым, т.е. эмоциональным уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного и т.п., то, согласно Р.С. Лазарусу, эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой – невозможности ее избежать. Однако эти внешне столь различные точки зрения не – являются взаимоисключающими, просто речь в них идет о разном. В работе Лазаруса дана схема возникновения лишь тех «очевидных» эмоциональных состояний, которые в терминологии, принятой в советской психологии, скорее следовало бы отнести к аффектам. Весьма сходным образом представляет возникновение эмоций-аффектов Клапаред, однако в его концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы производят не интеллектуальные процессы, как считает Лазарус, а особый класс эмоциональных явлений – чувства. 

Таким образом, решение вопроса об условиях возникновения эмоций определяется прежде всего тем, какой именно класс эмоциональных явлений обсуждается в той или иной работе. При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования, такими как отражение воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т.п. При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др. Убедительность примеров и экспериментальных данных, приводимых в подтверждение этих различных точек зрения, свидетельствует о дифференцированности эмоций в отношении условий их возникновения и, следовательно, о неминуемой ограниченности попыток охватить эти условия в некотором обобщенном принципе или положении. Эти попытки способны вооружить нас знаниями такими же отвлеченными, как и понятие «эмоция вообще», и доведенные до полного охвата в них всего разнообразия эмоциональных явлений смогут констатировать лишь (как это показывает обобщение существующих точек зрения) двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой – особенностями воздействий.

           Для того чтобы  ребёнок выжил, между ним и  человеком (обычно это мать), должна  возникнуть тесная взаимная привязанность.  Важным фактором взаимной привязанности матери и ребёнка являются эмоции.  Простой пример: оставленный в чужой комнате на несколько минут, годовалый младенец отреагирует на разлуку яркой эмоцией. Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребёнком. Младенец просто не выжил бы. Если бы мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребёнок во всём зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Даже взрослому человеку трудно справиться с житейскими неурядицами, если он обделён любовью. Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребёнком, так же как и между взрослыми людьми. Например, голод и боль могут проявляться через внешнее выражение физического страдания.

          Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

          Эмоция – это  нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

          Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта  энергия в некоторых случаях  ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Напр.,  если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутёк, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или фильтрует наше восприятие.

          Практически любой  человек, взрослея, учится управлять врождённой эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать её.  Большинство учёных, как и обычные люди, делят эмоции на: позитивные и негативные. Но, было бы правильнее считать, что существуют эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволяет отнести  ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением. Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Это указывает на то, что в процессе переживания эмоций задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эмоция активизирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Определение  эмоций 

          Эмоция – это  сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный  и чувственный компоненты. Интраиндивидуальный  процесс взаимодействия этих компонентов, в результате, которого возникает  эмоция, является результатом эволюционно-биологических процессов. Так, у человека особенности переживания и выражения эмоции гнева являются врождёнными, панкультурными и универсальными.

          На биологическом  уровне эмоция возникает как ощущение. Вызываемое процессами, протекающими в нервной и мышечной системах. Если искать причины эмоции на когнитивном уровне тогда в качестве активаторов эмоции следует рассматривать такие перцептивно – когнитивные процессы, как оценка и атрибуция.

          Каждая из эмоций работает на нас и для нас, и  то, что она делает, идёт нам на пользу. Исключением из этого правила являются случаи, когда эмоция становиться более интенсивной, чем того требует ситуация, - тогда она оказывает дезорганизующее, разрушающее воздействие. Но в целом эмоция всё же несёт в себе конструктивное начало.

          Функции конкретной эмоции можно анализировать на трёх уровнях. Во-первых, эмоция выполняет  специфически биологическую функцию, напр. направляет поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движения, как это бывает при переживании человеком эмоции гнева. Во-вторых, эмоция оказывает  мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение. И, наконец, в-третьих, каждая из эмоций выполняет социальную функцию. Сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.

          Некоторые теоретики, занимающиеся изучением эмоций, считают, что состояния эмоционального переживания  константно – независимы от возраста, т.е.  что печаль, например, переживается одинаково и новорожденным и стариком, но при этом они качественно отличны, так как сдерживать мимические проявления младенец ещё не научился. Доказательством константности эмоционального переживания могут служить свойственные человеку потребности в аффилиации.

          Эмоция постоянно  присутствует в сознании, постоянно  влияет на восприятие и поведение. С  возрастом меняются не только эмоциональные  реакции, но и активаторы конкретных эмоций. Нпр., в трёхлетнем возрасте звук женского голоса вызывает у ребёнка улыбку, но по мере того как ребёнок становиться старше, этот голос может вызвать у него раздражение. Удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трёхмесячного младенца, тогда как 13 - месячный ребёнок отреагирует на это событие сердитым протестом, а 13 – летний подросток может обрадоваться, узнав о том, что родители на весь вечер уходят из дома. Таким образом, одно и то же событие может вызывать разные эмоции в зависимости от возраста человека, степени его зрелости и обстоятельств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды эмоций 

Информация о работе Эмоции