Элементы организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям .
Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные организации, стиль и процедуры управления, а также концепции технологического и социального развития. Организационная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решений на каждом из уровней управления, возможности использования ресурсов организации в целом, ответственность, дает направления развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации членов с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных ее членов.

Работа содержит 1 файл

Элементы организационной культуры.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИТУЛЬНИК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры.

- усвоенные  и применяемые членами организации  ценности и нормы, которые определяют  ее поведение;

- атмосфера  или социальный климат в организации;

- доминирующая  в организации система ценностей  и стилей поведения.

Исходя из этих определений под организационной  культурой понимаются в основном ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние  проявления (организационное поведение). Чаще всего организационная (или корпоративная, что несколько сужает это понятие) культура определяется как совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм, верований и предположений, воплощенных в различных сторонах деятельности организации, и которые делают ту или иную организацию уникальной.

Организационная культура — заведомо неоднородное явление, так как в любой культуре главенствуют формирующие ее базовые характеристики, указывающие, какие принципы должны преобладать, если возникает конфликт внутри культуры. Это делает возможным наличие отличных от доминирующей культуры систем ценностей.

Как и всякое явление и процесс, организационная  культура обладает рядом элементов, составляющих его основу. Элементы организационной культуры так же весьма неоднородны и какому-то определенному жесткому планированию не поддаются. Это определенный набор общих ценностей организации, отражающих ее внутреннее состояние.

Объектом  исследования реферата являются элементы организационной культуры фирмы.

Актуальность  данной темы довольно насущна, так как  в современной деятельности фирмы  организационная культура начинает играть все более существенную роль. Она как бы показывает «истинное  лицо» компании, выражает ее ценности и принципы.

Целью данной работы является формулирование и характеристика элементов организационной культуры компании. Существует большое количество классификаций элементов организационной культуры. В данной работе представлены и охарактеризованы основные из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие организационной  культуры и ее свойства.

 

Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям1.

Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные организации, стиль и процедуры управления, а также концепции технологического и социального развития. Организационная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решений на каждом из уровней управления, возможности использования ресурсов организации в целом, ответственность, дает направления развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации членов с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных ее членов.

Результаты  деятельности любой организации  связаны с ее организационной  культурой, которая в одном случае способствует выживанию, в другом –  достижению наивысших результатов, в третьем – ведет к банкротству.

К основным параметрам организационной культуры относятся:

1. Акцент на внешних (обслуживание клиентов и т. п.) или внутренних задачах организации. Организации, ориентированные на потребности клиента, подчинившие им всю свою деятельность, имеют значительные преимущества в рыночной экономике, это повышает конкурентоспособность компании.

2. Направленность активности на решение организационных задач или на социальные аспекты ее функционирования. Один из вариантов социальной ориентации — устойчивое внимание организации к бытовым, личным проблемам работников.

3. Мера готовности к риску по внедрению нововведении. Мера ориентированности деятельности на инновационные процессы или стабилизацию.

4.  Мера поощрения конформизма (изменение или оценка мнение индивида в направлении большего согласия с группой) или индивидуализма членов организации. Ориентация стимулирования на групповые или индивидуальные достижения.

5.  Степень предпочтения групповых или индивидуальных форм принятия решений. Мера централизованности - децентрализованности принятия решений.

6.  Степень подчиненности деятельности заранее составленным планам.

7. Выраженность сотрудничества или соперничества между отдельными членами и между группами в организации.

8.  Степень простоты или сложности организационных процедур.

9.  Мера лояльности членов к организации.

10. Степень информированности членов о том, какова их роль в достижении целей организации. Преданность членов «своей» организации.

Организационная культура имеет ряд специфических  свойств. К основным свойствам культуры организации относятся2:

1. Совместная работа формирует представления работников об организационных ценностях и способах следования этим ценностям.

2.   Общность. Это означает, что не только все знания, ценности, установки, обычаи, но и многое другое используется группой для удовлетворения глубинных потребностей ее членов.

3.  Основные элементы культуры организации не требуют доказательств, они сами собой разумеются.

4. Иерархичность и приоритетность. Любая культура предполагает ранжирование ценностей. Часто во главу угла ставятся абсолютные ценности, приоритетность которых безусловна.

5. Системность. Организационная культура является сложной системой, объединяющей отдельные элементы в единое целое.

6.  «Сила» воздействия организационной культуры определяется:

- однородностью членов организации. Общность возраста, интересов, взглядов и т. п.;

- стабильностью и продолжительностью совместного членства;

- кратковременное членство  в организации и постоянное  изменение ее состава не способствуют  освоению культурных особенностей;

- характером совместного опыта, интенсивностью взаимодействия. Если члены организации совместными усилиями преодолевали реальные трудности, то сила воздействия организационной культуры выше.

Организационная культура оказывает существенное влияние на жизнедеятельность хозяйственной организации.

Влияние организационной культуры на деятельность организации проявляется в следующих формах:

- идентификация сотрудниками  собственных целей с целями  организации и с организацией  в целом через принятие ее норм и ценностей;

- реализация норм, предписывающих  стремление к достижению целей;

- формирование стратегии  развития организации;

- единство  процесса реализации стратегии  и эволюции организационной культуры  под влиянием требований внешней  среды.

 

 

 

 

 

 

2. Элементы  организационной культуры.

 

Организационная культура имеет составляющие элементы, и можно  выделить факторы, которые оказывают  влияние на нее3:

1. Национальная культура;

2. Профессиональная культура;

3. Миссия организации;

4. Идеология общества;

5. Политика;

6. Мода;

7. Законы;

8. Традиции, обычаи, ритуалы  организации.

Организационная культура как элемент и переменная внутренней среды организации имеет свою структуру, а соответственно, и элементы:

  1. Ценности, социальные установки;
  2. Нравственные принципы, деловая этика;
  3. Мотивация работников;
  4. Организация труда и контроль;
  5. Стиль руководства;
  6. Разрешение конфликтов;
  7. Принятие решений; коммуникации.

    В основе организационной культуры — ее ценности, имеющие долговременное значение; они не сводятся к количественным показателям, характеризуются в большей мере качественно и задают смысл деятельности членов организации. Их значение острее всего проявляется в критические моменты, когда особую роль играет моральный фактор. 
Ценности — это общие убеждения, вера в то, что хорошо, и осознание того, что плохо. В качестве инструмента внедрения ценностей в сознание и их изменения может служить, в частности, эмоционально насыщенное проведение наиболее значимых мероприятий, например, официальных церемоний, чествования сотрудников, пикников, собраний акционеров, а также создание фирменных песен. Все это способствует выражению ценностей в образной форме, что и определяет психологический эффект воздействия. Творцами и выразителями ценностей выступают, как правило, чаще всего основатели предприятий.

           Ценности организационной культуры, носителями которых являются прежде всего лидеры, в конечном счете переносятся на язык конкретных управленческих решений. Они реализуются в кодексах чести, правилах поведения персонала и т. п.

В последнее время происходят существенные сдвиги в шкале ценностей  работников. Такие из них, как долг, дисциплина, повиновение, утрачивают свое большое значение. Зато возрастают ценности, связанные с самовыражением индивида. Поэтому в практике менеджмента методы мотивации персонала и стиль управления должны в качестве критериев эффективности учитывать творческую деятельность, свободу действий и ответственность, расширение контактов с руководством и коллегами, повышение квалификации4.

      В связи с этим можно определить традиционные ценности организации, к ним относятся:

1. Дисциплина;

2. Послушание;

3. Иерархия;

4. Достаточность;

5. Власть;

6. Достижение;

7. Надежность.

          Современные ценности организации отличают:

1. Самореализация;

2. Участие;

3. Коллективная инициатива;

4. Творчество;

5. Децентрализация;

6. Самостоятельность;

7. Гибкость.

    В практике менеджмента организационная культура может быть выражена через:

- назначение организации  (миссия, цели, задачи, приоритеты);

- быстроту обновления тех или иных сторон деятельности (например, технологии) и диверсификации;

- совместно разделяемые  взгляды и ценности, нормы и  убеждения;

- стиль управления;

- критерии достижения  целей и оценки результатов;

- средства внутренней  интеграции в коллективе (язык, мифы и ритуалы, приемы отбора и включения новых членов в организацию, способ распределения власти, стиль взаимоотношений, система поощрения и наказания).

  В современном менеджменте можно определить два уровня организационной культуры: «сильный» (высокий) и «слабый» (низкий). Признаками «сильной» (высокой) организационной культуры являются: приоритет решения социальных задач в организации; готовность к разумному риску и нововведениям; групповые формы принятия решений; ориентация на коллективные стимулы; высокий уровень самоуправления, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки. 
При таком уровне культуры в организации менеджеры осуществляют воздействия, не прибегая к жестким административным процедурам. В то же время в такой культуре возможны конфликты: свободная критика часто переносится на личности, на руководство и порой переходит грань допустимого.

       «Слабая» (низкая) организационная культура связана с регламентацией, большим количеством инструкций, распоряжений. В такой культуре отсутствуют ясные представления о ценностях, убеждения относительно того, как можно достичь успеха, долгосрочные цели. Следует, однако, подчеркнуть, что понятия «сильная», «слабая» организационная культура относительны. Применительно к конкретному предприятию все зависит от того, как согласуются посылки, составляющие ее содержание, с реальностями внешнего окружения.

В нашей стране традиционно  предприятием высокой культуры считалось  то, которое «укладывалось» в определенные образцовые нормы, каноны. Организационная культура рассматривалась как совокупность знаний и умений по рационализации производства в соответствии с неким заранее рассчитанным образом. В таком представлении, естественно, коллектив являлся «придатком» к машине, к определенным производственным функциям5.

Информация о работе Элементы организационной культуры