Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование влияния социальной роли человека на его психологическую культуру
Итак, цель курсовой работы определила следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и сущность психологической культуры.
2. Проанализировать характеристики личности руководителя.
3. Провести экспериментальное исследование психологической культуры руководителей.
4. Провести сравнительный анализ уровня развития психологической культуры у руководителей и рядовых сотрудников.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятия психологической культуры руководителя 5
1.1. Понятие и сущность психологической культуры 5
1.2. Характеристика личности современного руководителя 14
Выводы 17
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования 20
Выводы 29
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

психологическая культура личности руководителя исправленная[1].doc

— 235.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 

Введение

 

     Сегодня широко используются понятия профессиональной, социальной, экономической, политической и других функциональных компетенций. Однако это понятие, действительно ключевое, как правило, употребляется без должного раскрытия его психологической сущности. Исследования показывают, что в основе каждой ключевой компетенции лежит психологическая компетенция, как определенная система психологических свойств, включающая некоторый необходимый минимум социально-психологических знаний и умений их использовать для достижения успеха в различных формах взаимодействия с миром, другими людьми и самим собой.

     Если  говорить об актуальности и практической значимости такого социально-психологического феномена как психологическая компетентность, а более широко – психологическая культура, то можно привести массу примеров, когда отсутствие элементарной психологической грамотности выступает главной причиной возникающих проблем, трудностей или конфликтов в социальном взаимодействии людей. Можно привести факты, когда отсутствие психологической компетентности или психологической культуры приводит к возникновению стрессов, болезненных состояний, кризисов и даже катастроф в жизни и деятельности, как отдельных людей, так и жизнедеятельности общества в целом. Особое значение приобретает психологическая культура в условиях усиления межэтнической межнациональной и международной напряженности, роста враждебности, угрозы терроризма.     

     Источник  многообразных человеческих проблем  следует искать в характере обучения и воспитания подрастающего поколения. Многие острые и больные проблемы жизни современной молодежи, такие  как инфантильность и социальная дезадаптированность, социальная безответственность и агрессивность, наркомания и преступность во многом имеют свои корни в психологической безграмотности родителей и семьи.

     Большинство проблем в бизнесе также обусловлены именно психологической некомпетентностью определенной части руководителей, а также традиционной психологической безграмотностью в организации управленческого процесса и делового взаимодействия. Современные управленческие подходы часто оказываются неэффективными как для решения задач бизнеса, так и для развития внтурифирменных взаимоотношений. Сегодня, без особых натяжек, можно говорить о всеобщей психологической безграмотности современного руководителя. Ситуация усугубляется тем, что в массовой школе не учат, как понимать себя  и  другого человека, не учат, как правильно общаться, вести диалог, сотрудничать с другими людьми, осуществлять с ними совместную деятельность. В школьных и университетских программах нет места культуре восприятия и культуре умственной деятельности, культуре переживаний и чувств, культуре труда и творчества. Не менее болезненными являются последствия психологической безграмотности и в других сферах: здравоохранении, социальном обслуживании, предпринимательстве, торговле.

     Таким образом, как в начале прошлого века в России было весьма актуальной задача ликвидации общей безграмотности, так  сегодня в начале 21 века чрезвычайно актуальной становится задача ликвидации психологической безграмотности в российском обществе.

     Ориентация  на личность и ее развитие в бизнесе требует дальнейшего сближения и интеграции менеджмента и психологии, а от профессиональных руководителей с необходимостью требует соответствующего уровня психологической образованности и психологической компетенции.

     В связи с этим наша работа и представленные в ней исследования посвящены системному анализу феноменологии психологической культуры и выяснению ее роли в работе руководителя, построению концептуальной модели психологической культуры в деловом взаимодействии.

     Цель исследования: исследование влияния социальной роли человека на его психологическую культуру

     Итак,  цель курсовой работы определила следующие  задачи:

     1. Проанализировать  понятие и сущность психологической культуры.

     2. Проанализировать характеристики  личности руководителя.

     3. Провести экспериментальное исследование психологической культуры руководителей.

     4. Провести сравнительный анализ  уровня развития психологической  культуры у руководителей и  рядовых сотрудников.

     Объект исследования: управленческая среда.

     Предмет исследования:  психологическая культура руководителя.

     Гипотеза исследования: социальная роль человека имеет влияние на его психологическую культуру.

     Методы  и методики исследования: нами использовалась комплексная методика, включающая в себя: анализ научной литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, метод математико-статистической обработки, диагностические тесты, среди которых:

       - тест для диагностики психологической  грамотности (Колмогорова Л.С., Элементы  психологической грамотности. Барнаул, 1997)

       - тест для определения коммуникативной компетентности л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)

       - тест для исследования ценностных  ориентаций личности (модифицированный  вариант методики Е.Б. Фанталовой)

     Структура работы: курсовая работа состоит из  введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы понятия психологической культуры руководителя

1.1. Понятие и сущность психологической культуры

 

     К сожалению, в настоящее время  не существует единого подхода к  понятию “психологическая культура”. Многозначность понятия “культура” отмечают многие исследователи проблем общей теории культуры: Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мид М., Рубинштейн С.Л. и др. Основываясь на определениях общей культуры, принятой отечественной культурологией, понятие “психологическая культура” рассматривалось как многофункциональное. В специальной литературе представлены определения психологической культуры, которые предлагают Битянова Н.Р., Иванова С.П., Климов В.А., Колмогорова Л.С., Куликов Л.В., Мотков О.И., Обозов Н.Н., Семикин В.В. и др.

     Куликов Л.В. рассматривает психологическую  культуру как совокупность имеющихся  у индивида, группы или этноса представлений  о психике, используемых формах регулирования  и развития психики. Психологическая культура включает в себя осознание существования психики и ее регулирующей роли в деятельности, поведении и во всех проявлениях активности личности. Психологическая культура личности формируются при достаточно развитом уровне сознания и самосознания, но не тождественна самосознанию личности. В самосознание входят представления не только о собственной психике и ее особенностях, но и многих других характеристиках человека: социальных, демографических, физических и т.д.

     С точки зрения Моткова О.И. психологическая культура проявляется в самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, к миру в целом). С её помощью человек более гармонично учитывает как внутренние требования психики, тела, так и внешние требования жизни.

     В своем исследовании мы использовали определение “психологической культуры”, данное Семикиным В.В. Психологическая  культура рассматривалась в исследовании как психологическая характеристика руководителя, позволяющая обеспечивать оптимальные отношения со своими подчиненными, с учетом характера деятельности каждого и  предприятия в целом.

     В настоящее время психология начинает занимать всё более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. - основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей.

     К сожалению, отсутствие психологической  культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию во всех областях жизни как этих принципов, так  и научных достижений психологии. Определённую ответственность за это  несёт современная система образования.

     Уже в XVIII веке российские просветители подчеркивали важность таких знаний для молодого человека, которые дают ему возможность  познать самого себя. Эта проблема на протяжении прошлого века не только интенсивно обсуждалась, но были неоднократные попытки её позитивного решения в системе школьного образования. Учёные-педагоги и психологи утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, поскольку она формирует целостное мировоззрение ребёнка: учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой. К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что при отборе содержания школьных дисциплин необходимо руководствоваться выбором тех, которые развивают мировоззрение и действуют не только в направлении увеличения объёма знаний, но и в направлении формирования убеждений человека. Особую роль в этом процессе, подчеркивал К.Д. Ушинский, выполняют гуманитарные науки, помогающие ученику осознать назначение человеческой жизни и деятельности.

     Г.И.Челпанов, основатель Московского психологического института, ещё в начале прошлого века замечал: «Жизнь очень скоро предъявит свои неумолимые требования. Психология начинает приобретать слишком важное научное значение, чтобы её отсутствие среди предметов гуманитарного образования не было замечено. Я уверен, что этот пробел будет очень скоро заполнен»1.

     Школьные  годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре. Не случайно Д.С. Лихачёв подчеркивал, что культура - это огромное целое  явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения - народом, нацией2. Именно в детстве «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Р. Быков).

     Мэтры отечественной философии, психологии, педагогики, культурологии (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К.Д. Ушинский и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека. Они утверждали, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя её. При этом они подчеркивали психологический контекст данного постижения, так как духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей).

     Психология  вносит в общую культуру понимание  уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей.

     Учёные  выделяют такое присущее человеку психологическое  свойство как интеллигентность. Свойство интеллигентности, по словам Ю.М.Лотмана, является определённым культурным достижением  человечества и принадлежит человечеству в целом. Можно предположить, что интеллигентность - это высшая форма проявления сущности психологической культуры человека. Личностными качествами интеллигентного человека являются человеческое отношение к миру и людям, привязанность к своему народу, к своей Родине, к своей культуре и уважение культуры других народов; развитое чувство справедливости, чести, совести, чувство независимости, в частности, социально независимая позиция и способность отстаивать эту позицию. В представлении А.Ф.Лосева, психологическое свойство интеллигентности проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в желании не обидеть человека, в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому. Д.С. Лихачёв высказывал даже мысль о том, что учебное заведение теряет право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентность.

     Воспитание  психологической культуры личности невозможно без определённого уровня психологической грамотности. Важным содержательным аспектом психологической  грамотности, справедливо замечает Е.А. Климов, является собственно научная, пусть элементарная, но истинная - осведомлённость о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.

Информация о работе Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя