Экономические инструменты стратегического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Виды стратегий экономического развития. Предпосылки применения стратегического управления на предприятиях. Методы и инструменты стратегического управления в государственном управлении на примере Комитета государственных доходов Республики Армения.

Работа содержит 1 файл

стр. менеджм.docx

— 125.00 Кб (Скачать)

- стратегия НИОКР,  обобщающая основные идеи о  новом продукте - от его первоначальной  разработки до внедрения на  рынке, имеет две разновидности:  инновационную стратегию и имитационную  стратегию;

- производственная  стратегия сосредоточена на решениях  о необходимых мощностях, размещении  промышленного оборудования, основных  элементах производственного процесса, регулировании заказов;

- маркетинговая  стратегия заключается в определении  подходящих продуктов, услуг и  рынков, которым они могут быть  предложены. Определяет наиболее  эффективный состав комплекса  маркетинга (исследований рынка,  товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования  сбыта). Эта стратегия особенно  успешна в производстве, ориентированном  на массового покупателя с  падающими реальными доходами [6];

- финансовая  стратегия ответственна за прогнозирование  финансовых показателей стратегического  плана, оценку инвестиционных  проектов, планирование будущих  продаж, распределение и контроль  финансовых ресурсов;

Многие организации  разрабатывают стратегию управлтния персоналом (человеческими ресурсами), с помощью которой решаются проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания  такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые  соответствуют эффективному ведению  бизнеса.

Также можно  выделить такие виды стратегий как:

- стратегии роста;

- диверсифицированные;

- моностратегии;

- мультиатрибутивные.

Исходя из этой классификации, стратегия, разрабатываемая  предприятием, должна представлять собой  совокупность нескольких стратегий. Эти  стратегии должны быть согласованы  и тесно взаимодействовать друг с другом. Стратегический выбор предприятия  должен быть определенным и однозначным. Только в этом случае предприятие  достигнет успеха.

подобное. Всегда остается определенная мера неуверенности  в будущем, и 

1.3 Предпосылки применения  стратегического  управления на  предприятиях

Потребность и  способность предусматривать развитие событий и их последствий характерны для человека. Это объясняется  тем, что перед началом любой  деятельности, принимая решение относительно ее целесообразности, человек сначала  представляет эту деятельность, а  также возможные результаты ее осуществления, которые сопоставляет со своими целями. В результате постоянного повторения действий (а это «повторение» зависит  от характеристики стабильности и определенности условий деятельности) формируется  динамический стереотип, который охватывает осознанное и неосознанное предсказание. А поскольку любая организация -- это совокупность лиц, которые  совместно работают ради достижения общей цели, такое предсказание необходимое  и для любой организации.

Обоснованность  предсказания зависит от таких факторов:

· степени восприятия и понимание явлений и процессов  на предприятии и вокруг него;

· уровня предсказуемости  развития этих явлений и процессов;

· оценки возможности  управленческого влияния на эти  процессы и явления с помощью  доступного методического и технологического инструментария.

Задание так  называемого научного предсказания заключается в том, чтобы на основании  научных методов логического  анализа и синтеза «выводить» будущее из прошлого и нынешнего. Предусмотреть очертания (или лишь отдельные элементы) будущего, которые  только проглядывают из нынешнего, в  известной мере помогает интуиция. Научное предсказание -- это деятельность по применению отдельных методов, приемов и инструментов, которые дают возможность представлять ход процессов и явлений в будущем в определенной последовательности с установлением четких взаимосвязей. Предусматривая изменения, нужно применять научные, а также другие рациональные и интуитивные приемы и методы, опираться на сложный комплекс прогнозно-аналитических, методических и социально-психологических подходов.

Каждая организация, сориентированная на достаточно длительное существование и развитие, должна постоянно оценивать свое положение  как внутри, так и внешне: анализировать  технологию и организацию производства, оборудования, деятельность персонала, а также систему снабжения  и сбыта, обслуживаемые рынки, законодательство, которое регулирует его деятельность, и тому подобное.

Неопределенность -- одна из характеристик многочисленных явлений, которое рассматривает  теория и практика менеджмента: поведения  отдельной личности или группы лиц, организации, в целом, принятие решений  разного типа; оценивание прогнозов; разработки стратегий и тому подобное. Уровень неопределенности характеризуется  нехваткой или полным отсутствием  информации о процессах, явлениях, влиянии  отдельных факторов, на деятельность предприятия.

Чем больший  уровень неопределенности, тем ниже качество управленческих решений и  эффективность действий. Поэтому  необходимо минимизировать (в идеале -- свести на нет) неопределенность для  повышения качества управленческого  влияния за счет структуризации информации о ситуации внутри и вокруг предприятия, то есть выделить определенные и неопределенные параметры, подобрать методы повышения  определенности последних и т.п. Уменьшение неопределенности способствует благоустройству деятельности руководителей  предприятия, дает им возможность разрабатывать  решение относительно адаптации  организации и отдельных ее подсистем  к изменениям ситуации.

В течение ХХ века происходил поиск методов уменьшения неопределенности в деятельности организаций. И до сих пор сохранилась еще  тенденция игнорировать предсказание или отыскивать обходные пути в случаях  когда возникают неуправляемые  или лишь частично управляемые факторы. Эта тенденция была особенно выразительной  на этапах отсутствия «регулярного»  планирования и в случае использования  краткосрочного планирования. Иногда при стабильных условиях функционирования и при определенном сочетании  опыта со здравым смыслом можно  надеяться на отыскание отмеченных «обходных путей» касательно слабо  структурированных и неструктурированных  проблем.

Однако каждый раз нужно знать, когда можно, а когда -- нельзя ориентироваться  только на нынешней состояние объективных  условий. Но состояние объективных  условий -- это не только нынешние оценки, а все то, которое может состояться на протяжении определенного промежутка времени и повлиять на относительную  ценность тех решений, которые принимаются [53].

Следовательно, в зависимости от типа проблемы на выбор методов предсказания ее развития и инструментов решения может  влиять разная совокупность взаимосвязанных  факторов, например: инфляция и дефляция, экономическое процветание или  депрессия, забастовки, землетрясения, сроки поставок сырья, колебания  цен налоги и тому подобное, которые  усложняют понимание событий, которые  происходят в настоящее время, и  тем более тех, которые могут (или  нет) состояться в будущем.

Понимание тенденций  и предсказания процветания или  упадка предприятий воплощаются  в системах управления, их направленности, и основных характеристиках. А. Файоль и Л. Урвик еще в своих первых трудах отмечали, что предсказание -- это отправная точка планирования деятельности предприятий, управления, вообще. В зависимости от понимания  тенденций развития экономики, отрасли, или отдельного предприятия, а также  необходимости и возможностей предсказания, которые создаются сегодня, современные  фирмы в процессе становления  и развитию собственных систем планирования могут проходить (в кое-что сокращенном  варианте) исторический путь развития планирования и управления предприятиями  за последние 50--60 лет.

Четыре основных фазы постепенного перехода к стратегическому  управлению приведены в табл. 1.1. Рассмотрим главные характеристики этих фаз.

2. Исл. часть

Данная работа посвящена изучению методов и  инструментов стратегического управления в государственном управлении на примере Комитета государственных  доходов РА. Одной из наиболее важных проблем, возникающей в государственном  управлении, является совершенствование  налоговых взаимоотношений предприятий  и организаций с бюджетом и  государственными целевыми (внебюджетными) фондами. Налоги в руках органов  власти имеют стратегически важное значение, так как являются инструментом государственного регулирования экономики, стимулирования научно-технического прогресса, ограничения роста цен.

Комитет государственных  доходов Республики Армения - одна из тех структур, которая ежедневно  работает с гражданами и с хозяйствующими субъектами. А налоговое администрирование  рассматривается как политика правительства. Миссией комитета является обеспечение  стабильных государственных доходов  при первенстве принципа “ лицом  к налогоплательщику”. Разработке стратегии государственных доходов  предшествовал анализ многолетней деятельности ( с 1991 года) налоговой системы Армении

В 2007 году впервые  была дана оценка административным способностям Государственной налоговой службы при правительстве РА, целью которой  являлось сопоставление административных способностей действующей налоговой  системы с европейскими стандартами.

В процессе оценки применялись различные эвристические  методы стратегического управления, среди которых особое место занял  метод экспертных оценок.

Под методом  экcпepтных oцeнок пoнимaют кoмплeкc лoгичecкиx и мaтeмaтичecкиx пpoцeдyp, нaпpaвлeнныx нa пoлyчeниe oт cпeциaлиcтoв инфopмaции, ee aнaлиз  и oбoбщeниe c цeлью пoдгoтoвки и выpaбoтки paциoнaльныx peшeний. Мeтoды экcпepтныx oцeнoк  мoжнo paздeлить нa двe гpyппы: мeтoды кoллeктивнoй paбoты экcпepтнoй гpyппы и мeтoды пoлyчeния  индивидyaльнoгo мнeния члeнoв экcпepтнoй  гpyппы. Методы коллективной работы экспертной группы пpeдпoлaгaют пoлyчeниe oбщeгo мнeния  в xoдe coвмecтнoгo oбcyждeния peшaeмoй пpoблeмы. Инoгдa эти мeтoды нaзывaют мeтoдaми пpямoгo пoлyчeния кoллeктивнoгo мнeния. Оcнoвнoe пpeимyщecтвo этиx мeтoдoв зaключaeтcя  в вoзмoжнocти paзнocтopoннeгo aнaлизa пpoблeм. Нeдocтaткaми мeтoдoв являeтcя cлoжнocть пpoцeдypы  пoлyчeния инфopмaции, cлoжнocть фopмиpoвaния  гpyппoвoгo мнeния пo индивидyaльным cyждeниям экcпepтoв, вoзмoжнocть дaвлeния aвтopитeтoв  в гpyппe. Мeтoды кoллeктивнoй paбoты включaют мeтoды «мoзгoвoй aтaки», «cцeнapиeв», «coвeщaний» и «cyдa».

Оcнoвныe этaпы пpoцecca экcпepтнoгo oцeнивaния включают:

- фopмиpoвaниe цeли  и зaдaч экcпepтнoгo oцeнивaния; 

- фopмиpoвaниe гpyппы  yпpaвлeния и oфopмлeниe peшeния нa  пpoвeдeниe экcпepтнoгo oцeнивaния; 

- выбop мeтoдa пoлyчeния  экcпepтнoй инфopмaции и cпocoбoв  ee oбpaбoтки; 

- пoдбop экcпepтнoй  гpyппы и фopмиpoвaниe пpи нeoбxoдимocти aнкeт oпpoca;

- oпpoc экcпepтoв  (экcпepтизa);

- oбpaбoткa и aнaлиз  peзyльтaтoв экcпepтизы;

- интepпpeтaция  пoлyчeнныx peзyльтaтoв; 

- cocтaвлeниe oтчeтa.

Рассмотрим каким  образом осуществлялся метод  экспертных оценок на примере Комитета по государственным доходам РА.

Метод экспертных оценок применлся для исследования общей структуры налогового органа, налогового законодательства, этики, управления кадрами, специфики сбора и принудительного  взимания налогов, налоговых проверок, системы управления данными налоговых  проверок, для изучения информационных технологий и коммуникаций.

При сборе и  анализе информации применялись  следующие методы:

- собственная  практика экспертов и знания;

- глубинное интервью, которое включало собеседование  с высокопоставленными служащими  Комитета по государственным  доходам и представителями районных  налоговых служб;

- обсуждения  за круглым столом с представителями  Государственных органов и бизнеса;

Проведение метода экспертных оценок включало следующие  стадии:

- вовлечение  не менее 4-х экспертов;

- сбор информации;

- обмен информацией  между экспертами;

- получение независимых  оценок экспертов;

- анализ данных;

- извлечение  общей оценки;

- обобщение обоснований  – обсужденные экспертами и  обобщенные руководителем экспертной  группы.

При анализе  и оценке полученной информации использовалась следующая система оценок. Сначала  оценивался ключевой показатель, затем  стратегическая цель. Затем оценивалась  крупная функциональная система  налогового администрирования (например управление кадрами, налоговое мошенничество  и уклонение от налогов, системы  управления данными налогоплательщиков, административное сотрудничество и  содействие). В данном случае использовалась методология под названием “  Извлечение мнений экспертов” и “  Метод Дельфи”.

Графически процесс  оценки ключевого показателя можно  изобразить следующим образом: 

- для данного  ключевого показателя, организуется  совещание экспертов, в ходе  которого эксперты делятся информацией,  которая не была доступна для  остальных экспертов, не сочли  во внимание или не дали  особенной важности для оценки  ключевого показателя;

- эксперты по  отдельности оценивают данный  ключевого показателя второй  раз и опять осуществляется  проверка на отклонения;

Информация о работе Экономические инструменты стратегического управления