Экономическая теория и экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Экономическая теория…………………………………………………………………………………….4
Что такое Экономическая теория……………………………………………………….4-22
Основы экономической теории…………………………………………………………22-29
Позитивная экономика и нормативная экономика…………………………………..29-35

Глава 2. Основа формирования экономической политики…………………………………..36
2.1 . Понятие экономической политики……………………………………………………………..36-40
2.2. Важнейшие экономические цели, лежащие в основе формирования экономической политики………………………………………………………………………………….41-44
2.3. Основные этапы разработки экономической политики………………………………45-61
Заключение…………………………………………………………………………………………………………62
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………….63

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 89.96 Кб (Скачать)

В 1999 г . британское правительство создало 9 агентств регионального  развития, разделив всю страну на зоны их компетенции. Агентства играют роль посредника или связующего звена  между правительством, бизнесом и  другими заинтересованными сторонами  по вопросам выработки экономической  политики региона, формирования приоритетов, определения целей и задач  экономического развития.

В тоже время, одна из главных тенденций последнего времени, заключается в том, что  формирование экономической политики перестает быть чисто механической административной процедурой . Процесс  принятия решений в этой области  становится более открытым и демократичным, обеспечивая участие всех заинтересованных сторон, их равенство в правах на отстаивание своих интересов. В  странах с богатыми демократическими традициями и либеральной экономикой сформировалась устоявшаяся система  такого взаимодействия. Она позволяет  в наибольшей степени учитывать  интересы деловых кругов и гражданского общества в процессе формирования государственной  политики. Это позволяет принимать  более взвешенные решения, отвечающие интересам большинства членов общества, обеспечивать мобилизацию ресурсов не только администрации, но и других участников процесса для достижения общих целей. Опыт сложившейся зарубежной практики позволяет сделать некоторые  обобщения по поводу технологий участия.

52

3. Роль прогнозирования в разработке  государственной экономической  политики

Прогнозирование есть составная часть  системы государственного регулирования  экономики, призванная выявить важнейшие  проблемы и определить направления  развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования  социально-экономической политики государства. Разработка экономических  прогнозов является важной и необходимой  частью системы управления социально-экономическими процессами, как страны в целом, так  и для каждого субъекта Российской Федерации.

Объекты прогнозирования и виды прогнозов.

В состав разрабатываемых прогнозных документов входят:

А. Частные прогнозы, отражающие изменение  отдельных сфер социально-экономической  жизни, таких как:

- демографическая ситуация в  стране,

- состояние природной среды,  включая такие сферы как разведанные  запасы природных ископаемых, земельные,  водные и лесные ресурсы,

- состояние научно технических  достижений и их внедрения  в производство,

- величина и динамика спроса  населения на товары и услуги,

- прогнозы основных факторов  производства: капитала, труда, инвестиций,

- прогнозы развития отдельных  отраслей народного хозяйства,  территорий и других общественно  значимых сфер деятельности.

 

53

Б. Комплексный экономический прогноз, отражает будущее развитие экономики  страны как целостного образования. К комплексным прогнозам можно  также отнести прогнозы регионов страны, а также крупных народнохозяйственных и территориально-производственных комплексов. Еще одним видом комплексного прогноза может рассматриваться  прогноз развития государственного сектора экономики.

Разработка комплексного экономического прогноза преследует две цели:

Во-первых, он должен предоставить правительству  информацию для принятия решений  в области экономической и  социальной политики.

Во-вторых, его показатели служат основой  для разработки показателей проекта  государственного бюджета страны.

Ни одно хозяйственное, а тем  более стратегическое решение не может быть принято и выполнено  без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие  испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Тем самым государство  выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную  функцию, определяющую направления  структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом  хозяйстве.

Прогнозированием, т.е. предвидением тенденций будущего развития, последствий  возможных сдвигов в экономике  на микро- и макроуровнях и реализации принимаемых решений, занимается каждый агент хозяйственной жизни. В  данном случае речь пойдет о 

54

государственном прогнозировании -- предвидении  будущего, которым, занимаются государственные  и муниципальные органы на разных уровнях управления

Прогнозирование выполняет три  основных функции в государственном  регулировании рыночной экономики:

1) предвидение возможных тенденций  и цикличных колебаний социально-экономического  развития страны или региона  в контексте общемировой динамики  и направлений трансформации  Общества;

2) предвосхищение вариантов и  возможных последствий принимаемых  стратегических и тактических  решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального  развития;

3) своевременное внесение корректив  или отмена решения, если этого  потребуют изменившиеся условия  окружающей среды, новая конъюнктура  внутреннего и внешнего рынков.

Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому и прогнозы обычно - многовариантные, чтобы оценить возможные перемены. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она  становится неустойчивой, и подчас достаточно стечения случайных обстоятельств, чтобы траектория динамики системы  резко изменилась.

Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно  повысил роль и значимость прогнозирования. Прежде основные решения принимали  в союзном центре, который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как  комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических  последствий на 20 лет, генеральная  схема 

55

размещения и развития производительных сил страны на 15 лет. Теперь предприятия, организации, банки, холдинги принимают  хозяйственные решения и несут  ответственность за их последствия. Спрос на качественные прогнозы резко  возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю  предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не под  силу. Повысилась роль и ответственность  государственных органов и научных  организаций за обоснованность и  надежность прогнозов.

Прогнозы нужны государственным  органам прежде всего для обоснования  стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный  периоды, т.е. для стратегического  планирования. Выделяют три основные функции стратегического планирования в рыночной экономике. Во-первых, определение  перспективных целей социально-экономического развития страны с учетом как внутренних потребностей, этапов развития и трансформации, так и ее места в мировом  цивилизационном пространстве, глобализирующейся  экономике. Во-вторых, выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь  целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства. В-третьих, выработка механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование для этого прямого  и косвенного государственного регулирования  социально-экономического развития.

Методы стратегического планирования впервые были использованы в России в 1918 г. при разработке плана ГОЭЛРО, далее в середине 20-х гг. при  подготовке под руководством Н.Д. Кондратьева  проекта пятилетнего плана развития сельского и лесного хозяйства, а затем при разработке проекта  первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР в двух вариантах. В дальнейшем стали разрабатываться  директивные 

56

Одновариантные пятилетние планы  которые сыграли важную Роль в  индустриализации и предвоенном  развитии народного хозяйства СССР .

Рыночные реформы начала 90-х  гг. начались с разрушения прежнего, во многом эффективного механизма перспективного планирования. Новый, адекватный условиям рыночной экономики механизм не был  создан.

Отсутствие реального стратегического  планирования ограничивает возможности  влияния государства на трансформацию  экономики России и перспективы  ее развития.

Индикативное планирование направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано  с государственным бюджетом. Оно  отличается от директивного планирования не только меньшим числом и укрупненным  характером показателей и нормативов, но и тем, что включаемые в него индикаторы не носят обязательного  характера для частных и смешанных  предприятий, а служат для них  ориентиром. Для предприятий государственного сектора и государственных органов  управления эти показатели обязательны. Индикативное планирование в СССР впервые  введено в практику в середине 20-х гг. в виде контрольных цифр развития народного хозяйства на очередной год. Оно широко используется во многих зарубежных странах.

Каковы функции индикативного  планирования в рыночной экономике? Во-первых, оно позволяет определить систему обобщающих показателей  и нормативов (индикаторов), которые  характеризуют основные параметры  социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях, конкретизируют и реализуют  приоритеты стратегических планов. Во-вторых, производится увязка индикаторов с  ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, в результате чего реализация этих индикаторов и  воздействие на них государства 

57

становятся более конкретными  и реальными. В-третьих, оно приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана. Это создает  условия для повышения заинтересованности предприятий любой формы собственности  в реализации индикативного плана.

Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит характер более  узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно  используется для концентрации сил  и средств на реализации выбранных  стратегических приоритетов. Целевая  программа -- это система взаимосвязанных  по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с максимальным эффектом. Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике  такие функции, как выявление  узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные  стратегические задачи; концентрация сил и средств на решении ограниченного  числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и  с остальной экономикой. Новым  инструментом государственного регулирования  социально-экономического развития являются национальные проекты, концентрирующие  ресурсы на решении приоритетных социальных проблем. Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в деятельности корпораций. Возможны и межгосударственные программы, например, для решения значимых проблем  в рамках СНГ. Таким образом, прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование неразрывно взаимосвязаны и играют ключевую роль в государственном  регулировании развития рыночной экономики. Методология экономического прогнозирования  представляет собой совокупность теоретических  подходов и 

58

методических приемов, которые  применяются в процессе разработки экономических прогнозов. Баланс народного  хозяйства служит методологической и информационной основой прогнозирования  динамики физических объемов макроэкономических переменных. Система национальных счетов служит методологической и информационной основой прогнозирования динамики финансовых показателей. Методика экономического прогнозирования - набор рабочих  приемов, формирующих технологию прогнозирования, которыми пользуются разработчики прогнозов  в своей работе. Применяемые в  настоящее время методические подходы  к разработке прогнозных показателей  главным образом основываются на системе прямых расчетов и экспертных оценок. Лишь по отдельным блокам показателей  проводятся модельные расчеты, с  использованием производственных функций  различного вида и сложности, а также  системы эконометрических моделей  малой размерности. Система прогнозных расчетов, которая по степени охвата и комплексности соответствовала  бы используемой ранее системе баланса  народного хозяйства, но которая  позволила бы осуществлять взаимоувязанное  прогнозирование и проведение вариантных расчетов методологии национальных счетов, пока находится в стадии формирования. Отсутствие такой методологически  взаимоувязанной системы приводит к недостаточной обоснованности прогнозов. Применяемая ныне технология прогнозирования не позволяет обеспечить достаточную взаимную увязку макроэкономических, отраслевых, секторальных параметров развития экономики и показателей  развития институциональных единиц. Расчеты макроэкономических, отраслевых, секторальных показателей и показателей  институциональных единиц проводятся часто обособленно, а их балансирование не всегда осуществляется. Требуются  дальнейшие усилия по разработке нового инструментария прогнозирования физических объемов макроэкономических показателей, а также финансовых показателей  воспроизводства в их взаимосвязи.

59

По проведенному исследованию можно  сделать вывод, что экономическая  политика - это система методов, инструментов и форм государственного воздействия  на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип  экономической стратегии. Сложная  структура развитой рыночной экономики  требует применения разнообразных  инструментов и мер экономической  политики. В зависимости от этапа  развития страны и конкретной социально-экономической  ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией - на первый план выступают различные методы и формы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или  кредитно-денежной.

Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика