Эффективность антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:26, реферат

Описание работы

С точки зрения кризис-менеджмента кризис на уровне организации – это нарушение нормального функционирования организации вследствие событий и происшествий, обладающих достаточным для этого потенциалом, приводящее к невозможности достижения поставленных целей, выполнения миссии компании. Понятия риска и кризиса тесно связаны между собой. Любое развитие организации в реальной внешней среде содержит в себе элементы риска, обусловленного внешними и внутренними факторами.

Работа содержит 1 файл

С точки зрения кризис.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

С точки зрения кризис-менеджмента кризис на уровне организации – это нарушение  нормального функционирования организации  вследствие событий и происшествий, обладающих достаточным для этого  потенциалом, приводящее к невозможности  достижения поставленных целей, выполнения миссии компании. Понятия риска и кризиса тесно связаны между собой. Любое развитие организации в реальной внешней среде содержит в себе элементы риска, обусловленного внешними и внутренними факторами. 

С точки зрения системного подхода к развитию организации, можно определить 3 уровня воздействия факторов на систему: 

1) гомеостатический. Система не теряет устойчивости  и компенсирует изменения, корректируя  свое поведение. Структура и  элементный состав систем не  меняются; 

2) инновационный.  Необходимо изменение структуры! и элементного состава системы; 

3) бифуркационный. Компенсация такого воздействия  возможна только при радикальном  изменении всей системы. 

При выработке  антикризисной программы важно  определить, на каком из 5 этапов своего развития находится предприятие. Различают следующие этапы: 

1) эксплерентный.  Этап формирования организации.  Формируются отдельные черты  фирмы, структура, но она не  является полностью дифференцированной  от порождающих структур, однако  уже имеет некоторые характерные только для нее черты; 

2) латентный.  Происходит количественный и  качественный рост в рамках, которые  были определены на эксплерентном  этапе развития; 

3) виолентный. Устойчивое  положение на рынке, высокий  уровень конкурентоспособности  на завоеванном сегменте рынка, активная маркетинговая политика, высокий уровень применения инновационных технологий; 

4) коммутантный. Организация достигла предельного  уровня развития на захваченном  сегменте рынка и с применением  технологий доступного ей уровня. Необходимы поиски новых рынков, технологий производства и управления, информационных технологий; 

5) леталентный.  Существование организации в  прежнем формате невозможно вследствие  внешних и внутренних факторов, приобретших деструктивный характер. Необходима полная или частичная диверсификация компании. Антикризисная программа зависит и от сценариев развития кризиса. Внезапные кризисы, такие как природные катаклизмы, техногенные катастрофы, прекращение деятельности ключевых сотрудников, должны быть рассмотрены на ранних этапах создания фирмы, и сценарии их преодоления следует создавать и корректировать на всех этапах существования компании. Развивающиеся (медленные) кризисы дают возможность разработки программы коррекции системы по мере их исследования и планирования, до их перехода в критическую фазу. Постоянные кризисы представляются практически неустранимыми (например, слухи), но это не избавляет от необходимости проведения резистентной политики по отношению к ним.

10 НЕОБХОДИМОСТЬ  И ВОЗМОЖНОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ 

При управлении всегда возможна ситуация опасности, кризиса. 

Под антикризисным  управлением понимается управление, направленное на предотвращение или  приостановление опасности кризиса, включающее в себя анализ состояния  и выявление мер, направленных на снижение уровня кризиса и дальнейшее его невозникновение. 

В первую очередь  необходимость антикризисного управления обусловлена человеческим фактором, манерой поведения людей в  условиях кризиса. 

Человек вынужден искать средства для выхода из сложившейся кризисной ситуации, принимать важные решения, использовать опыт предшественников. Помимо этого, социально-экономическая система позволяет предвидеть кризис и предпринять все меры для его предотвращения. Самыми опасными являются кризисы, которые не удалось предвидеть. 

Необходимость антикризисного управления заключается  в том, чтобы преодолеть возникший  кризис либо с помощью мер смягчить последствия данного явления. Это  главная задача человека и предприятия. Для ее осуществления необходимо прибегать к основным механизмам антикризисного управления, тем самым обеспечив себе защиту. Механизм по предотвращению кризиса должен постоянно совершенствоваться. 

Необходимость использования антикризисного управления также объясняется и целями развития. Приведем пример: при появлении кризисной ситуации в области экологии, когда опасность будет угрожать здоровью человека и окружающей среде, необходимо будет искать новые средства антикризисного выхода и применения новых технологических процессов. Все технические проблемы принято начинать с управления. 

В экономике  антикризисного управления необходимо осуществление и принятие новых  процессов производства и конверсии. Проблемы антикризисного управления связаны: 

1) с распознанием  предкризисной ситуации. Это очень  сложно – предвидеть кризис и предпринять все возможные меры для его ликвидации. От данного этапа зависит дальнейшая деятельность; 

2) со сферами  деятельности предприятия. В первую  очередь это проблемы жизнедеятельности.  Для решения этой проблемы  используют всевозможные средства, миссии и методы выхода из кризиса. Данная группа имеет финансово-экономический характер; 

3) с проблемами  прогнозирования надвигающегося  кризиса и поиска вариантов  для его предотвращения; 

4) с поиском  выхода из кризисного состояния  путем инвестирования, решения проблемы банкротства с помощью конфликтологии.

11 ПРИЗНАКИ И  ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

Антикризисное управление основано на социально-экономической  системе, которой присуще наличие  объекта и предмета управления. Под  предметом понимается совершение человеком определенной деятельности по разрешению сложившихся проблем, которая происходит в процессе управления. 

Факторы могут  быть как реальные, так и предполагаемые. Каждое управление на определенном этапе  своей деятельности находится в кризисном или антикризисном положении. 

Смысл антикризисного управления выражается в следующем: 

1) любой кризис  можно предвидеть, ожидать или  вызвать; 

2) кризис можно  ускорить, отодвинуть или предотвратить; 

3) к кризисному  положению можно подготовиться; 

4) любой кризис  можно смягчить; 

5) для управления  кризисом используют ранее приготовленные  подходы и меры; 

6) кризисная  ситуация может выйти из-под  контроля. 

Кризисы различны по своему происхождению, поэтому меры по их предотвращению тоже различны. Все системы по предотвращению этого явления отражены в процессах и механизмах управления. Однако не все разработанные средства оказывают ожидаемый эффект в кризисной ситуации. 

Системе антикризисного управления присущи следующие свойства: 

1) гибкость и адаптивность. Данная система наиболее часто применяется при матричной системе управления; 

2) способность  принятия неформального управления, наличие терпения и уверенности  управляющего; 

3) диверсификация  управления. В данном случае происходит  поиск новых типологических признаков, необходимых в сложной ситуации; 

4) снижение централизма  с целью обеспечения мгновенного  реагирования на кризисные явления; 

5) усиление интеграционных  процессов, позволяющее более  полно и точно использовать  потенциал компетенции. 

Антикризисному  управлению присущи следующие технологии: 

1) мобильность  и динамичность для эффективного  использования ресурсов и реализации  новых инновационных программ; 

2) разработка  и реализация управленческих  решений; 

3) выбор альтернативного  варианта при оценке положения; 

4) применение  антикризисного критерия при  разработке и реализации управленческого  решения. 

Приоритеты в  антикризисном управлении принадлежат: 

1) мотивации,  направленной на антикризисные  меры по сбережению ресурсов, предотвращению ошибок, проведению глубокого анализа в сложившейся ситуации; 

2) наличию оптимизма  и уверенности при совершении  деятельности; 

3) поиску лучших  вариантов решения проблемы; 

4) применению  инновационных процессов. Все  перечисленное присутствует и  отражено 

в системе управления. Каждое антикризисное управление должно содержать в себе профессиональное доверие, грамотность, целеустремленность, самоорганизацию и ответственность.

12 ЭФФЕКТИВНОСТЬ  АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

Антикризисное управление всегда сопровождается повышенной эффективностью, которая обусловлена ростом потенциала, способностью позитивных изменений и рационального использования имеющихся в наличии ресурсов. Изменение потенциала может привести к появлению кризиса. 

Каждое антикризисное  управление может быть как эффективным, так и неэффективным. Под эффективностью понимают применение смягчающего эффекта рационального использования ресурсов, необходимых для осуществления запланированных мероприятий. 

Трудно оценить  эффективность проводимого управления, проанализировать данный процесс на основании расчетов. 

Эффективности антикризисного управления свойственны  следующие факторы, применение которых  позволяет более полно и точно  проанализировать ситуацию: 

1) профессионализм  антикризисного управления и специальная подготовка. В данном случае особое внимание уделяется профессиональным навыкам, которые приобретаются в процессе обучения или опыта работы. В момент кризисного положения необходимы профессиональные знания и умения в ведении дел; 

2) искусство управления, данное природой и приобретенное в процессах специальной подготовки. В любом управлении важно искусство принятия решений или мер по смягчению ситуации. В кризисной ситуации необходимо проведение психологического тестирования сотрудников, чтобы выявить, кто способен быстро реагировать на приближение кризиса; 

3) методология  разработки рискованных решений:  своевременность, полное представление  проблемы, ответственность в управлении; 

4) научный анализ  обстановки, прогнозирование тенденций.  Необходимо предвидеть будущие процессы и явления, кризис; 
 

5) корпоративность  – определяет эффективность антикризисного  управления; 

6) лидерство  – определяет черты управляющего, суть выбранной работы, характеризуется  авторитетом власти. Опора на  лидера позволяет смягчить антикризисное явление; 

7) оперативность  и гибкость управления – играют  особую роль при антикризисном  управлении. Очень часто необходимо  быстро и оперативно принять  решение, а самое главное –  правильно, поскольку от принятого  решения зависит дальнейшая деятельность предприятия; 

8) стратегия  и качество антикризисной программы.  Иногда необходимо вносить изменения  в стратегию по предотвращению  кризисной ситуации и применять  новые программы; 

9) человеческий  фактор – необходимо наличие  сплоченной, единой команды во время кризиса, это могут быть только люди, полностью доверяющие друг другу; 

10) система мониторинга  кризисной ситуации – необходима  для своевременного обнаружения  кризисного явления.

13 ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМОВ  АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

Анализ финансово-экономического состояния на предприятии может  показать его неплатежеспособность. 

Выделим основные причины неплатежеспособности: 

1) низкий уровень  конкурентоспособности производимой  продукции на территории предприятия.  Данная причина выражена в высоком уровне цен и низком потенциале товара; 

2) долговременное  поступление средств при реализации  ликвидной продукции; 

3) минимальный  удельный вес денежных средств,  полученных при реализации изготавливаемой  продукции, в результате бартерных  отношений между предприятиями; 

4) наличие дебиторской  задолженности за неоплаченную  продукцию; 

5) денежные средства, направленные на оплату жилого  фонда предприятия, являющиеся  огромной нагрузкой для предприятия; 

Информация о работе Эффективность антикризисного управления