Аназиз внешней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение, рассмотрение и исследование анализа внешней среды организации - среды непосредственного и косвенного воздействия. В первой главе "Сущность и назначение анализа внешней среды для организации" рассмотрено содержание и необходимость проведения анализа внешней среды, анализ макроокружения, анализ микроокружения. Во второй главе "Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами" рассмотрен метод SWOT, матрица возможностей, матрица угроз, составление профиля среды. В третьей главе "Анализ внешней среды ООО "Лига.2" и пути повышения деятельности" рассмотрен анализ внешней и внутренней среды организации, предложены методики анализа.

Содержание

Введение
1. Сущность и значение анализа внешней среды для разработки стратегии
Содержание анализа внешней среды
Необходимость проведения анализа внешней среды
2. Методы анализа внешней среды
Анализ макроокружения
Анализ микроокружения
3. Анализ внешней среды ООО «Феникс-Петролеум»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая стратег. мен..doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

  1. Сущность и значение анализа внешней среды для разработки стратегии
    1. Содержание анализа внешней среды
    2. Необходимость проведения анализа внешней среды
  2. Методы анализа внешней среды
    1. Анализ макроокружения
    2. Анализ микроокружения
  3. Анализ внешней среды ООО «Феникс-Петролеум»

    Заключение

    Приложения

    Список литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том  случае, если среда допускает его  осуществление.

Внешняя среда  является источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания  ее внутреннего потенциала на должном  уровне. Организация находится в  состоянии постоянного обмена с  внешней средой, обеспечивая тем  самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы  определить стратегию поведения  организации и провести эту стратегию  в жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Это определяет актуальность выбранной темы исследования.

Объектом исследования является внешняя среда организации, а предметом - анализ внешней среды организации.

Целью данной работы является изучение, рассмотрение и  исследование анализа внешней среды  организации - среды непосредственного  и косвенного воздействия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть сущность и назначение анализа внешней среды для организации;

исследовать методы анализа внешней среды;

рассмотреть пути повышения эффективности анализа  внешней среды.

Теоретическую методологическую основу исследования составили труды исследователей: Павлючука Ю.Н., Зубенко В.А., Ильенковой С.Д., Медынского В.Г., Балабанова И.Т. и других.

Методами исследования являются:

анализ;

изучение и  обобщение научной литературы;

сравнение полученных данных.

Практическая  значимость курсовой работы заключается  в том что, данные могут использоваться предприятиями для получения знаний о составлении бизнес-планов инновационного проекта.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в  ходе исследования.

Работа состоит  из введения, трех глав и заключения, библиографического списка. В целом работа содержит 52 страницы.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, цели, задачи исследования, объект и предмет исследования.

В первой главе "Сущность и назначение анализа  внешней среды для организации" рассмотрено содержание и необходимость проведения анализа внешней среды, анализ макроокружения, анализ микроокружения.

Во второй главе "Методы анализа внешней среды  и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами" рассмотрен метод SWOT, матрица возможностей, матрица угроз, составление профиля среды.

В третьей главе "Анализ внешней среды ООО "Лига.2" и пути повышения деятельности" рассмотрен анализ внешней и внутренней среды организации, предложены методики анализа.

В заключении подводится итог всей работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  и значение анализа  внешней среды  при разработке стратегии
    1. Содержание анализа внешней среды

       Разработка  стратегии деятельности любой организации  начинается с анализа внешней  среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.

       Внешняя – это все те факторы, которые  находятся за пределами организации  и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем, эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

       Среда существования организации делится  на две части. Первая часть – «ближнее»  окружение – непосредственно  влияет на организацию, увеличивает  или уменьшает эффективность  ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

       Вторая  часть – «дальнее» окружение  – включает все те факторы, которые  могут оказывать воздействие  на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, , требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Необходимость проведения анализа  внешней среды

       Организации следят за внешней обстановкой с  целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для  достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.

       Первым  шагом по анализу факторов внешней  среды является сбор информации о  социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в  изменениях среды существования  организации. Для этого часто  назначают отдельных сотрудников  в организации или приглашают внешних консультантов, перед которыми ставится специальная задача следить за различными источниками информации, такие как профессиональные журналы, книги и газеты, информационные системы, Интернет, поставщики, покупатели, конкуренты и другие. Эти специалисты представляют периодические обзорные доклады руководству, отвечающему за организацию исследований факторов внешней среды.

       После того как собранная информация будет  оценена, возникшие вопросы обсуждаются  на встречах с управляющими, задачей которых является определение возможностей и угроз и, что особенно важно, - разработка базовых показателей эффективности для действий в соответствии с выявленными возможностями и угрозами.

       Управляющие высшего звена определяют приоритет  этих показателей и составляют список наиболее важных факторов успеха, который передается в подразделения и широко распространяется в организации.

       Основные  факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут  быть разделены на четыре крупные  группы:

       - политические и правовые;

       - экономические;

       - социальные  и культурные;

       - технологические.

       Они представляют части комплексного анализа  среды. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.Методы  анализа внешней  среды

2.1Анализ макроокружения

Макроокружение  создает общие условия среды  нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая (рисунок 1).

Рисунок 1. Компоненты макроокружения 

Изучение экономической  компоненты макроокружения позволяет  понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких  характеристик как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие  изменения состояния экономики. Состояние этой компоненты влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может считать желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать заем, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично компенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить планы расширения производства. 5

Состояние экономики  может сильно повлиять на возможности  получения организацией капитала для  своих нужд. Это, в основном, обусловлено  тем, что федеральное правительство  часто пытается сгладить последствия  ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и учетную ставку, устанавливаемую ЦБ. Этот банк изменяет условия получения кредита и повышает (снижает) ставки процента, а также долю обязательных резервов для коммерческих банков. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.

Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь  драматическое влияние на цели организации. Вышеуказанные факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.

Информация о работе Аназиз внешней среды предприятия