Анализ внутренней среды организации на примере предприятия ОАО «Иркутскэнерго»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение и анализ внутренней среды организации, выявление резервов повышения эффективности деятельности на современном этапе экономического развития.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие предпринимательской деятельности и ее внутренней среды;
- исследовать теоретические аспекты сущности и содержания внутренней среды организации;
- изучить факторы внутренней среды, влияющие на повышение эффективности деятельности предприятия;
- проанализировать внутреннюю среду ОАО «Иркутскэнерго»;
- оценить состояние внутренней среды исследуемого предприятия на современном этапе;
- выработать мероприятия, направленные на развитие внутренней среды предприятия и повышение ее эффективности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Внутренняя среда организации и ее влияние на развитие предприятия……..4
1.1. Сущность, особенности менеджмента…………………………………...4-5
1.2. Элементы внутренней среды организации и степень их влияния на организацию…………………………………………………………………………..6-7 1.3. Взаимосвязь элементов внутренней среды организации…………………….7

2. Анализ внутренней среды организации на примере предприятия ОАО «Иркутскэнерго»………………………………………………………………………..8
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………....8-14
2.2. Анализ внутренней среды ОАО «Иркутскэнерго»…………………...14-17

Персонал как основной компонент внутренней среды ОАО «Иркутскэнерго»………………………………………………………………..18
Принципы и методы управления персоналом………………………...18-19
Отношение между служащими и работодателем…………………..…19-21


Заключение…………………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

курсовик менеджмент.doc

— 400.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………3 

  1. Внутренняя  среда организации и ее влияние  на развитие предприятия……..4

     1.1.      Сущность, особенности менеджмента…………………………………...4-5

     1.2.      Элементы внутренней среды организации  и степень их влияния на организацию…………………………………………………………………………..6-7     1.3.      Взаимосвязь элементов внутренней среды организации…………………….7 
 

      2.  Анализ внутренней среды  организации на примере предприятия  ОАО «Иркутскэнерго»………………………………………………………………………..8

     2.1.      Общая характеристика предприятия…………………………………....8-14

     2.2.      Анализ внутренней среды ОАО  «Иркутскэнерго»…………………...14-17

       

  1. Персонал  как основной компонент внутренней среды ОАО «Иркутскэнерго»………………………………………………………………..18
    1. Принципы и методы управления персоналом………………………...18-19
    2. Отношение между служащими и работодателем…………………..…19-21
 
 

Заключение…………………………………………………………………………….22 

Список литературы……………………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Актуальность  темы обусловлена тем, что современная  среда предприятий характеризуется  чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность  планировать свою внутреннюю среду  в зависимости от изменений во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития. Руководство должно строить свою внутреннюю среду, в зависимости от изменений во внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.  

Основной  целью данной работы является изучение и анализ внутренней среды организации, выявление резервов повышения эффективности  деятельности на современном этапе  экономического развития. 

Исходя  из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи: 

-      охарактеризовать понятие предпринимательской  деятельности и ее внутренней     среды; 

-      исследовать теоретические аспекты  сущности и содержания внутренней  среды организации; 

-      изучить факторы внутренней среды, влияющие на повышение эффективности деятельности предприятия; 

-      проанализировать внутреннюю среду  ОАО «Иркутскэнерго»; 

-      оценить состояние внутренней  среды исследуемого предприятия  на современном этапе; 

-      выработать мероприятия, направленные на развитие внутренней среды предприятия и повышение ее эффективности. 

  1. Внутренняя  среда организации  и ее влияние на развитие предприятия
 
    1. Сущность, особенности менеджмента
 

Менеджмент (англ . management -- управление, заведование, организация) – это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части: теорию руководства ; практические способы эффективного управления, или искусство управления. 

Понятие “ менеджмент “ прочно вошло  в нашу обыденную жизнь и стало  привычным для деловой российской жизни. Однако необходимо учитывать , что  речь идет о новой философии , где действуют иные системы ценностей и приоритетов . 

В связи  с этим следует подробно остановиться на значении термина “менеджмент  “. Русское слово

“управление “ и английское слово “менеджмент  “ считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается.

Употребляя  термин “менеджмент “, мы следуем  установившейся в международной  практике традиции, согласно которой  под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин “ управление “ не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент “ потому , что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления , а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры , акционерной компании . Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования , осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции . 

Таким образом, термин “менеджмент “ употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.

Задачами  менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных  подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара. 

В то же время конечной целью менеджмента  как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.

Менеджмент  пронизывает всю организацию, затрагивает  практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности , которая составляет содержание менеджмента , а также выделить его отдельные виды.

Производственный  менеджмент -- это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур , выбора организационно – правовой формы управления производством , сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла . 

Финансовый  менеджмент - это комплексная система  устойчивости , надежности и эффективности  управления финансами . Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента , баланса доходов и расходов , показателей эффективности использования ресурсов , рентабельности работы и товаров . 

Инновационный менеджмент -- это комплексная система  управления инвестициями , вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций . Она включает построение организационных структур , выбор направлений инноваций , оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом . 

Помимо  приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды : менеджмент социальной сферы ; банковский менеджмент; налоговый менеджмент; организационный менеджмент; международный менеджмент; и др. 

Менеджмент  как совокупность принципов , методов , средств и форм управления фирмами на Западе известен в нашей стране давно

. Однако  еще десять лет назад наши  специалисты считали , что его  основными целями являются получение  высокой прибыли и постоянное  опережение стран социализма  по производительности труда  в интересах укрепления позиций империализма . 

Демократизация  общественной жизни страны позволила  широким слоям населения , практическим работникам ознакомиться с накопленным  богатым мировым опытом теории и  практики менеджмента , а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых государств . 

В связи  с этим отношение к менеджменту  в России в последние годы значительно  изменилось . Опубликованы труды видных теоретиков и практиков менеджмента . Началась активная подготовка управляющих менеджеров . Учрежден Российский союз менеджеров .

1.2.      Элементы внутренней среды организации  и степень их влияния на  организацию 

Внутренняя  среда организации -  это управленческий  производственный потенциал предприятия. 

Внутренние  переменные организации- трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы и технологию- можно рассмотреть на примере модели процесса производства товаров и услуг. 

При рассмотрении внутренней среды нужно учитывать, что организации представляют собой системы, которые созданы людьми. Поэтому внутренняя среда, существующая в организации, в целом является результатом управленческих решений. Это, однако, совсем не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное». Именно это руководство должно преодолеть в своей работе. 

Основным  элементом внутренней среды в  организации является наличие цели, поскольку ни одна из организаций (как  формальная коммерческая структура, так  и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена её цель - то, ради чего организация формируется, и будет действовать в дальнейшем. 

Вторым  элементом в представленной схеме  является понятие технологии. Очень часто основной характеристикой организации, определяющей ее специфику, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент организации нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты, перекликающиеся с целями деятельности организации.

Технология  как фактор внутренней среды имеет  гораздо большее значение, чем  многие думают. Большинство людей  рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги. 

Следующим элементом внутренней среды организации  является структура организации, без  которой не может существовать ни одна организация. Структуру можно  определить как форму организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы. 

Структура управления организацией дает представление  о ее подразделениях, службах и  отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали). 

Следующий элемент среды организации - финансы. Под финансами как элементом  организации чаще всего понимаются не только денежные, но и другие ресурсы, которыми располагает или которые может привлечь организация для осуществления собственной деятельности. 

Другим  немаловажным элементом в рассматриваемой  схеме является понятие «управление». 

Следующий элемент - персонал. Персонал - это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т. д. 

Для организации  эффективной деятельности персонала  необходимо учитывать следующие  параметры: 

1. особенности  группового поведения; 

2. особенности  индивидуального поведения; 

3.особенности  поведения руководителей 
 

1.3.  Взаимосвязь элементов внутренней среды организации 

Выше  были рассмотрены основные внутренние переменные. Но следует помнить, что  в управлении эти переменные никогда  не должны рассматриваться отдельно. Никто не будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга. 
 

Информация о работе Анализ внутренней среды организации на примере предприятия ОАО «Иркутскэнерго»