Анализ проблем организационных структур управления на примере ЗАО «Энерготекс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа организационных структур организации, выявление преимуществ и недостатков различных организационных структур управления и методов их совершенствования.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты организационных структур управления
1.1. Понятие и сущность организационной структуры управления
1.2. Виды организационных структур
1.3. Преимущества и недостатки организационных структур

Глава 2. Анализ проблем организационных структур управления
2.1. Анализ организационно-управленческой структуры ЗАО «Энерготекс»
2.2. Проблемы организационных структур и пути их решения

Глава 3. Перспективы развития организационных структур
3.1. Виртуализация бизнес-систем
3.2. Обучающиеся организации

Работа содержит 1 файл

орг.структура.doc

— 280.00 Кб (Скачать)


18

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                                                                             4

 

Глава 1. Теоретические аспекты организационных структур управления

1.1. Понятие и сущность организационной структуры управления                                 7

1.2. Виды организационных структур                                                                                                     13

1.3. Преимущества и недостатки организационных структур                                             21

 

 

Глава 2. Анализ проблем организационных структур управления

2.1. Анализ организационно-управленческой структуры ЗАО «Энерготекс»    23

2.2. Проблемы организационных структур и пути их решения                                            31

 

Глава 3. Перспективы развития организационных структур

3.1. Виртуализация бизнес-систем                                                                                                                   37

3.2. Обучающиеся организации                                                                                                                   40

 

 

Заключение                                                                                                                                                               43

Библиографический список                                                                                                                                 45

Приложения                                                                                                                                                             47

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Если рассматривать организацию как некую систему, то наряду с такими ее свойствами, как открытость, реальность, сложность, целостность, полиструктурность, изменчивость, иерархичность можно выделить то, что организация — это еще и «живущая» система.

Организация имеет свои входы и выходы. Внутри нее происходит трансформация входов в выходы. Организация имеет свои границы, она живет в окружающей ее среде, которая влияет на нее. Любая организация проявляет некоторые свойства живого организма, такие как изменчивость, адаптируемость, целостность, открытость, развиваемость, выживаемость и т.д. Следовательно, организация, как и живая система, является живущей системой. Менеджмент придает организации свойства живущей системы, развивает ее. Управление фирмами реализуется в рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статистику (его организационную структуру) и ди­намику (протекающие процессы принятия решений).

              Результативность управления в значительной мере связана с выбором организационной структуры предприятия.

              Структура  организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий  оптимальное при данных условиях достижение целей организации.

              «Структура управления организацией», или «организационная  структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации.

Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и  видов, изучению тенденций изменения и оценкам  соответствия задачам организаций.

              Если организационная структура перестает соответствовать целям субъекта хозяйственной деятельности,не успевает приспосабливаться к меняющимся условиям, значит, снижается эффективность деятельности системы в целом. Эффективность, а в ряде случаев выживаемость организации, во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, какова ее способность к нововведениям. Эффективная организационная структура, с одной стороны, должна опираться на то, чего хочет и что может коллектив, а, с другой — соответствовать тому рынку, на котором предприятие.

              Любая организационная структура должна быть прозрачной, то есть понятной владельцам, менеджера,сотрудникам; хорошо управляемой, то есть все административные воздействия должны осуществляться и анализироваться точно своевременно; гибкой, то есть при необходимости могла реагировать на изменения во внешней и внутренней среде; рентабельной.

              Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Целью данной работы является проведение анализа организационных структур организации, выявление преимуществ и недостатков различных организационных структур управления и методов их совершенствования.

 

 

Для достижения поставленной цели, нужно решить следующие задачи:

1.      рассмотреть понятие и сущность организационной структуры управления

2.      изучить виды организационных структур

3.      выявить преимущества и недостатки организационных структур

4.      произвести анализ организационно-управленческой структуры на примере ЗАО «Энерготекс»

5.      рассмотреть проблемы организационных структур и пути их решения

6.      рассмотреть перспективы развития организационных структур

7.      изучить понятия виртуализации бизнес-систем и обучающихся организаций

              Объектом исследований выступает действующее предприятие ЗАО «Энерготекс». Предмет изучения - организационная структура предприятия.

Структура данной работы была определена в соответствии с необходимостью достижения цели работы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

              Данная курсовая состоит из трех глав. В первой главе на основе положений теории организации исследуется сущность проблемы, раскрывается ее содержание. На основе теоретических положений и обобщений существующих точек зрения раскрывается понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия, рассматриваются виды организационных структур, их преимущества и недостатки.

              Во второй главе выполняется анализ организационной структуры предприятия ЗАО «Энерготекс», рассматриватся методы по совершенствованию организационной структуры и проблемы организационных структур и пути их решения.

              В третьей главе рассматриваются перспективы развития организационных структур предприятий.

Глава 1. Теоретические аспекты организационных структур управления

1.1. Понятие и сущность организационной структуры управления

Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. [8 ,c.196]

              Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций. [11, с.44]

         Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках  люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели. [18, с.69]

              Организационная структура – это способ группировки работ и проведения линии подчинения, объединяющий работы. [3, с. 331]

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.

Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: 

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации   вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг,  менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. [7,с.243]

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления  (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней. [10,с.84]

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.

Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному  работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и  совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если  руководством организации принято решение о введении  в ОСУ нового органа, например, отдела  маркетинга , нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому  он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? На каких иерархических  уровнях будет представлена новая служба? Какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?

Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия  управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее  ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

Информация о работе Анализ проблем организационных структур управления на примере ЗАО «Энерготекс»