Анализ деятельности консалтинговых фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:03, реферат

Описание работы

Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладываете понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности конкретной компании.

Работа содержит 1 файл

МПР реферат.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Определение консалтинга

Круг  проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация  компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним  направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладываете понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности конкретной компании. 

Если же все же попытаться дать определение консалтинга в самом широком смысле этого слова, то:

Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается  в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. 

Консалтинг  решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д.

Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы. 

Основная цель консалтинга заключается в улучшении  качества руководства, повышении эффективности  деятельности компании в целом и  увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника. 

    Требования, предъявляемые к консалтинговой компании  
     
    Деятельность квалифицированного консультанта или серьезной консалтинговой фирмы, предоставляющей широкий спектр услуг, должна быть подчинена ряду требований, основными из которых являются следующие: 

  • 1. Консультант (он же консалтер) обязан владеть отработанной технологией решения задач и необходимыми навыками в формулировании организационного диагноза, стратегическом планировании, использовании информационных систем, а также методами анализа и прогнозирования экономического положения, диагностики общей производственной ситуации, установления контактов (общения и утверждения) и т.п. 
  • 2. Консультант (либо консалтинговая компания) должен быть независим от поставщиков продуктов и решений в избранной области, от традиций, не писанных законов, бытующих в организации, политики управленческого аппарата. Мнение консультанта должно носить свободный и объективный характер. 
  • 3. Консалтинговая компания должна являть собой структуру, внешнюю по отношению к консультируемой организации. 
  • 4. Консультант (либо консалтинговая компания) обязан оказывать заказчикам помощь в использовании их собственного опыта для непрерывного совершенствования своей деятельности. 
  • 5. С целью накопления, анализа, переработки и использования получаемого опыта консультант (либо консалтинговая компания) должен работать со многими клиентами. 
  • 6. Консультант (либо консалтинговая компания) должен обладать обучающим воздействием на клиентов.

Виды  консалтинга 

Предоставляемые консалтинговой компанией услуги могут  принимать следующие основные формы: 

1. Аналитическая  деятельность (анализ и оценка  внутрихозяйственной и финансовой  деятельности предприятия-клиента,  анализ инвестиционных проектов, исследования деятельности конкурентов,  рынков сбыта, движения цен  и т.д.); 

2. Прогнозирование (на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик - составление прогнозов по указанным выше направлениям); 

3. Консультации  по самому широкому кругу вопросов, касающихся как деятельности  компании-клиента, так и рынка  в целом; 

4. Ревизия деятельности предприятия-клиента; 

5. Участие  в деятельности предприятия-клиента  (стратегическое планирование, решение  совокупности проблем, связанных  с организацией управления в  различных сферах деятельности  предприятия, а также разработка  и внедрение информационных систем, системная интеграция и т.д.). 
 
 
 
 

Результативность  и эффективность консультирования.

      Эффективность консультирования определяется достижением  определенных договором консультирования целей.

      Для клиента можно выделить прямые и  косвенные  результаты консультирования, причем важны как количественные, так и качественные показатели (ведь в силу специфики консультационной деятельности количественные показатели не всегда поддаются оценке). Эффективность консалтинга не всегда имеет денежное выражение. Часто это квалифицированная, аргументированная поддержка действий руководства или удержание его от ошибок. … имеет право на существование как сложный расчет финансовой эффективности от применения консультаций, так и положительный ответ на вопрос, лучше ли стала работать организация после того, как пригласили консультанта, даже если это трудно выразить количественными характеристиками.

  Количественные  показатели Качественные  показатели
Прямые  результаты Снижение издержек, увеличение рентабельности, освоение новых видов продукции и т.д. Изменение стиля  и методов работы, создание, изменение  структуры производства и управления и т.д.
Косвенные результаты Привлечение внешнего капитала, рост курса акций (если это  не являлось целью консультирования) и т.д. Обучение клиента, установление новых контактов.

      В договоре целесообразно  указывать направления, в которых управленческое консультирование может давать положительные результаты, т.е. определить перечень показателей. После проведения этапа диагностики консультанты сообщают заказчику результаты и со стороны определяют конкретный показатель, по которому определяется эффект.

      В общем виде экономический эффект может определяться по формуле1:

      Е = П • К1 • К2,

      где Е - экономический эффект управленческого  консультирования;

      П - изменение: прирост, уменьшение;

      K1 - доля управленческого консультирования в результатах работ;

      К2 - доля участия консультантов в получении экономического эффекта.

      Одним из основных показателей оценки управленческого  консультирования в производстве является прирост прибыли. Это объясняется тем, что этот показатель синтезирует снижение издержек производства, рост объемов реализуемой продукции и оценивает изменение объема прибыли.

      Еп = [(А2 - А1/А1)] • П1+ [(С1 - С2)/100)] • А2) •  K1 • К2,

      где Еп - экономический эффект за счет прироста прибыли;

      А1 и А2 - объем реализации продукции  до и после рационализации работ в управлении;

        П1 - прибыль; 

      C1 и С2 - затраты на 1 руб. реализуемой продукции до и после рационализации работ в управлении.

        В некоторых случаях управленческое  консультирование оказывает особое  влияние на работу по снижению условно-переменных расходов, поэтому этот результат можно оценивать отдельно, используя формулу:  

      Еy-п=Э  • К1 • K2,

      где Е - экономический эффект за счет снижения условно-переменных расходов в себестоимости;

      Эy-п  — экономия условно-переменных расходов. 

      Оценку  эффективности управленческого  консультирования можно определить, сопоставляя результаты с затратами:

      Эзу = Отп/3ук • К1 • К2,

      где Эзу - эффективность затрат на управленческое консультирование;

        Отп - прирост объема валовой  продукции; 

      3ук - затраты на управленческое консультирование.

      Под влиянием ряда объективных факторов иногда могут складываться отрицательные темпы роста основных показателей. В таких случаях экономическую эффективность вычислить невозможно. Но можно определить деэффективность.

      Дэ = (В1-В2) • К,

      где Дэ - деэффективность по конкретному показателю;

B1 и В2 -ожидаемый  и фактический результаты по  конкретному показателю; К - доля  консультантов. 

      Для консультанта критериями результативности являются прибыль, выработка на одного консультанта и т.д.(экономические показатели), повторное обращение клиента, рост профессионализма, а так же разнообразные положительные отзывы, развитие бренда, рекомендации и т.д.

Как работать совместно  с консультантами и как оценить  результаты этой работы?

Работа с консультантом  — это прежде всего совместная работа. Чтобы получить максимальный эффект от консалтинга, клиент должен участвовать в консалтинговом проекте. Степень этого участия варьируется в зависимости от видов консалтинга, но никогда не должна равняться нулю.

При экспертном консультировании клиент предоставляет консультанту информацию, контролирует его деятельность, усваивает его рекомендации и принимает соответствующие управленческие решения. При процессном — клиент помимо вышеуказанного принимает участие в выработке рекомендаций, при обучающем — персонал клиента тратит дополнительное время на учебные занятия.

С другой стороны, Вы нанимаете консультанта для того, чтобы он выполнил какую-то функцию  вместо Вас, сэкономив тем самым  время для решения других проблем. Нет ли здесь противоречия? Оно есть, но разрешить его можно на основе 2-х рекомендаций, которые дает Американская ассоциация консультантов ("АКМЕ") своим клиентам:

  1. Не нанимайте консультанта для того, чтобы он сам управлял Вашим бизнесом. Консультант по менеджменту профессионально отвечает за разработку своих рекомендаций, но именно Вы отвечаете за то, как внедрить их и с кем.
  2. Не нанимайте консультанта, если Вы не готовы обеспечить ему постоянную поддержку во время и после реализации консалтингового проекта. Многие проекты требуют переобучения персонала клиента, а также контроля после разработки программы для обеспечения ее успеха.

Для того, чтобы  определить необходимую степень  вовлеченности Вас и Вашего персонала  в деятельность консультанта, надо соизмерять затраты Вашего времени  и результаты консультационной работы так, как это показано на схеме 2.

Схема 2. Соотношение затрат времени клиента  на совместную работу с консультантом  и эффективности  консалтинговых услуг 

Из схемы 2 видно, что результаты работы скорее всего  будут нулевыми, если вы вообще не участвуете в ней; они растут по мере увеличения Вашей вовлеченности в нее, но после прохождения оптимальной  точки эффективность начинает падать ( это означает, что Вы начинаете выполнять за консультанта его работу). Разумеется, для каждого вида проблем форма графика, приведенного в схеме 2, будет своей. Максимальной степень вовлеченности клиента должна быть при решении, например, таких ключевых проблем, как диагностика, формирование стратегии развития и управленческой команды, а меньшей при решении таких специальных проблем как маркетинговые исследования, разработка бизнес-плана, оценка имущества и т.д.

Кроме того на различных  этапах консалтингового процесса степень вовлеченности клиента должна быть различной.

      Оценка  результатов работы консультантов  может осуществляться следующими тремя  основными методами.

      Первый  метод - сравнение деятельности консультанта с требованиями к его работе, определенными в контракте, при этом должна быть определена объективная оценка полноты и качества выполнения задания. Клиент должен определить, насколько консультант придерживается рамок задания. Однако, если он и выходит за эти рамки, клиент все равно может высоко оценить квалификацию консультанта. И наоборот, если консультант слишком точно придерживается рамок задания, клиент может потратить много сил на адаптацию проекта к изменившейся ситуации.

      Второй  метод - оценка вклада консультанта в  повышение экономической эффективности работы клиентной организации. Влияние его работы должно отражаться на прибыли, а также на других финансовых показателях. Трудность этого метода оценки работы консультантов заключается не только в сложности расчетов экономического эффекта вообще, но и в определении той доли, которая возникает в нем именно благодаря работе консультантов. Кроме того, в консалтинговых проектах, ориентированных на долгосрочные цели, эффект может накапливаться в течение достаточно длительного времени и проявляться в финансовых результатах лишь косвенно.

      Третий  метод - определение реальных изменений, возникших в результате использования  консультанта (новые возможности  персонала организации, новые системы, новое поведение, новые программы, новые проекты).

Информация о работе Анализ деятельности консалтинговых фирм