Анализ деятельности автотранспортного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение деятельности автотранспортного предприятия и использование полученных знаний на примере конкретного предприятия.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы изучения анализа деятельности автотранспортного предприятия;
- на примере конкретного предприятия через систему экономических показателей провести анализ деятельности автотранспортного предприятия;
- выработать рекомендации финансового оздоровления предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа деятельности автотранспортного предприятия
1.1 Цель, задачи и источники анализа производства и реализации продукции, работ, услуг
1.2 Методика анализа производства и реализации продукции, работ, услуг
1.3 Сущность, понятие и критерии эффективности производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия
2. Анализ деятельности автотранспортного предприятия на примере ООО "НПАТП"
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ финансового состояния ООО "НПАТП"
2.3 Оценка рентабельности ООО "НПАТП"
3. Направления финансового оздоровления предприятия
3.1 Антикризисная политика, пути оптимизации
3.2 Перспективы развития автотранспортного предприятия. Принципы бережливого производства на предприятии
3.3 Финансовое оздоровление автотранспортного предприятия
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Анализ деятельности автотранспортного предприятия на примере ООО НПАТП.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

     - уменьшить размеры неприкосновенных  запасов (или запасов, хранящихся  в качестве буфера) за счет  достижения договоренности о  более коротком сроке выполнения  заказа на поставку такого  товара, если возможно;

     - улучшить деятельность в области  заказов на снабжение путем  внедрения более эффективных  контрольных процедур, таких как  централизация хранения и отпуска  материалов, перераспределение площадей  хранения или улучшение/минимизация  документооборота. Работать более плотно с поставщиками над вопросами ускоренной поставки и предоставлять им стимулы в виде более привлекательных для них условий оплаты;

     - рассмотреть возможность распродажи  залежавшихся запасов со скидками  с тем, чтобы получить дополнительные денежные средства, однако избегать перенасыщения рынка выполняемых работ по бросовым ценам, так как это негативным образом скажется на последующей реализации, а также сделает невозможным реализацию стратегии повышения цен.

Метод 5 - Рекомендации по увеличению притока денежных средств за счет пересмотра планов капитальных вложений:

     - оценить, какие срочные потребности  в капитальных инвестициях предприятие  не может отложить на более  поздний срок;

     - остановить инвестиционные проекты,  которые стали менее эффективными в результате изменения финансовой ситуации в России. Изучить возможности возврата полностью или частично вложенных средств;

     - изменить график инвестиций так,  чтобы уменьшить пиковую нагрузку  на денежные потоки предприятия,  путем пересмотра этапов вложений так, чтобы сопутствующий отток денежных средств не ухудшал бы способность предприятия осуществлять другие срочные платежи;

     - отказ от тех капитальных расходов, которые не могут дать немедленную  отдачу для предприятия;

     - подсчитать ожидаемые расходы на закрытие определенных направлений деятельности/производственных линий, такие как расходы на демонтаж оборудования, его транспортировку, уборку и очистку, увольнение персонала, и т.д., и сравнить их с предполагаемыми убытками в течение периода снижения деловой активности.

Метод 6 - Рекомендации по увеличению поступления  денежных средств из заинтересованных финансовых источников:

     - исследовать финансовые условия  краткосрочного финансирования, предлагаемого  банками, и варианты их улучшения;   

     - пересмотр условия долга предприятия (отсрочка выплаты основной суммы, снижение процентной ставки), и изучение возможности рефинансирования кредитов предприятия в других банках;

     - если нет других возможностей  или источников для финансирования  ваших операций, провести переговоры с собственниками предприятия о изыскании дополнительных финансовых ресурсов;  

     - уменьшить или отложить всякие  намеченные выплаты доходов собственникам  предприятия.  

Метод 7. Советы по оптимизации или уменьшению затрат:

     - оптимизировать или уменьшить затраты на оплату труда: внедрение бонусных схем оплаты; разделить бремя сокращения зарплат, если таковое будет осуществляться;  

     - упростить организационную структуру  с целью устранения излишних  уровней управления и сокращения  затрат на оплату труда;  

     - общехозяйственные расходы должны  быть существенно уменьшены (затраты  на содержание автотранспорта, представительские  расходы и т.д.);  

     - перезаключить договора, определяющие  задолженность в твердой валюте, в рублевую задолженность, например, объяснить кредитору что, если только задолженность не будет переведена в новую форму, ее последующий возврат может зависеть от формальной процедуры банкротства, что может означать для них возврат долга в сокращенном объеме или не возврат вообще. Убедить кредиторов работать с тем, чтобы создать более стабильный базис для постепенной выплаты долга в соответствии с согласованным твердым графиком его выплаты.

Метод 8 - Методы увеличения реализации работ, услуг:

     - провести ограниченные маркетинговые  исследования на ежедневной/еженедельной основе. Например, провести наблюдения за ценами в соседних регионах, провести пробные ограниченные работы со скидками, провести анализ официальной/отраслевой статистической информации, и т.д.;

     - тщательно оценить прогнозируемые  наценки по группам реализуемых услуг для того, чтобы определить группы услуг, приносящие наибольшую прибыль.

     - переоценить факторы потребительского  спроса, такие как потребительские  свойства/приоритет при приобретении, цена, качество, сезонные факторы  и т.д.

     - определить работы и услуги, которые  наилучшим образом подходят к  изменившимся рыночным условиям, и сконцентрироваться на них;

     - определить области профессионального  знания, проанализировать конкурентные  преимущества и разработать пути  извлечения выгоды из них.

     - проанализировать цены и объемы  реализуемых услуг, выполненных  работ, найти наиболее разумный  компромисс, который поможет увеличить  поступление дополнительных денежных  средств, несмотря на снижение  объемов продаж (путем увеличения  цены). 

     3.2 Перспективы развития автотранспортного предприятия. Принципы бережливого производства на предприятии 

Проблемы  и затруднения, возникающие в  финансовом состоянии организации, в конечном итоге имеют три  основных проявления. Их можно сформулировать как:

     - Дефицит денежных средств; низкая платежеспособность.

Экономическая суть проблемы состоит в том, что  у компании в ближайшее время  может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств. Индикаторами низкой платежеспособности являются неудовлетворительные показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями.

     - Недостаточная отдача на вложенный  в предприятие капитал (недостаточное  удовлетворение интересов собственника; низкая рентабельность).

На практике это означает, что собственник  получает доходы, неадекватно малые  своим вложениям. Возможные последствия  такой ситуации - негативная оценка работы менеджмента организации, выход  собственника из компании.

О недостаточной  отдаче на вложенный в предприятие  капитал свидетельствуют низкие показатели рентабельности. При этом наибольший интерес проявляется  к рентабельности собственного капитала как индикатору удовлетворения интересов  собственников организации.

     - Низкая финансовая устойчивость.

На практике низкая финансовая устойчивость означает возможные проблемы в погашении  обязательств в будущем, иными словами - зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности. О недостаточной  финансовой устойчивости, то есть риске срывов платежей в будущем и зависимости финансового положения компании от внешних источников финансирования, свидетельствуют снижение показателя автономии ниже оптимального, отрицательная величина собственного капитала компании. Также индикатором недостаточного уровня финансирования текущей деятельности компании за счет собственных средств является снижение чистого оборотного капитала ниже оптимальной его величины и, тем более, отрицательная величина чистого оборотного капитала. Можно выделить две глобальных причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии предприятия. Эти причины можно сформулировать как:

     - отсутствие потенциальных возможностей  сохранять приемлемый уровень  финансового состояния (или низкие  объемы получаемой прибыли).

     - нерациональное управление результатами  деятельности (нерациональное управление  финансами).

Проблемы  с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют  единые корни: либо компания имеет недостаточные  результаты деятельности для сохранения приемлемого финансового положения либо компания не рационально распоряжается результатами деятельности. Выяснение того, какая из указанных выше причин привела к ухудшению финансового состояния предприятия, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения организации. Систематизируя информацию о деятельности общества, составим SWOT-матрицу для определения основных приоритетов, проблем и возможностей, исходящих из внешней и внутренней среды, в пределах которой функционирует предприятие (таблица 3.1). 
 
 

     Таблица 3.1 - Матрица SWOT-анализа факторов деятельности ООО "НПАТП"

Внешние факторы Благоприятные возможности (Opportunities) Угрозы и риски (Threats)
  Государственная поддержка отрасли. Ослабление ограничивающего  законодательства. Рост спроса. Диверсификация выпускаемой продукции, работ, услуг. Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей. Появление новых  технологий. Доступность ресурсов. 8. Создание ОАК. 9. Рост уровня доходов населения. 1. Высокая активность  конкурентов. 2. Ужесточение требований  поставщиков. 3. Повышение требований  покупателей к качеству продукции,  работ, услуг. 4. Чувствительность  к нестабильности внешних условий бизнеса. 5. Неблагоприятный сдвиг в курсах валют. 6. Высокие затраты по содержанию непроизводственной сферы. 7. Риски предъявления судебных исков и претензий, связанных с деятельностью общества
Внутренние  факторы
Сильные стороны (Strengths) Поле: "Сила и  возможности" (СИВ) Поле: "Сила и  угрозы" (СИУ)
Известность торговой марки. Стабильная репутация  предприятия на рынке. Высокий уровень  сервиса. Ориентация на потребителя  Надежная и проверенная сеть поставщиков. Низкая себестоимость продукции в сравнении с основными конкурентами. Доступ к уникальным ресурсам и технологиям. Высокая компетентность и квалификация персонала. Высокая заинтересованность сотрудников в развитии предприятия Стратегия: использование  сильных сторон предприятия для  максимизации возможностей внешней среды; использование возможностей рынка для максимизации полезности сильных сторон предприятия. Экономические методы реализации стратегии: - выход на новые международные и внутренние рынки сбыта продукции и услуг; - увеличение объема производства основного вида продукции, работ, услуг; - расширение ассортимента выпускаемой продукции, работ, услуг Стратегия: использование  преимуществ предприятия для  преодоления угрозы и рисков внешней  среды. Экономические методы реализации стратегии: - тесная работа с потенциальными заказчиками пассажирского автотранспорта для максимально точного определения уровня технических и эстетических требований к продукции, работ, услуг; - перезаключение договоров с целью устранения влияния на экономику предприятия неблагоприятного изменения валютного курса; - предложение дополнительного гарантийного и послегарантийного сервиса выпускаемой продукции, работ, услуг в конкурентной борьбе
Слабые  стороны (Weaknesses) Поле; "Слабые стороны и возможности" (СЛВ) Поле: "Слабые стороны и угрозы" (СЛУ)
Слабая  стратегия управления. Слабая маркетинговая  политика по продвижению продукции, работ, услуг на рынок. Неразвитая сеть дилеров. Несоответствие современным  требованиям к качеству выпускаемой  продукции, работ, услуг. Высокие кооперационные риски. Высокая себестоимость продукции, работ, услуг. Длительный цикл производства. Недостаток самофинансирования. Низкий уровень использования производственной мощности. Изношенность производственного оборудования. Узкий ассортимент выпускаемой продукции, работ, услуг. Нестабильная ценовая политика Стратегия: использование  появившихся возможностей для нивелирования  слабых сторон внутренней среды предприятия. Экономические методы реализации стратегии: - наращивание объемов производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции, работ, услуг в рамках работы с OAK; - снижение кооперационных рисков при сотрудничестве с постоянным кругом поставщиков основных материалов и готовых изделий, заключение долгосрочных договоров с учетом оптимальных партий закупок; - привлечение дополнительных финансовых ресурсов путем заключения договоров, предусматривающих поэтапную оплату производимой продукции, работ, услуг Стратегия: предотвращение наиболее существенных угроз и укрепление слабых позиций внутренней среды предприятия. Экономические методы реализации стратегии: - снижение конечной себестоимости продукции, работ, услуг за счет отраслевой локализации отдельных специализированных производств; - сокращение расходов на содержание непроизводственной сферы; - проведение конкурсных тендеров; - применение методов нивелирования угроз внешней среды и слабых сторон предприятия, применяемых на поле СЛВ и СИУ
 

Анализируя  данные SWOT-матрицы, состояние бизнеса ООО "НПАТП" можно оценить как рискованное, так как имеется сочетание благоприятных возможностей при больших опасностях, значительное влияние внешних угроз, сильные стороны уравновешиваются слабыми, что снижает вероятность максимального использования благоприятных возможностей. Необходимо отметить, что для успешного анализа факторов деятельности предприятия методом SWOT важно не только выявить угрозы и возможности, но и оценить их с точки влияния и важности на стратегию управления предприятия. Для этого целесообразно применить метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Матрица строится методом экспертной оценки, для этого перечень возможностей макроокружения ранжируется по степени их влияния на деятельность предприятия (сильное, умеренное, малое) и вероятности того, что организация сможет воспользоваться ими (высокая, средняя, низкая). Возможности, выпадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для предприятия, их необходимо максимально использовать в развитии предприятия. Возможности в поле СМ, НУ и НМ имеют незначительное влияние. Использование возможностей, попавших на остальные поля, предполагается при наличии у предприятия достаточных ресурсов (таблица 3.2). 

     Таблица 3.2 - Матрица возможностей ООО "НПАТП"

Вероятность использования возможности Влияние
  сильное умеренное малое
Высокая ПОЛЕ ВС: высокая  вероятность и сильное влияние; диверсификация выпускаемой продукции, работ, услуг ПОЛЕ ВУ: высокая  вероятность и умеренное влияние; возможность обслуживания дополнительных групп потребителей ПОЛЕ ВМ: высокая вероятность и малое влияние; появление новых технологий
Средняя ПОЛЕ НС: низкая вероятность и сильное влияние; рост спроса ПОЛЕ СУ: средняя  вероятность и умеренное влияние; доступность ресурсов ПОЛЕ СМ: средняя  вероятность и малое влияние; создание OAK
Низкая ПОЛЕ СС: низкая вероятность и сильное влияние; государственная поддержка отрасли  ПОЛЕ НУ: низкая вероятность и умеренное влияние; ослабление ограничивающего законодательства ПОЛЕ НМ: низкая вероятность и малое влияние; рост уровня доходов населения

Информация о работе Анализ деятельности автотранспортного предприятия