Американский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:16, контрольная работа

Описание работы

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Ан¬ри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впо¬следствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Работа содержит 1 файл

готовая менед.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

   В 60-е гг. XX в.  все настойчивее стали требования  работников корпораций по улучшению  их социально-экономического положения.  Параллельно с этим многие  теоретики менеджмента пришли  к убеждению, что целый ряд  организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии»  («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредников и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды.                                           

Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.                            

Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется  появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. «Производственная демократия» (или партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы.                                     

Авторами идеи «производственной  демократии» принято считать  социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности.

Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком  в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.

Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:                             

  • предоставление  работникам права самостоятельного принятия решений;

  • привлечение  работников к процессу принятия  решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);

  •предоставление  работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;

• участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;

• предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям  с целью более эффективного выполнения решений. 

В настоящее время  в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:

  1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне  цеха.
  2. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.
  3. Разработка систем участия в прибыли.
  4. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

В 60-е гг. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили распространение в американских корпорациях.

Привлечение рабочих  к участию в высших органах  управления корпорацией — советах  директоров — на Практике встречается  крайне редко.

Для снижения сопротивления  рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента так, Э. Петер-сон и Э. Плоумен выделяют шесть основных видов менеджмента:

  1. Правительство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).
  2. Государственный менеджмент.
  3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).
  4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.
  5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).
  6. Менеджмент в государственной собственности (специальный вид «бизнес-менеджмента»).

 Развивая теорию  управления, Петерсон и Плоумен  дают определение понятию менеджмент  «как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления». Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг.

 Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:

  1. Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.
  2. В центре внимания менеджмента находится человек, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия.
  3. Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия.
  4. Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятии и возможностей их удовлетворения.
  5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.
  6. В конечном счете деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств.
  7. Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.

Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:

  • определение целей предприятия и путей их достижения;
  • организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т. д.);
  • создание системы мотивации и координация деятельности работников;
  • анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;
  • обеспечение роста людей в организации.

Менеджер не может  быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.

 

 

          3. Американская деловитость и умение организовывать.

Большинство специалистов в области менеджмента, государственных  и политических деятелей ставили  и ставят американскую деловитость на первое место.

Для бывшего СССР характерной  была идеологическая практика «оценки  стиля сверху», которая как бы устанавливала и разрешала последующее  пользование «оценочными установками». В связи с этим симптоматична  характеристика, данная И.В. Сталиным: «Американская деловитость является противоядием против «революционной» маниловщины и фантастического сочинительства. Американская деловитость – это та неукротимая сила, которая не знает преград, которая размывает своей деловитой настойчивостью все и всякие препятствия, которая не может не довести до конца раз начатое дело, если даже это небольшое дело, и без которой не мыслима серьезная строительная работа».

Итак, американская деловитость- это активность, умение вести дело, предприимчивость в работе, толковость. Здесь важно отметить, что американская деловитость имеет свои конкретные признаки.

Прежде всего, она проявляется  в таких качествах персонала  как целеустремленность, настойчивость  и умение доводить до конца начатое  дело. Не случайно, что именно в американском менеджменте была разработана и реализована в самых различных проявлениях на разных уровнях концепция управления по целям.

Характерным проявлением  американской деловитости специалисты  также считают стремление к выгоде, доходу. Деловые американцы считают, что всякое дело должно быть выгодным, то есть дать выигрыш в деньгах, во времени и попутно в удовольствии. Этим объясняется стремление американцев вникать в детали дела, подхода, метода, средства, системы, интересоваться новинками, изучать опыт других стран.

Американские управляющие  считаются мастерами выжимать максимум выгоды из созданного дела, сложившейся  ситуации. Данная сторона американской деловитости породила три «деловых правила»:

1. Делай то, что окупается,  приносит доход. 

2. Выбирай эффективные средства достижения целей.

3. Умей находить и  использовать необходимые ресурсы. 

Американская деловитость  проявляется также в умении оценивать, считать. При создании, ведении или  улучшении дела американцы умеют  оценивать плюсы и минусы, подсчитать возможные затраты и выгоды.

В сфере управления в  США, пожалуй, нет того, что не получало бы денежной и временной оценки. Время – это деньги, а деньги, в свою очередь, - это время. Это, во-первых, обусловливает организацию работы таким образом, что напрасно не тратятся время, деньги, силы и материалы. Во-вторых, применительно к американскому менеджменту можно найти много так называемых усредненных цифр и данных, которые используются для характеристики той или иной проблемы.

Сильным признаком американской деловитости является также единство слова и дела.

Американский менеджер верен и предан взятым обязательствам, своему слову, букве подписанного контракта. Слово, которое дано, - это своего рода начало и продолжение дела, а не слово о деле, которое не будет сделано. По правилам этики бизнеса невыполненное обещание, нарушенное слово влекут за собой худшее из наказаний – подрыв доверия к менеджеру, отнесение к разряду «болтунов».

К проявлению американской деловитости следует отнести  также краткость и ясность слова.

В данной стороне деловитости  реализуется правила экономии языковых средств. Многословность – это один из врагов организации и управления.

В США имеются руководства, содержащие рекомендации по «правилам  разговора» - по телефону, с подчиненными, с аудиторией. В инструкциях, буклетах, наставлениях, рекомендациях часто наряду и вместо слов используются доходчивые, ясные и профессионально выполненные рисунки, схемы и диаграммы. Графическое слово – это также сильный инструмент в пояснениях, напутствиях, иллюстрациях и обучении.

К организации любого дела американский менеджер подходит довольно тщательно, учитывая по возможности  все стороны, которые определяют успех (или неуспех) дела. В организации  нет мелочей! Поэтому американскому  менеджеру не свойственна работа «навалом, натиском».

Эффективность любой  организационной системы или  организации определяется в первую очередь ее обработанностью с  различных позиций – правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и т.д.

За счет высокого организационного уровня обеспечивается высокая продуктивность работы, эффективное использование оборудования, времени, сырья, материалов и, конечно, самого человека. Как показала практика, использование любого организационного фактора, любой организационной системы так или иначе связано с поддержанием и/или повышением эффективности.

Американцы умеют найти, разработать и внедрить такую  организационную систему, которая  ставит работника в определенные условия и «заставляет» его делать то, что нужно, а не то, что хочет делать сам работник.

Среди признаков организованности следует выделить два:

1. «Каждый несет свой  чемодан», поскольку знает что,  когда и как делать;

2. «Не дуют ветры  бестолковщины и неразберихи», поскольку  укрощена стихия неорганизованного поведения участников системы.

Характерным проявлением  американской деловитости - это стремление к выгоде, доходу. Деловые американцы считают, что всякое дело должно быть выгодным, то есть дать выигрыш в деньгах, во времени и попутно в удовольствии. Этим объясняется стремление американцев вникать в детали дела, подхода, метода, средства, системы, интересоваться новинками, изучать опыт других стран.

Информация о работе Американский менеджмент