Американская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является изучение истории американской модели менеджмента.
Задачи:
- установить, что явилось предпосылками для формирования американской модели менеджмента;
- обобщить характеристику американской модели менеджмента;
- сравнить особенности американской модели менеджмента с другими;
- выявить современную модель американского менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. История формирования американской модели менеджмента………...........4
2. Характеристика американской модели менеджмента………………………6
2.1 Создатели американского менеджмента ………….……………….…….6
2.2 Корпорация как основная форма предпринимательства. …….….……10
2.3 Стратегическое управление, его содержание. ……………...………….12
2.4 Партисипативное управление…..………..……………….…………..….15
2.5 Управление качеством……………………………………………….......18
3. Особенности американской модели менеджмента………………………...21
3.1 Характерные черты американской школы управления………………..21
3.2 Современное состояние американского менеджмента. ………….…....23
3.3 Наука и технологии……………………..………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………....30

Работа содержит 1 файл

Американская модель менеджмента.doc

— 145.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. История формирования американской модели менеджмента………...........4

2. Характеристика американской модели менеджмента………………………6 
    2.1 Создатели американского менеджмента ………….……………….…….6

    2.2 Корпорация как основная форма предпринимательства. …….….……10

    2.3 Стратегическое управление, его содержание. ……………...………….12

    2.4 Партисипативное управление…..………..……………….…………..….15

    2.5 Управление качеством……………………………………………….......18

3. Особенности американской модели менеджмента………………………...21

    3.1 Характерные  черты американской школы управления………………..21

    3.2 Современное состояние американского менеджмента. ………….…....23

    3.3 Наука и технологии……………………..………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………....30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За всю историю  существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Однако, опыт ведения  бизнеса и осуществления менеджмента  богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией».

Предмет – история американского менеджмента.

Объект – американская модель менеджмента.

Целью исследования курсовой работы является изучение истории американской модели менеджмента.

Задачи:

- установить, что  явилось предпосылками для формирования американской модели менеджмента;

- обобщить характеристику  американской модели менеджмента;

- сравнить особенности  американской модели менеджмента  с другими;

- выявить современную  модель американского менеджмента.

1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

АМЕРИКАНСКОЙ  МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Управление  как научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса [8, с.211].

Американский  менеджмент формировался в конце 19 - начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

В 19 веке в США  усиливается роль администрации, как  в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам [7, с.113]:

В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия - гиганты испытывают потребность  в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Великая индустриальная революция XVII - XVIII веков оказала  гораздо более существенное влияние  на теорию и практику управления, чем  все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров, т.е. совместных (и долевых) владельцев одного капитала. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наемных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов [11, с.89].

При этом под  администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и  узкотехническом смысле понимался  как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов, а общие координационные функции отдаются менеджменту.

Здесь важно  отметить следующую закономерность. Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. Затем  управление отделяется от капитала и  производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наемных руководителей.

Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После  этого единый менеджер-специалист вновь  дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др. [11, с.92].

Именно с  учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА АМЕРКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1 Создатели американского менеджмента

Основоположником  науки управления по праву считается  американский инженер и исследователь  Ф. Тейлор (1856 - 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

Впервые свои взгляды  он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены  в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

Основы системы  Ф. Тейлора [17, с.92]:

- Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;

- Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;

- Обучение и тренировка рабочих;

- Сотрудничество администрации и рабочих.

Важная характеристика системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно  к разработкам Ф. Тейлора она  включала:

- определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;

- подбор функциональных мастеров - по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово - распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;

- введение инструкционных карт;

- дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата);

- калькуляция затрат на производство.

Резюмируя, можно  сказать, что главная идея Тейлора  состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Научное управление по Тейлору  сосредотачивалось на работе, выполняемой  на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.

Другим представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 - 1947), названный  в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря  изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.

Основные идеи Г. Форда  изложены в работах «Моя жизнь, мой  труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

Основные принципы системы  Г. Форда [17, с.94]:

- массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;

- непрерывность и подвижность процесса производства;

- максимальный темп работы;

- новая технология на основе поточного производства;

- точность как стандарт и качество продукции;

- определяющая роль технико-технологической системы;

- экономический эффект системы;

- не быть зависимым от человека, его слабостей.

Первая попытка  применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

Основоположником  этой американской школы стал Элтон Мэйо (1880 - 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.

Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927 - 1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент [15, с.412]. Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы - личные и групповые.

Данная школа  положила начало развитию идей о «человеке  в организации», роли «человеческого фактора» в ней.

Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения «руководитель - подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение.

Один из важнейших  выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие» дисциплины - психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.

Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях [12, с.47].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Корпорация как основная форма предпринимательства

Большое влияние  на формирование теории корпорации оказала  книга «Современная корпорация и  частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

Информация о работе Американская модель менеджмента