Американская модель менеджмента

Автор: Виктория Самыгина, 01 Сентября 2010 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. История формирования американской модели менеджмента………...........4
2. Характеристика американской модели менеджмента………………………6
2.1 Создатели американского менеджмента ………….……………….…….6
2.2 Корпорация как основная форма предпринимательства. …….….……10
2.3 Стратегическое управление, его содержание. ……………...………….12
2.4 Партисипативное управление…..………..……………….…………..….15
2.5 Управление качеством……………………………………………….......18
3. Особенности американской модели менеджмента………………………...21
3.1 Характерные черты американской школы управления………………..21
3.2 Современное состояние американского менеджмента. ………….…....23
3.3 Наука и технологии……………………..………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………....30

Работа содержит 1 файл

Американская модель менеджмента.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Американские  ученые продолжают ставить и разрабатывать  реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

     Если  говорить о годах 90-х, то здесь просматриваются  три наиболее интересные тенденции. Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому - осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции. Как представляется, управленческая мысль снова вступает в период некоторого усиления в ней «технократизма» на новой, более глубокой и здоровой основе [10, с.95].

     Однако, параллельно с этим наблюдается  и вторая тенденция, касающаяся уже  социальных, поведенческих аспектов - это усиление внимания не только к организационной культуре, о чем говорилось выше, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности. Эта идея, зародившаяся в 30-е годы и настойчиво развиваемая теоретиками 50-60-х годов, в практике американского менеджмента реализовывалась, впрочем, довольно вяло.

     Этим  американский менеджмент отличался  от европейского и японского (хотя и  очень своеобразного в этом смысле) управления. Но сегодня демократизация управления, участие в управлении - это реальность.

     Уже общепризнано – и в Европе, и в Японии, и в США - что будущее за демократизированными, «партисипативньми» формами управления.  Этот феномен, по-видимому, будет обобщаться и осмысливаться в ближайшие годы специалистами по управлению. Наша практика может дать в этой области много своеобразного и интересного, так же как и в вопросах этики бизнеса - еще одного традиционного, но ставшего опять весьма актуальным аспекта хозяйствования в условиях рынка, экономической свободы.

     Наконец, третья особенность управленческой мысли в 90-е годы - усиление международного характера управления. Вслед за переходом большинства постиндустриальных стран к открытой, экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием траснациональных корпораций и т.п. интернационализация управления ставит очень много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой[10, с.318]. Важнейшие из них - что есть общее и особенное в управлении, какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов, как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде.  
 
 
 
 

3.3 Наука и технологии

     США, несмотря на события 11.09.2001 г., продолжающий спад или как его еще называют отрицательный рост, рецессию, остается лидером мировой экономики. Через день после взрывов руководство American International Group (AIG), крупнейшей рыночной капитализации страховой компании (400млрд.дол.США), заявило, что убытки компании понесенные могут составить до 800 млн.дол. США. «Наш бизнес хорошо диверсифицирован как по видам так и географически. Убытки, понесенные компанией в результате трагедии, не повлияют на ее финансовую устойчивость» заверил инвесторов председатель правления AIG Морис Гринберг (Maurice Greenberg) [15].

     Другой  лидер американского страхового рынка, компания Berkshire Hathaway, принадлежащая  известному финансисту миллиардеру Уоррену Баффетту, заявила что величина убытков причиненных действиями террористов, составит около 2,2 млрд.дол. США [15]. В своем лидерском позиционировании они были едины, что рядовой американец, американская корпорация, американское общество, государство. Такое позиционирование подкрепляется не только текущим финансовым состоянием, но тактическими и стратегическими направлениями развития.

     Одними  из самых приоритетных направлений, были и остаются наука и технология. Флагманы новой экономики Microsoft, Oracle, Intel, Cisco Systems, AOL/TimeWarner, показывают впечатляющий отрыв, такой, что компаниям бегущим вдогонку потребуется как минимум десять лет. Каждая из этих компаний проводит глубокие научные и технологичные исследования, поднимающие компанию на еще более высокий уровень и задающие вектора мирового технологического прогресса.

     Сегодня Oracle революционизирует весь американский бизнес. После десятилетия успешного  развития предприятия вдруг исчерпали  пути повышения своей прибыльности. Использовав последние резервы - сокращение производства и реструктуризацию - с целью уменьшения затрат и внутреннего потребления, они окончательно зашли в тупик. И тут на помощь пришла Oracle. Она вооружила компании собственным опытом последних лет по модернизации внутренних IT систем и переводу бизнеса в Интернет. Компания Intel это производство не только микросхем. Это и распознание голоса, видео-конференции, флеш-память и многое другое. По основным позициям она удерживает четверть рынка что на десять процентов больше чем у ближайших конкурентов.

     На  сегодняшний день компания Cisco Systems является лидером по созданию сетей  для Интернета и поставщиком  базового стандарта для глобальных телекоммуникационных систем и является основной фигурой в сфере создания волоконных средств связи. Причина, по которой Cisco год за годом демонстрирует фантастические темпы роста (60% в год), - в ее уникальном предпринимательском чутье. Компания заработала себе имя на создании сетей, позволившим фирмам решать свои повседневные задачи гораздо более эффективным и дешевым способом. Это, без сомнения, один из самых успешных проектов в американской истории бизнеса. Главный конек Cisco - приобретения. Менеджмент создал эту компанию путем неустанного приобретения конкурентов и новых технологий. [1, с.16]

     Когда произошло слияние America Online, поставщика услуг Интернета с самым большим числом клиентов плательщиков, и Time Warner, одного из крупнейших поставщиков информации, - родилась самая крупная в мире компания по поставке информации и развлечений в режиме реального времени. Ни Microsoft, ни Yahoo - главные конкуренты, - похоже уже никогда не догонят AOL/Time Warner. Будучи абсолютным лидером по размеру, капиталу и информации компания является той движущей силой, которая поднимает Интернет-услуги на новый уровень, позволяющий информации из Сети приходить непосредственно к абоненту. [1, с.17]

     Американские  менеджеры, индустрию информационных технологий активно используют для  снижения затрат и повышения продуктивности (технологию аутсорсинга). Для этих целей, дважды в год проходит выставка конференция Outsource World в Нью-Йорке и в Лондоне предоставляющая возможности заключить долгосрочные аутсорсинговые контакты с фирмами Восточно-Европейского и Азиатских регионов.

     Говоря  о приоритетной роли научно-технологического сектора американской экономики, нужно отметить, что большое внимание и внушительные объемы финансовых средств выделяются в сфере коммерциализации технологий. Философия венчурного бизнеса проста и рассчитана на развитое предпринимательское чутье. Ведь если оно не подводит, те самые невероятные финансовые показатели, которые фигурируют именно в этом секторе. Ярким подтверждением этого являются примеры двух компаний Pfizer, Human Genome Sciences Inc, которые имеют самые крупные в своих отраслях бюджеты научных исследований, и при этом остаются лидерами не только объемов продаж, но и новаторских разработок [15].

     Таким образом, выделение наиглавнейшим  приоритетом развития для государства  и корпораций сферы науки и  технологий позволяют США надеяться на сохранение лидерских позиций национальной конкурентоспособности на мировой арене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Замечено, что организация и управление становятся для науки самостоятельным предметом изучения в тот момент, когда уровень развития техники и технологии вступает в резкое противоречие со сложившейся системой производственных отношений.

     Во  всем многообразии теорий и явлений  живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой  цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

     В качестве вывода наиболее предпочтительным является выделение двух основных школ: школа «научного менеджмента», основоположником которой был Ф. Тейлор, и школа «человеческих отношений», возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера. Полемика между этими двумя доминирующими концепциями, так же как и попытки синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовали возникновению и развитию новых течений. Школа «научного менеджмента» явилась исторически первым направлением развития американской теории управления и именуется как «классическая» или «традиционная» школа.

     Именно  в американской модели менеджмента  возникает идея стратегического  управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении  работников к управлению - партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.

     Американская  модель менеджмента существует и  совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Алексеевский В. Категория успеха в менеджменте // Корпоративная культура.- 2007.- № 4.- с. 14-16

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер, 1999.

3. Бестужев –Лада И.В. Социальные аспекты моделей управления. – М.: Олимп, 2004. – 384 с.

4. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1991.

5. Дафт Р.Л. Менеджмент.- 8-е изд., перераб. и доп.– СПб.: Питер, 2009.- 799 с.

6.  Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. - М.: Финпресс, 1998.

7. Короткова  Л.В. Американские подходы к  управлению производством. –  СПб.: Северная Пальмира, 2001. – 468 с.

8. Кравченко А.И. История менеджмента.- М.: Академический Проект, 2005.- 560 с.

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2000. - 704 с.

10. Разумова  Е.Д. Модели управления производством.  – М.: Олимп, 2003. – 419 с

11. Семенова И.И. История менеджмента.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000.- 222 с.

12. Смирнов  Н.В. История формирования основных  моделей и подходов к управлению  производством. – Нижний Новгород: Волга-Пресс, 2003. – 437 с.

13. Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, М., ИНФРА-М, 1999.

14. Черковец О. Китай и США: новые грани противостояния // Экономист.- 2006.- № 2.- с. 39-44.

15. Американский опыт управления бизнесом / http://www.klubok.net/

16. Будь здоров. Мои статьи. Американская модель менеджмента / http://bogatir.3dn.ru/

17. Полезная информация - Управление и менеджмент / http://www.megaresearch.ru/

18. Электронный учебник. Типы моделей менеджмента и организации / http://de.ifmo.ru/

Информация о работе Американская модель менеджмента