Актуальные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:15, реферат

Описание работы

Цель реферата состоит в анализе проблем защиты интеллектуальной собственности в России, которая обусловила решение следующих задач:
1) определить понятие права интеллектуальной собственности;
2) проанализировать интеллектуальную собственность как объект правовой охраны согласно нормам российского законодательства;
3) выявить основные проблемы защиты интеллектуальной собственности в России;
4) определить пути развития системы охраны интеллектуальной собственности.

Содержание

Введение______________________________________________________3
Глава 1. Система гражданского законодательства об охране интеллектуальной собственности________________________________5
1.1. Понятие права интеллектуальной собственности_________________ 5
1.2. Интеллектуальная собственность как объект охраны по российскому гражданскому законодательству___________________________________11
1.3. Гражданско-правовые способы защиты интеллектуальной
собственности_________________________________________________14
Глава 2. Актуальные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности в России_________________________________________20
2.1. Анализ проблем применения гражданского законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности___________________________20
2.2. Первоочередные задачи развития системы охраны
интеллектуальной собственности__________________________________23

Заключение___________________________________________________28
Библиография_________________________________________________30
Приложение 1 Нормативно-правовая база__________________________32

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование реферат .docx

— 62.87 Кб (Скачать)

Оптимальным решением проблемы, на наш  взгляд, было бы включение в Гражданский  кодекс общих положений, касающихся прав на интеллектуальную собственность, с отсылкой в остальном на существующие специальные законодательные акты, в частности, «Закон об авторском праве и смежных правах» 1993 г.

Такое решение находилось бы в полном соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации, в которой  законодательство по интеллектуальной собственности выделено в качестве самостоятельной отрасли вне рамок гражданского законодательства (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Подобное решение предотвратило бы неизбежные отрицательные международные последствия и сохранило сложившийся и действующий российский законодательный механизм, одновременно обеспечив необходимую связь специального законодательства с общими нормами Гражданского кодекса. И, наконец, все это находилось бы в полном соответствии с общепризнанной законодательной практикой развитых зарубежных стран, где детальные нормы регулирования интеллектуальной собственности являются предметом специальных законов и не включаются в Гражданский кодекс.

Все вышеизложенное, безусловно, имеет  огромное значение, так как реализация прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности - это, прежде всего, обеспечение интересов общества и национальной промышленности.

Необходимость обсуждения текущего законодательства, планируемых изменений, инновационной  стратегии государства, существующих проблем в сфере инновационной  деятельности, поиска вариантов возможных  решений, а также многие другие вопросы  определили актуальность проведения Всероссийского Конгресса «Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности».

27-28 октября 2010 года в Москве состоялся II Всероссийский Конгресс "Правовое регулирование инновационной деятельности 2010 Осень". Одна из актуальных тем Конгресса - регулирование на этапе создания инновационных продуктов. Она включает в себя такие аспекты, как процедуры патентования и поддержания патентов, изменение законодательства в сфере патентования, обеспечение охраны и защиты интеллектуальной собственности, законодательные механизмы обеспечения получения доходов от их деятельности, основные грантодатели и процедуры получения грантов на НИОКР, особенности процедуры получения международных патентов, изменение международного законодательства в сфере патентования, международные организации и международное сотрудничество в инновационной сфере, сфере патентования, борьба с пиратством, законодательное обеспечение организации инновационной деятельности (создание МИП)).

Данная тенденция, несомненно, способствует скорейшей модернизации экономики  и переходу к инновационному пути развития страны в целом.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня Россия стоит перед вызовом, от ответа на который зависит ее судьба: быть процветающей передовой страной или еще больше отстать и остаться на периферии мирового развития. Единственным адекватным ответом на поставленный таким образом вопрос является инновационная экономика.

В Послании Президента России Д.А. Медведева  Федеральному Собранию основным приоритетом  экономического развития страны определено производство, а в перспективе  – и экспорт знаний и новых  технологий. При этом Президентом  поставлена задача ускоренного перевода страны на инновационный путь развития, на совершение опережающих действий по созданию основ национальной конкурентоспособности  там, где можно получить будущие  выгоды и преимущества, где возможно быстрое внедрение самых передовых  технологий, создание новых и эффективных  предприятий. Развитие экономики должно основываться на пяти «И» - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации  и Интеллект.

Для России подобное означает неизбежность серьезных институциональных реформ. Массовый поток инноваций, особенно ориентированных на рынок, должен опираться на соответствующую научную, образовательную и правовую базу.

В ходе решения задач данной работы было определено понятие права интеллектуальной собственности как совокупности прав, предоставляемых неким лицам на интеллектуальную собственность, то есть объекты нематериальной природы. Были также рассмотрены гражданско-правовые способы защиты интеллектуальной собственности.

В рамках исследования источников было выяснено, что основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности в России является законодательство. Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Также был изучен ряд проблем защиты интеллектуальной собственности в России. Среди них – охрана новшеств, передача прав на использование научно-технических достижений, а также проблемы практики применения действующего законодательства.

Отмеченные обстоятельства свидетельствуют  о несомненной актуальности исследования теоретических и практических аспектов гражданско-правовой защиты права интеллектуальной собственности.

В связи с этим среди первоочередных задач развития системы охраны интеллектуальной собственности видится разработка основных принципов законодательного регулирования инновационной деятельности, а также различные формы поддержки инноваций.

Основной целью такой политики должно стать достижение баланса  интересов научных коллективов, промышленности, бизнеса и государства, а также организация их сотрудничества по созданию и коммерческому использованию  научно-технических достижений.

Чрезвычайно актуальна и необходимость обсуждения инновационной стратегии государства, существующих проблем в сфере инновационной деятельности, поиска вариантов возможных решений.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4 /http://www.consultant.ru/
  2. «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». №2473п-П7 от 05.08.2005 г.
  3. Амелина О.Ю. Защита интеллектуальной собственности как фактор экономического роста// Вестник ТГУ. – 2008. - №5
  4. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России. Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008.
  5. Костюк Н.Н. Проблемы российского и международного законодательства по регулированию гражданско-правовой защиты интеллектуальной собственности//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.- 2006. - №2(30)
  6. Лебедева Н.М, Ясин Е.Г. Культура и инновации: к постановке проблемы // Инновации и экономика. – 2009. - №2
  7. О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в 2008 году. Аналитический доклад / под редакцией доктора юридических наук Лопатина В.Н., М., Издание Совета Федерации, 2009, - 325 С.
  8. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 178 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам».//http://www.intelpress.ru/lib.htm.
  9. Правовая защита интеллектуальной собственности /Инновации и предпринимательство//http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_B3D5BFE3-282D-4FA6-94FB-43B891597726.html
  10. Просвирнин Ю.Г. Информационное законодательство: современное состояние и пути совершенствования. - Воронеж, 2000.
  11. Творчеству дадут свободу. Закон "Об инновационной деятельности" переведет ее на саморегулирование // Российская Бизнес-газета. - 2010 г. -  №740 (7)
  12. Тюрина В.Ю. Защита прав на интеллектуальную собственность – важнейшее условие развития инновационной системы//Инновационная деятельность. – 2008. - №1(5)
  13. Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы).  М.: Статут, Интертех, БДЦ - пресс, 2003.

 

 

Приложение 1

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

 

     1. Конституция  Российской Федерации. Принята  12 декабря 1993 г. ст. 44.

     2. Основы гражданского  законодательства Союза ССР и  союзных республик. 

     Приняты Верховным  Советом СССР 31 мая 1991 г. 

     3. Кодекс законов  о труде Российской Федерации. 

     Принят Верховным  Советом РСФСР 9 декабря 1971 г.  с изменениями и дополнениями  на 1 марта 1993 г. 

     4. Закон СССР  от 10.07.91 г. N 2398-1 "О промышленных  образцах".

     5. Закон СССР  от 31.05.91 г. N 2213-1 "Об изобретениях  в СССР".

     6. Закон Российской  Федерации от 23.09.92 г. N 3526-1 "О правовой  охране топологий интегральных  микросхем".

     7. Закон Российской  Федерации от 23.09.92 г. N 3523-1 "О правовой  охране программ для электронных  вычислительных машин и баз  данных".

     8. "Патентный  Закон Российской Федерации"  от 23.09.92 г. N 3517-1.

     9. Закон Российской  Федерации от 09.07.93 г. N 3351-1 "Об авторском  праве и смежных правах" с  изменениями от 19.07.95 г. N 110-ФЗ.

     10. Закон Верховного  Совета Российской Федерации  от 23.09.92 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании  мест происхождения товаров".

     11. Закон Российской  Федерации от 06.08.93 г. N 5605-1 "О селективных  достижениях".

     12. Федеральный  закон от 20.02.95 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".

     13. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  Часть 1, глава 6 (от 30.11.94 г. N 51-ФЗ); часть II, глава 38 (от 20.01.98 г. N 14-ФЗ).

     14. Уголовный  кодекс Российской Федерации. 

     Принят 24.05.96 г.  Ст. 146, 147, 178, 180, 183.

     15. Парижская  конвенция по охране промышленной  собственности от 20.04.83 г., пересмотренная  в Брюсселе 14 декабря 1990 г., в Вашингтоне 2 июля 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 14 июля 1967 г. // Законодательство  СССР по изобретательству. М., 1982. Т.3.

     16. Договор  о патентной кооперации. Подписан  в Вашингтоне 19 июля 1970 г. Официальный  русский текст. Всемирная организация  интеллектуальной собственности.  Женева, 1974 г. Ратифицирован указом  Президиума Верховного Совета  СССР от 23 декабря 1977 г. и вступил  в силу в отношении СССР 29 марта  1978 г. // Ведомости Верховного Совета  СССР. 1978. N 1.

     17. Всемирная  конвенция об авторском праве.  Пересмотрена в Париже 24 июля 1991 г. // Собрание постановлений Правительства  СССР. 1973. N 24. Ст. 139.

     18. Бернская  конвенция об охране литературных  и художественных произведений  от 9 сентября 1886 г., дополненная в  Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная  в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная  в Берне 20 марта 1914 г., пересмотренная  в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и  в Париже 24 июля 1971 г. Женева, ВОИС, 1978.

     19. Международная  конвенция об охране интересов  артистов-исполнителей, производителей  фонограмм и вещательных организаций.  Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. // Бюллетень по авторскому праву. 1992. Т.XXV. N 1. С.33.

     20. Конвенция  об охране интересов производителей  фонограмм от незаконного воспроизведения  их фонограмм. Подписана в Женеве 29 октября 1971 г. Право на результаты  интеллектуальной деятельности: Авторское  право. Патентное право. Другие  исключительные права // Сборник  нормативных актов. М., Деюре, 1994.

     21. Женевский  акт Гаагского соглашения о  международной регистрации промышленных  образцов. (Вместе с "Инструкцией  к Женевскому акту...") Принят 02.07.99 г. Дипломатической конференцией  по принятию нового Акта Гаагского  соглашения о международном депонировании  промышленных образцов.

     22. Женевский  договор о международной регистрации  научных открытий. Подписан в г. Женеве 07.03.78 г.

     23. Будапештский  договор о международном признании  депонирования микроорганизмов  для целей патентной процедуры. (Вместе с "Инструкцией к  Будапештскому договору...").

     Подписан в  г. Будапеште 28.04.77 г. 

     24. Договор  о регистрации товарных знаков (TRK). (вместе с "Инструкцией  к договору..." и "Таблицей, пошлин"). Подписан в г. Вене 12.06.73 г. 

     25. Конвенция  об охране интересов производителей  фонограмм от незаконного воспроизводства  их фонограмм".

     (Вместе с  "Ратификациями, принятиями и  присоединениями по состоянию  на 1 февраля 1995 г."). Заключена  в г. Женеве 29.10.71 г. 

     26. Страсбургское  соглашение о международной патентной  классификации. 

     Заключено  в г. Страсбурге 24.03.71 г. 

     27. Договор  о патентной кооперации. Подписан в г. Вашингтоне 19.06.70 г.

     28. Локарнское  соглашение, устанавливающее международную  классификацию промышленных образцов. Заключено в г. Локарно 08.10.68 г. 

     29. Лиссабонское  соглашение о защите указаний  места происхождения изделий  и их международной регистрации. 

     Заключено  в г. Лиссабоне 31.10.58 г. с изменениями  от 14.07.67 г. 

     30. Ниццкое  соглашение о международной классификации  товаров и услуг для регистрации  знаков.

     Заключено  в г. Ницце 15.06.57 г. с изменениями  от 28.09.79 г. 

     31. Бернская  конвенция об охране литературных  и художественных произведений.

     Заключена  в г. Берне 09.09.86 г. с изменениями  от 02.10.79 г. 

     32. Парижская  конвенция по охране промышленной  собственности. 

Информация о работе Актуальные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности в России