Актуальные проблемы подготовки менеджеров по персоналу

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Существует большое количество определений понятия «менеджмент». И это справедливо, так как на любой стадии развития мы имеем дело с менеджментом различного типа - технологическим, финансовым, корпоративным, функциональным и т.д.
Менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу и составляет предмет курса «Управление персоналом».

Содержание

Введение…………………………………………………………...…………..….2
Глава 1. Теоретические основы подготовки менеджера по персоналу..…5
1.1.Функции менеджера по персоналу…………………..…...………........7
1.2.Привлечение и отбор как функция менеджера по персоналу……........9
1.3. Роль менеджера в управлении персоналом…………………..…….12
Глава 2. Актуальные проблемы подготовки менеджеров по персоналу………………………………………………………………………...17
2.1.Этика и социальная ответственность менеджера по персоналу…......17
2.2.Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе.....................................................................................................................22
2.3. Проблемы подготовки менеджеров по персоналу инновационного типа……………………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………….…..31
Библиографический список…………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя (2).doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     

     Рис.2 Источники набора персонала 

     Основной  проблемой при наборе кандидатов является несоответствие будущей работы ожиданиям кандидата. Следует приложить все усилия, чтобы как можно ближе ознакомить будущего работника с его будущей работой, как с ее положительными сторонами, так и с отрицательными. Благодаря мероприятиям, направленным на решение этой проблемы, наблюдается снижение текучести кадров и увеличение удовлетворенности работой у служащих.

     Отбор кандидатов. При отборе кадров руководство  отбирает из созданного в ходе набора резерва кандидатов, которые наиболее подходят для работы в организации. Используют такие методы отбора: собеседования, тестирования, испытания, создание центров оценки кандидатов, в которых применяются методы моделирования конкретных ситуаций. В таких центрах кандидаты испытываются с помощью игр, им предлагаются конкретные ситуации для выявления у них способностей к принятию решений и так далее. Центры оценки являются дорогим методом отбора и поэтому они создаются только на крупных предприятиях. Чаще всего используется собеседование. При собеседовании есть большой риск неправильной оценки кандидата. Руководитель, оценивающий кандидата, может невольно занижать или завышать способности человека, оценивать его по первому впечатлению, сравнивать его качества со своими. Для минимизации риска неправильной оценки следует готовиться к собеседованию. Нужно изучить детально обязанности будущего работника, создать список вопросов, единый для всех кандидатов и пр. Такие собеседования, они называются структурированными, приносят гораздо более точные результаты.

     Определение заработной платы и льгот. Заработная плата представляет собой вознаграждение работника за выполненную им работу. Заработная плата имеет большое  влияние на выполнение работником его  обязанностей. Заработная плата является важным фактором при поступлении на работу, она влияет на удовлетворенность работника своей работой, на текучесть кадров в организации, количество прогулов и производительность труда. Оплата за труд работникам должна выплачиваться по конкурентоспособным ставкам и содержать различные вознаграждения за достижения работников. Размер должен определяться не только выполненной работой, но и должен стимулировать работника к улучшению качества выполняемой работы. Зарплата управленческому персоналу имеет более сложную структуру, в нее входят различные схемы участия в прибылях, оплата акциями и др.

     К дополнительным льготам относятся: оплата больничных, отпусков, страхование, детские сады, ссуды работникам под  маленькие проценты, различные услуги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Роль менеджера  в управлении персоналом

 

     Как уже отмечалось выше, любая организация  – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для совместного решения общих проблем. Формальные и неформальные группы замысловатым образом переплетаются, образуя живой и единый организм конкретной организации. Энергия этих групп может быть как созидательной, так и разрушительной. Она может быть сфокусирована в едином направлении, но может также быть направлена на противоречивые цели, в результате чего распыляются организационные ресурсы, что в итоге понижает степень эффективности коллективной деятельности. Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами. В каждой группе существует совокупность проблем, связанных с групповой динамикой. Групповая динамика – это очень сложный и многоплановый процесс развития группы, изменения взаимоотношений между ее членами, а также мотивации, настроений, отношений и положения всех членов. Групповая динамика определяет энергию развития группового поведения и степень эффективности решения группой стоящих перед ней задач4.

     Процессы  групповой динамики закономерны для любой группы и организации вне зависимости от ее численности, характера и особенностей лидерства. Лидер может осуществлять свою деятельность с учетом особенностей групповых процессов или игнорировать их. В последнем случае он закономерно отказывается от наиболее эффективного способа решения стоящих перед ним задач. Только управляя процессами групповой динамики на всех уровнях формальный лидер обеспечивает возможности эффективной групповой деятельности и эффективность своего лидерства.

     Групповая динамика непосредственно связана  со стадиями группового развития. Специалисты  выделяют четыре стадии развития группы, каждая из которых имеет свои особенности, определяя способность группы решать стоящие перед ней задачи. Таковыми являются:

  • Стадия формирования.
  • Стадия взрыва недовольства.
  • Стадия выработки групповых норм.
  • Стадия выполнения задания.

     Каждая  стадия характеризуется особенностью факторов, вызывающих доминирующее влияние  на поведение индивидов и развитие группы. К этим факторам относят  индивидуальные потребности, ожидания группы и потребности конкретного задания5.

     На  первой стадии группового развития пока еще разрозненные индивиды обмениваются идеями и другой информацией относительно того, что им предстоит сделать. Стадия формирования группы характеризуется доминированием индивидуальных мотивов поведения. Выявляя суть задания, свою роль в его выполнении и место в группе, члены группы ориентированы на личные потребности, они заинтересованы в прояснении системы положительного и отрицательного подкрепления их предстоящей деятельности. На этой стадии группа представляет собой конгломерат индивидов, которые по-разному относятся к факту необходимости участия в групповой деятельности. Одни понимают ее целесообразность, но испытывают отрицательные эмоции. Другие не в полной мере понимают цели и содержание групповой деятельности, но проявляют положительные эмоции и готовность участвовать в составе группы. Третьи никак не обозначают своего отношения и не испытывают каких-либо эмоций по этому поводу. Тем не менее, несмотря на все разнообразие отношений к группе и своему членству в ней, все индивиды испытывают потребность в конкретизации задания, своей роли в его выполнении, согласовании деятельности с другими членами группы и оформлении отношений лидерства. Потребность в лидерстве и руководстве становится общей для всех членов группы на первой стадии ее создания. Поэтому управленческий лидер на этой стадии должен:

     - обеспечить лидерство;

     - прояснить групповые цели и  задачи, роли членов группы, условия;

     - обеспечить положительное и отрицательное подкрепление;

     - обеспечить неформальную коммуникацию, обмен информацией.

     Стадия  взрыва недовольства, к сожалению, является обязательным элементом группового развития. Степень недовольства и  продолжительность этой стадии могут  варьироваться. Процесс обмена информацией между членами группы относительно их ожиданий и представлений по поводу групповой деятельности объективно характеризуется определенным несогласием друг с другом. Это несогласие обусловлено различиями в уровне профессионализма, личностных амбиций, индивидуальной силы и влияния, а также различиями в представлениях о цели задания и способах его выполнения. Индивидуальные представления членов группы относительно их роли и влияния, а также о характере групповой деятельности не сбываются. Мало того, усилия группы сконцентрированы на борьбе за власть и влияние в группе, а не на выполнении задания. Расхождение между индивидуальными ожиданиями и реальностью выражается в росте разочарования и недовольства членов группы результативностью ее деятельности и эффективности лидерства. Это недовольство выплескивается в претензиях к официальному руководителю, организатору группы, ее членам и сопровождается взаимными обвинениями. Неосознанное желание каждого избавить себя от персональной ответственности за отсутствие удовлетворенности групповым взаимодействием и результативностью деятельности приводит к поиску виноватого, так называемого «козла отпущения». Им и становится в глазах большинства членов группы групповой лидер. Его поведение и деятельность по установлению целей и задач, а также по управлению группой подвергаются критике. В этой ситуации, если лидер проявит неуверенность и, признавая законность критики, принимает обвинения в свой адрес, меняя тактику или задачи группы по выполнению задания, то он неизбежно теряет авторитет и влияние в группе. Одновременно происходит возврата группы к первой стадии своего развития. Если менеджер продолжает контролировать ситуацию, последовательно осуществляя воздействие на членов группы (дабы прояснить их индивидуальные роли и задачи, а также согласовать групповую деятельность), то постепенно атмосфера в коллективе начинает меняться по мере сближения мнений и проявления готовности членов группы к компромиссам. Конфликты и проявления индивидуальных мотивов подводят членов группы к пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная ответственность членов за конечный результат групповой деятельности. В этой ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе. Даже небольшой опыт работы позволяет менеджеру заметить различия подчиненных в проявлении склонности к определенному типу задания и реакции на усилия руководителя по контролю и обеспечению обратной связи. Специалисты выделяют два разных типа подчиненных:

     - подчиненных, ориентированных на  цель;

     - подчиненных, ориентированных на задание.

     Сотрудник, относящийся к первому типу подчиненного, предпочитает совместно с лидером  прояснить конечную цель, свои ресурсы  и возможности (полномочия и ответственность) и оставляет за собой право  самостоятельно доработать план мероприятий по выполнению задания. Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно изменяющейся среды и воспринимает себя как агента перемен. Подчиненный второго типа предпочитает получить от управленческого лидера детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения, описание ресурсов и т. д. Он комфортно ощущает себя в стабильной обстановке, при устоявшихся правилах и процедурах. Каждый тип подчиненного требует от менеджера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала любого сотрудника6.

     Если  менеджер не предпринимал специальных  мер по отбору персонала, отвечающего  определенным требованиям, то, скорее всего, в составе группы будут  представители обоих типов подчиненных. В данном случае эффективность менеджер и групповой работы будут определяться тем, в какой степени он способен обеспечивать лидерство всеми типами подчиненных. Ведь основная проблема менеджера – поддержание консенсуса и единства группы на основе общей цели и групповых ценностей.

 
 
 

     Глава 2. Актуальные проблемы подготовки менеджеров по персоналу.

     2.1. Этика и социальная ответственность менеджера по персоналу 

     Этика – это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению  к родине, обществу, государству, друг к другу.

     Этика включает набор принципов, позволяющих  оценить поведение человека или  группы людей как правильное или  неправильное. Применительно к менеджменту  это принципы нравственной оценки поведения  менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в поведении менеджера, а что – плохо, что может и должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона7.

     В отличие от нормативного поведения менеджера, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность менеджмента, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации.

     В качестве неэтичного менеджмента можно  привести следующие достаточно распространенные явления:

    • выбор в качестве целей организации заведомо аморальных ориентиров в надежде, что процесс их достижения будет вполне этичным («средства оправдывают цель»);
    • неэтичные методы достижения весьма благородных целей («цель оправдывает средства»).

     В ряде случаев этические нормы  соответствуют нормативным, что  облегчает их выполнение. Так обстоит  дело, например, с соблюдением законов (законопослушание этично).

     Аморальными и одновременно противоречащими  закону являются обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального  ущерба, злоупотребление служебным  положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение к работе, сознательное нарушение правил техники безопасности.

     В большинстве случаев этичное  поведение менеджера не регламентируется законодательно. Примерами нарушения  моральных норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но, тем не менее, недопустимого в менеджменте, могут служить8:

     – утаивание открытий и изобретений (если это выгодно фирме);

     – пренебрежение здоровьем и чувствами  персонала;

     – несоблюдение данного слова;

     – нарушение устной договоренности;

     – аморальное поведение в быту;

     – подбор кадров по принципу знакомства;

     – сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);

     – унижение подчиненных;

     – унижение перед начальниками;

     – отказ от принятых обязательств;

     – получение подарков от подчиненных, зависимых и заинтересованных людей;

     – раскрытие служебных и коммерческих секретов;

     – раскрытие источника информации, полученной доверительным путем;

     – невозвращение долга в срок.

     Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.

Информация о работе Актуальные проблемы подготовки менеджеров по персоналу