Административная школа управления Файоля

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

Крупнейшим теоретиком административной школы управления является французский ученый Анри Файоль (1841-1925). Файоль руководил компанией по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления. Джеймс Д. Муни работал в компании «Дженером Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова – применительно к работе всей организации. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.

Работа содержит 1 файл

Административная школа управления Файоля.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

     В отличии от представителей научной школы управления, представители административной (классической) школы управления (1920—1950) А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

     Крупнейшим  теоретиком административной школы  управления является французский ученый Анри Файоль (1841-1925). Файоль руководил компанией по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления. Джеймс Д. Муни работал в компании «Дженером Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова – применительно  к работе всей организации. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.

     А. Файоль неоднократно подчеркивал, что никаких противоречий между его теорией и концепциями Тейлора нет. Просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное.

     В работе «Общее и промышленное управление», вышедшей в свет в 1916 г., Файоль определяет функции, принципы и элементы управления.

     Управлять, по Файолю, означало вести предприятие  к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов.

     Заслуга Файоля заключается в том, что  он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

     По  мнению Файоля, администрирование включает 6 основных групп операций управленческой деятельности, которые имеют место на предприятиях:

     1. Операции технические (производство, изготовление и переработка продукта).

     2. Операции коммерческие (покупка,  продажа, обмен).

     3. Операции финансовые (привлечение  капиталов и управление ими).

     4. Операции страховые (защита имущества и личностей).

     5. Операции учетные (инвентарь,  расходы, доходы, статистика).

     6. Операции административные (планирование, организация, мотивация, контроль  и координация).

     Файоль  рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из 5 взаимосвязанных функций управления: планирование, организация, мотивация, координирование и контроль.

     Планирование – управленческая деятельность, которая совмещает в себе функции принятия решений, целеполагания, прогнозирования.

     Организация – управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом.

     Мотивация (стимулирование) – управленческая деятельность, процесс побуждения к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы воздействия стимулов, мотивов и от ожидаемых результатов.

     Координирование - достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве.

     Контроль – управленческая деятельность, направленная на выявление, исправление и предупреждение отклонений достигнутых результатов от намеченных установок, параметров, целей.

     Если  функции управления в большей  степени ориентированы на организационную  структуру, то принципы управления больше направлены на поведение людей. Принципы управления по Файолю - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Они конкретны и выражают нормы организационного поведения. А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

     1) разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;

     2) полномочия и ответственность. Право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия;

     Власть  у Файоля определяется, как право  командовать и возможность заставлять других подчиняться себе. Наибольшими  правами наделены руководители высшего звена. Они же, как правило, обладают самым большим объемам знаний компетенцией. Руководители среднего соответственно обладают меньше знаниями и властью. Таким образом, устанавливается прямая связь, свидетельствующая о рациональном устройстве всей организации. С властью и знаниями тесно связана ответственность. Будет справедливо, полагал Файоль, что чем больше власти и знаний, тем больше ответственности, и наоборот.

     3) дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций. При этом Файоль одним из самых действенных факторов воздействия на подчиненных считал личный пример начальника. Хороший пример начальника заставляет подчиненных ему подражать, плохой имеет отрицательные последствия.

     4) единоначалие. Каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения;

     5) единство действий. Группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели;

     6) вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;

     7) подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации;

     8) централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий. Файоль категорично и однозначно определил соотношение централизации и децентрализации. По его мнению, "все, что направлено на повышение значения и роли подчиненных - децентрализация, а что направлено на их снижение - централизация".

     9) скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Иначе ее можно охарактеризовать как должностную структуру, которая представляет собой путь достижения власти и каналы передачи информации.

       10) порядок. Рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте;

     11) справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия;

     12) стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;

     13) инициатива. Означает предоставление возможности проявления личной инициативы работникам;

     14) корпоративный дух. Сплочённость работников, гармония всех занятых на предприятии и единство в достижении цели - такова сущность этого принципа.

     Различие  между функциями и принципами в следующем. Функции - обязательные элементы управленческого процесса. Выпадение одного из  таких элементов  ведет  к нарушению всей технологии управления. Принципы же воплощают субъективный опыт руководителя, они не жестко связаны между собой, поэтому могут заменяться в зависимости от конкретной ситуации. То есть система функций является закрытой, совокупность принципов же всегда открыта, она обогащается за счет нового управленческого опыта.

     Разумеется, не все принципы одинаково важны, чего не скажешь о функциях. К  приоритетным Файоль относил два  принципа - единство командования и  единство руководства.

     Завершая  характеристику классической школы управления, следует отметить, что она многое сделала для научной организации труда в управлении. При этом основное внимание классической школы было направлено на изучение четырех главных элементов: разделения труда; изменения ступенчатости и управления; совершенствования структуры организации и определения возможных пределов управления. Однако при этом игнорировались социальные отношение в процессе производства и не уделялось должного внимания человеческому фактору.

     Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются  в практической деятельности.

Информация о работе Административная школа управления Файоля