Административная реформа и трансформация структуры органов государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Необходимость проведения данной реформы назрела уже давно. Она стала естественным продолжением перехода России от экономической системы, имевшейся в бывшем СССР, к системе, основанной на свободном движении капиталов – рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 - 5
Глава 1. Теоретико - методологические основы управления социально экономическим развитием муниципального образования
1.1 Понятие и сущность социально - экономического развития муниципального образования…………………………………………………6 - 14
1.2 Структура и порядок разработки концепции и стратегического плана социально - экономического развития муниципального образования……15 - 23
Глава 2. Комплексная программа - источник социально- экономического развития муниципального образования
2.1 Состав и структура комплексной программы социально - экономического развития муниципального образования……………………………………24 - 36
2.2 Программа социально - экономического развития города Ростова - на - Дону……………………………………………………………………………37 - 41
Заключение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

                                                                                                                      

на  тему: 

                       

«Административная реформа и трансформация  структуры органов государственного управления» 
 

      Выполнила студентка

      факультета  ГМУ 

                  группы 534 

   Срабионова

  Татьяна

      Асватуровна

                        Научный руководитель

                        к. истор. н

                  Касьянов  Василий Степанович 
                   
                   
                   
                   
                   

      г. Ростов-на-Дону

2009г. 

     Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

       Глава 1. Теоретические аспекты  современной административной реформы.

    1. Понятие, содержание и основные модели административной реформы…6
    2. Этапы проведения и реализация административной реформы в России…9
 

Глава 2. Структурные преобразования государственных  органов.

2.1 Эволюция структуры органов государственной власти Ростовской   области……………………………………………………………………………23

2.2 Анализ проведенных преобразований……………………………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Необходимость проведения данной реформы назрела уже давно. Она стала естественным продолжением перехода России от экономической системы, имевшейся в бывшем СССР, к системе, основанной на свободном движении капиталов – рыночной экономике.

  Само название - административная реформа - появилось в РФ в публичных документах лишь в 1997 году. Это не значит, что ранее в обществе и внутри системы власти не было осознания самой проблемы или тем более никакого движения для ее решения. Но именно в это время был разработан специальный документ, посвященный этому вопросу - Концепция административной реформы.

      Эффективная государственная власть  необходима для решения неотложных  социально-экономических проблем,  для повышения уровня и качества  жизни населения.

    В современном мире заметны тенденции  нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ним. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.

    Реформирование  управления - это не только и не столько  изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В то же время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости "потери" важных и необходимых обществу функций.

    Проводимые  преобразования должны способствовать сокращению административного давления на предпринимательские структуры, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство. Эффективность деятельности государства определяется не столько широтой охвата контролируемых им сфер, сколько реальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.

     Цель  курсовой работы: выявить значимость административной реформы, рассмотреть этапы её проведения и достигнутые результаты, а также показать изменения структуры органов государственного управления в РФ.

     Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

    1. Раскрыть сущность и содержание административной реформы;
    2. Рассмотреть этапы её проведения, некоторые итоги;
    3. Представить изменение структуры государственных органов РО.

      За  последние десятилетия наука  сделала огромный скачок вперед. Процесс  проведения административной реформы  находится в поле зрения ученых, авторов многих монографий, учебников и практических пособий, в частности в теоретических и методических работах Игнатова В. Г., Игнатовой Т. В., Комаровского В. С., Лескина В и ряда других.

      В качестве методологической основы при  выполнении работы нами была использована совокупность методов, таких как: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия и другие.

      Изучение  сущности административной реформы  необходимо для подготовки менеджеров и управляющих всех звеньев. Поэтому  данная тема заслуживает внимания и  требует дальнейшего исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические аспекты современной административной реформы.

1.1 Понятие, содержание и основные модели административной реформы.

     Административная  реформа – одно из ключевых направлений  реформирования системы государственного и муниципального управления современной России. Концепция административной реформы в РФ и План мероприятий по ее проведению в 2006-2010 годах одобрены Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 года. Концепция дает общие ориентиры работы субъектов РФ в этой сфере. Каждый регион вправе самостоятельно определять круг вопросов административной реформы на своей территории.

     Административная реформа - это комплекс мер, направленных на построение эффективной системы органов исполнительной власти на основе четкой регламентации их деятельности1.

     Под административной реформой в современной  политической литературе понимается изменение  системы государственного управления по трем аспектам:

    • перестройка системы политических институтов и государственных учреждений;
    • реорганизация государственной службы;
    • изменение характера отношений государственной системы управления к обществу и различным социальним крупам, входящим в него2.

     Сущностная характеристика административной реформы связана с повышением эффективности управления и поиском моделей взаимосвязи политической власти и гражданского общества, способных обеспечить диалог и консолидацию управляющих и управляемых на принципах социальной ответственности за будущее страны. Информационная инфраструктура выступает каркасом реформируемой системы управления и активно влияет на состояние как субъекта, так и объекта управления, реализацию ими основных функций, выбор форм и методов взаимодействия. Административная реформа является общей и объективной потребностью всех субъектов политической жизни России. Она направлена на коренное социальное преобразование всех сфер, а ее основной вектор - создание гражданского общества и правового государства.

     Можно выделить три основные модели административной реформы, которые сложились в  последнее двадцатилетие. Это модель ускоренного, догоняющего развития. Модель конституционной демократии. Активистская модель, ориентированная на сознательное участие в процессе преобразования властных структур интеллигенции посвященной бюрократии. Модель ускоренного, догоняющего развития была предложена правительством Е. Гайдара и ориентирована на западную либеральную систему государственного управления, в которой максимально минимизирована роль государства в экономике и социальной политике. Эта модель, не успев реализоваться, потерпела крах. Модель конституционной демократии была использована в конце 1990-х гг. после принятия Конституции РФ3.

     Административные  реформы пока не завершились ни в  одной стране. Более того, есть убедительные аргументы в пользу того, что административные реформы превращаются в постоянный элемент государственного управления в условиях нестабильного постиндустриального общества4.

     В Российской Федерации в качестве основных целей преобразования в  области государственного управления были определены: экономия затрат, повышение  эффективности деятельности властных структур, рост качества предоставляемых  государством услуг, усиление контроля над бюрократией со стороны политиков. Реформирование системы государственного управления является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны5.

     Предполагается  формирование новых отношений между  государством и гражданским обществом, связи государства с общественностью и гражданский контроль за деятельностью администрации. Все это, по мнению разработчиков реформы, позволит улучшить качество предоставляемых государственных услуг, повысит доверие населения к правительству, поможет покончить с неэффективностью крупного централизованного бюрократического аппарата и иерархизацией властных структур6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Этапы проведения и реализация административной реформы в России.

      Российская  исполнительная власть, её структура и функции в 90-х годах подвергались многочисленным изменениям, – частным, не всегда попадавшим в центр общественного внимания, но весьма ощутимым для рядовых работников соответствующих органов. Начало действительно радикальных перемен в этой сфере обозначил Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», который стал результатом как неудовлетворительной оценки деятельности исполнительной власти в  90-х годах, так и нового вертикально-ориентированного курса внутренней политики страны. Сложность задач административной реформы, значительная инерционность аппарата государственного управления, а также необходимость экспериментальной (пилотной) отработки ряда наиболее ответственных нововведений определили проведение этой реформы в несколько этапов. Первый из них должен был выполнить задания вышеприведенного Указа Президента РФ в 2003-2004 гг., но практически был продлен и на 2005 год.

      Начало  полномасштабной административной реформы в России обосновывалось доводами о низкой эффективности действующей исполнительной власти. Идеология проведения реформы в 2003-2004 гг. стала своеобразной реакцией на послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2003 год, в котором недостаточная эффективность государственного аппарата и несоответствие количества его полномочий качеству власти назывались «основным препятствием на пути экономических реформ». В связи с этим приоритетными задачами развития государственного управления были объявлены значительное сокращение функций органов исполнительной власти, изменение их системы и структуры, совершенствование административных процедур и судебных механизмов разрешения споров между властью и обществом.

      Вполне  естественно, что главной целью  первого этапа административной реформы стало, прежде всего, преодоление вышеуказанных недостатков. Достижение этой цели, естественно, предполагалось в ранее рассмотренной идеологической схеме либерально-рыночных отношений и вполне закономерно в уже упомянутом Указе Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» называлось следующие пять главных задач административной реформы: (1) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; (2) исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; (3) развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; (4) организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; (5) завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Решение указанных задач было возложено на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451.

Информация о работе Административная реформа и трансформация структуры органов государственного управления