Адаптация в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.

Содержание

Введение…………………………………………………………...3

1. Понятие адаптации ……………………………………………………...4
1.1Цели адаптации и обоснование ее необходимости…………..4
1.2Виды адаптации ………………………………………………..5
1.3Связь понятий «адаптация» и «профориентация»…………...8
1.4Этапы адаптации……………………………………………….9
2. Организация эффективного управления адаптацией………………...10
2.1Цели и задачи системы управления адаптацией…………….11
2.2Функции и направления деятельности подразделений…… ..12
2.3Программы адаптации………………………………………...16
2.4Оценка состояния работы по адаптации……………………..19
3. Опыт профориентации и адаптации………………………………….. 21
3.1Зарубежный опыт……………………………………………...21
3.2Российский опыт………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………..... 28
Список литературы………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая адаптация в орг-ии.docx

— 263.48 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………...3

 

1. Понятие адаптации ……………………………………………………...4

1.1Цели адаптации и обоснование ее необходимости…………..4

1.2Виды адаптации ………………………………………………..5

1.3Связь понятий «адаптация» и «профориентация»…………...8

1.4Этапы адаптации……………………………………………….9

2. Организация эффективного управления адаптацией………………...10

2.1Цели и задачи системы управления адаптацией…………….11

2.2Функции и направления деятельности подразделений…… ..12

2.3Программы адаптации………………………………………...16

2.4Оценка состояния работы по адаптации……………………..19

3. Опыт профориентации и адаптации………………………………….. 21 

3.1Зарубежный опыт……………………………………………...21

3.2Российский опыт………………………………………………23

 Заключение……………………………………………………………..... 28

Список литературы………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Адаптация персонала на рабочем  месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.

Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается

значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение адаптации  как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.

Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение таких  явлений, как адаптация, профориентация, введение в должность; детальный разбор системы эффективного управления адаптацией в организации; анализ зарубежного опыта и попытка дать характеристику положению вещей в области управления адаптацией в России и в Санкт-Петербурге.

Большое внимание уделено  рассмотрению различных точек зрения и подходов к вышеперечисленным явлениям, для чего использованы учебные материалы и статьи по управлению персоналом. Надо отметить, что нехватка российского опыта в проблеме адаптации отражается и в недостаточности материалов, авторы которых глубоко изучают адаптационные процессы. В некоторых учебных пособиях они вообще не рассматриваются. По этой причине в подготовке работы автор обращался к такому источнику, как данные компьютерной сети Интернет.

Кроме того, данные из Интернет использованы при составлении практической части — анализа работы кадровых служб Санкт-Петербурга в области профориентации и адаптации персонала.

    

     

 

 

 

1. Понятие адаптации

  1.1.Цели адаптации и обоснование ее необходимости

 

Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и

дорогостоящий процесс —  к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него  значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев.

Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на

работу покидает организацию  именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам. Зачастую "новичок" приходит на предприятие, а его рабочее место не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют право выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе.

"Опыт" такого рода  может зачастую объяснять высокую  текучесть кадров в первые недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к организации прямо с первого дня работы. Если новые сотрудники предоставляются самим себе, то организация не может влиять на то, что они случайно узнают, и потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и преданность традициям фирмы.

Облегчить вхождение новых  сотрудников в организацию призваны процедуры адаптации.

В самом общем виде адаптация  — «процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды». Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная — включает и технические, и биологические, и социальные

аспекты. С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.

Можно привести определение  адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях»

Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:

·    уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает

свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

·    снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

·    сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя

неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это

увольнением;

·    экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по

программе работа помогает экономить время каждого из них;

·    развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Кроме того, способы включения  новых сотрудников в жизнь  организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о том, как организован в его  подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

    

1.2 Виды адаптации

Суммировав высказывания различных авторов и вычленив главное, можно

осуществить классификацию  адаптации по следующим критериям:

1.      По отношениям субъект-объект:

·    активная — когда индивид стремится воздействовать на

среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы

взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);

·    пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

2.      По воздействию на работника:

·    прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;

·    регрессивная — пассивная адаптации к среде с

отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

3.      По уровню:

·    первичная — когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;

·    вторичная — при последующей смене работы.

Автор статьи «Методы адаптации  персонала» В.Волина выделяет также  еще два вида адаптации:

·    адаптация работника в новой должности;

·    адаптация работника к понижению в должности;

В этой же статье есть упоминание о т.н. адаптации после увольнения

. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний — около 60% — не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации.

4.      По направлениям:

·    производственная;

·    непроизводственная.

Последний критерий классификации  является определяющим для более широкой подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы, приведенной у Кибанова. Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации:

     Профессиональная адаптация заключается в активном освоении

профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и  разнообразия

деятельности, интереса к  ней, содержания труда, влияния профессиональной

среды, индивидуально-психологических свойств личности.

                             

                                                                            

     Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п ).

Психофизиологическая адаптация  особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.

Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном  пособии Веснина.

     Социально-психологическая адаптация человека к производственной

деятельности — адаптация  к ближайшему социальному окружению  в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

Она может быть связана  с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

Сущность остальных форм адаптации понятна из названий.

    

1.3Связь понятий «адаптация» и «профориентация»

Имеется множество определений  понятия «адаптация», равно как  и понятий

«профориентация» и «введение  в должность». Зачастую эти определения

пересекаются и разные авторы называют различными терминами  схожие процессы.

Например, автор учебного пособия «Практический менеджмент персонала» В.Р. Веснин главу об адаптации персонала начинает с определения понятия «введение в должность», полагая, что именно с этого процесса начинается деятельность нового сотрудника в организации. Веснин рассматривает введение в должность в качестве первой ступени задействования, которое, в свою очередь, является элементом процесса расстановки кадров — «обоснованного и экономически целесообразного распределения персонала по структурным подразделениям и должностям в соответствии с потребностями организации, интересами, опытом и деловыми качествами самих людей». Само же введение в должность Веснин определяет как «совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими».

Введение в должность  Веснин разделяет на индивидуальное (когда непосредственный руководитель персонально знакомит работника с коллективом и его будущей должностью) и групповое, причем последнее называет «профессиональной ориентацией». Профориентацию он рассматривает как вынужденную меру, которая необходима в случае одновременного прихода в организацию большого числа новых сотрудников, и ответственность за которую лежит на кадровом отделе. Ориентация, по Веснину, бывает общей (информирование об организации в целом) или специальной (об отдельном подразделении).

Наконец, собственно адаптацию  Веснин рассматривает как следующую  за введением в должность ступень задействования новых кадров, определяя этот процесс как «приспособление к содержанию и условиям труда, социальной среде». В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями; усвоение стереотипов поведения; ассимиляция — полное приспособление к среде и, наконец, идентификация — отожествление личных интересов и целей с общими. Другой автор, Кибанов, также разделяет профориентацию и адаптацию. При этом

адаптацию он считает элементом  профориентации, определяя последнюю  как 

«систему мер  по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям». То есть, согласно Кибанову, профориентация — процесс, предшествующий непосредственному вступлению сотрудника в организацию и обретению им новой должности. Обучение, воспитание, подготовку персонала он также относит к этому процессу. Адаптация же, как взаимное приспособление работника и организации, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда, рассматривается Кибановым в качестве процесса уже непосредственно внутри организации.

Информация о работе Адаптация в организации