Адаптация работника в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:14, доклад

Описание работы

Цели адаптации персонала:
уменьшение стартовых издержек,(так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат);
снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;
сокращение текучести рабочей силы,( так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением);
экономия времени руководителя и сотрудников, (так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них);
развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Работа содержит 1 файл

адаптация работника в организации.сроки адаптации и адаптационные технологии (Автосохраненный).docx

— 21.48 Кб (Скачать)

    Основой любой современной организации, безусловно, являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит в первую очередь от того, насколько эффективно проводится работа по отбору персонала. Но даже лучшая система подбора не способна обеспечить должный результат, если не уделить достаточно внимания вопросу адаптации новых сотрудников.

 

  Трудовая адаптация персонала — взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.

    В условиях функционирования рынка труда возрастает роль адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций.

   Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.

   Цели адаптации персонала:

  1. уменьшение стартовых издержек,(так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат);
  2. снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;
  3. сокращение текучести рабочей силы,( так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением);
  4. экономия времени руководителя и сотрудников, (так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них);
  5. развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Задачи подразделения  или специалиста по управлению адаптацией:

  1. организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
  2. проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
  3. прохождение интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность;
  4. прохождение специальных курсов подготовки наставников;
  5. использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
  6. выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
  7. подготовка замены при ротации кадров;
  8. проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

 

Процесс адаптации  персонала

 

   Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации.

 

   Для руководителя информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

 

Формы адаптации  персонала

 

Различают следующие формы  адаптации:

 

Социальная адаптация — это процесс вживания индивида в социальную среду и превращение ее в сферу его деятельности, что предполагает следующие этапы:

  • внедрение в среду;
  • принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;
  • активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов.

Производственная  адаптация — процесс включения работника в новую для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между работником и производственной средой.

Профессиональная  адаптация характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.

Психофизиологическая  адаптация — приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.

Социально-психологическая  адаптация — одновременно с освоением условий труда работник вступает в процесс социально-психологической адаптации к коллективу организации.

Организационная адаптация — сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в производственном процессе.

Экономическая адаптация. Каждая профессия отличается особыми способами материального стимулирования, а заработная плата связана с его условиями и организацией. Объектом экономической адаптации является уровень заработной платы и, что стало актуальным в последнее время, своевременность ее выплаты.

 

Виды адаптации  персонала

Выделяют два вида адаптации:

Первичная адаптация — приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений).

Вторичная адаптация — приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителя).

 

Адаптационный период можно  условно разбить на три стадии:

Стадия ознакомления

  На этой стадии новый специалист узнает цели и задачи организации, микроклимат среды, сопоставляет их со своими целями, ожиданиями и представлениями о данной организации. По окончании этой стадии работник должен четко представлять — подходит ему данная организация и рабочее место или он ошибся.

  Администрация в свою очередь проводит следующую работу по отношению к новому сотруднику:

  • окончательно подтверждает правильность решения о зачислении сотрудника в штат;
  • обеспечивает скорейший переход специалиста в режим полноценного исполнения возложенных на него функций;
  • выявляет потенциальные возможности работника;
  • окончательно определяет профессиональные категории нового сотрудника и последующего индивидуального развития в процессе дальнейшей работы.

  Все вышеназванные вопросы должны быть разрешены во время испытательного срока или стажировки нового сотрудника.

 

Стадия приспособления

Период адаптации сотрудника может охватывать период от одного месяца до одного года. Конкретная его  продолжительность прямо зависит  от помощи, которую ему оказывают  непосредственный руководитель, служба персонала, коллеги и подчиненные. В этот период новичок должен «вписаться»  в коллектив.

 

Стадия ассимиляции

В этот период работник проходит этап полного приспособления, полностью  справляется со своими должностными обязанностями, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива.

 

   Эффективная адаптация выступает мотивирующим фактором для сотрудника. Если адаптация сотрудника лишена всех результативных показателей, указанных выше, компания и сам сотрудник несут значительные потери и неудобства. Скорее всего, спустя некоторое время неадаптированного сотрудника придется уволить и снова искать человека.

 

   Информация о том, как организован в подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать руководителю о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

При правильно организованной адаптации сотрудник быстрее  включается в новую социальную группу, снижается уровень тревожности, его ресурсы в основном направляются на создание продукта деятельности, а  не на восполнение недостающей информации и переживание обособленности в  коллективе. Следовательно, эффективная  адаптация выступает мотивирующим фактором для сотрудника;

   Забота организации о сотруднике, инициатива в помощи ему вызывает стремление принадлежать к данной социальной группе и осуществлять свои вклады в ее деятельность;

   Профессиональная адаптация может быть рассмотрена как:

  • критерий успешности кадровой политики организации;
  • одна из важнейших технологий управления персоналом;
  • неотъемлемый элемент корпоративной культуры организации;
  • аспект, непосредственно влияющий на мотивацию и лояльность сотрудника и желание его в дальнейшем работать именно в этой организации;

 

  Организациям социальной сферы систематическая реализация мероприятий по адаптации позволит выйти на качественно новый уровень развития, повысить профессионализм в работе по управлению персоналом.

 

   В рамках осуществления государственной политики, направленной на развитие социальной сферы, нужно уделять приоритетное внимание персоналу социальных организаций, поскольку без квалифицированных кадров эта работа немыслима.


Информация о работе Адаптация работника в организации