А. Файоль и административная школа управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 09:46, реферат

Описание работы

Классическая школа представила первый систематизированный подход к управленческой мысли. Примечательно, что ее усилия были направлены на поиск путей хорошего выполнения работы каждым служащим. Согласно точке зрения, изложенной А. Смитом, люди склонны избирать курс действий, который максимально удовлетворяет их личные экономические цели, поэтому финансовые инициативы доминируют в классической школе. Исследователи согласились с практиками в признании эмоциональной стороны человеческого поведения и в принятии того, что это может быть контролируемо через логическую структуру работ и рабочие графики.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

   Управление  людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

  • установление программы действий; определение задач, целей, потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;
  • наблюдение за выполнением программы;
  • осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;
  • правильный подбор административного аппарата;
  • точное определение функций;
  • согласование усилий для выполнения намеченной работы;
  • ясное, отчетливое и точное формулирование решений;
  • поощрение ответственности и инициативы;
  • справедливое вознаграждение за труд;
  • предупреждение ошибок и недоразумений;
  • обязательное соблюдение дисциплины;
  • подчинение личных интересов интересам предприятия;
  • единство распорядительства;
  • всеобщий контроль;
  • борьба с злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т. д.

   Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени.

   Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

   Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.

   По  Файолю, руководитель, исполняющий  функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

  • знать в совершенстве подчиненных ему работников;
  • увольнять неспособных работников;
  • хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;
  • подавать положительный пример;
  • производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;
  • проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;
  • стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;
  • не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

   Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потреблением – с другой.

   Управление  предприятием через функцию координирования  призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

   Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

   Таким образом, главный вклад Файоля в  теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как  универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления: предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.

   А. Файоль отмечал, что никаких возражений не вызывает включение в область  управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительство», которую можно изучать и отдельно. Включение распорядительства в перечень основных функций управления он объяснял следующими причинами:

  • С распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления.
  • Тождественность принципов управления и принципов распорядительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.

   На  основе выделения основных функций  в 1923 г. Файоль дал определение понятию  «управление». [5]

   Управлять – означает предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть – учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – заставлять персонал надлежащим образом работать; координировать – связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать – заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям. [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Принципы управления А. Файоля

   А. Файоль рассматривал предприятие как  замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т.д.

   Файоль  сформулировал 14 принципов управления:

  • Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работ, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией. Этот принцип может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.
  • Полномочия и ответственность. Полномочия – это право распоряжаться ресурсами предприятия, а также право направлять усилия сотрудников на выполнения порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение. Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.
  • Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции. Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.
  • Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя. Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в противоречие с рекомендациями Тейлора, который считал, что работники могут подчиняться разным функциональным руководителям.
  • Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал: «один руководитель и единый клан для совокупности операций, имеющих общую цель».
  • Подчиненность личных (индивидуальных) интересов – общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах – задачей руководителя является их примирение.
  • Вознаграждение персонала, т.е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.
  • Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которой зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Небольшие предприятия имеют высокую степень централизации, а крупные – меньшую. Выбор правильного соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших результатов.
  • Склярная цепь (иерархия). Склярная цепь – это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низового звена). Склярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать. Рациональная структура управления организацией требует наличия на ряду и иерархией горизонтальных связей.
  • Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место – для всего и все на своем месте».
  • Справедливость. Справедливость – это сочетания доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность фирме и старается трудиться с полной отдачей.
  • Стабильность рабочего места для персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.
  • Инициатива – проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».
  • Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях. [ 4]

   Различие  между функциями и принципами управления в следующем. Функции - обязательные элементы управленческого процесса. Выпадение одного из  таких элементов ведет  к нарушению всей технологии управления. Они четко выверены,  структурированы и являются частью «науки администрирования».  Напротив, принципы воплощают субъективный опыт руководителя, его философию, они не жестко связаны между собой, поэтому могут заменяться в зависимости от конкретной ситуации. Привязка к ситуации также не является жестко детерминированной. В противоположность закрытой системе функций, совокупность принципов всегда открыта, она обогащается за счет нового управленческого опыта. Принципы составляют особый раздел - «искусство администрирования».

   Разумеется, не все принципы одинаково важны, чего не скажешь о функциях. Есть более важные и менее важные принципы. К приоритетным Файоль относил два принципа - единство командования и единство руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Нарушение этого принципа приводит к неправильному разграничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора, Файоль отрицает необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководством, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

   Особое  внимание Файоль уделил составлению  прогноза и плана. Он указал на необходимость  краткосрочного и долгосрочного  планирования каждой организации, а  также на необходимость планирования в национальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.

   Предложенная  А. Файолем классификация принципов  управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал  универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства, и считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

   Заслугой  Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается  в большей или меньшей степени  в знании принципов административной деятельности.

   Таковы  основные положения административной школы Файоля. Главным в ней  Файоль считал сам метод анализа  и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу  подготовки руководящих кадров, решительно выступая против существующей системы, опирающейся на инженерные дисциплины. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управленческих работников может быть достигнуто по мере продвижения их по служебной лестнице.

   Файоль  ставил задачу – научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование». [5]

                           Роль менеджера в теории А. Файоля

   Особое  внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень качеств, в число которых вошли:

   1. Физические качества: здоровье, сила, ловкость.

   2. Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума.

   3. Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства.

   4. Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции.

   5. Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции — будь то технической, будь то коммерческой, будь то финансовой, будь то административной и т. д.

   6. Опыт: знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично извлеченных из фактов. [6] 

   Особого внимания заслуживают советы А. Файоля молодым управляющим (менеджерам):

  • дополняйте свои технические знания «умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и контролировать». «Вас будут судить не по вашим знаниям, а по вашим действиям»;
  • получайте «необходимые ценные дополнения к вашему образованию» общением с руководителями;
  • при общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Всесторонне изучайте поведение, характер, сноровку и даже личную жизнь рабочих;
  • при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;
  • при оценке окружающих вас людей соблюдайте должную сдержанность и меру, не допускайте необоснованной и недоброжелательной критики;
  • постоянно пополняйте свои знания и не отставайте от достижений современного общества.

Информация о работе А. Файоль и административная школа управления