7 методах управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:39, реферат

Описание работы

Прямые методы это безусловное исполнение, согласно регламентам, положениям , безо всякой свободы выбора исполнителя, все предельно точно и четко.
Косвенные методы это воздействие при помощи определенных рычагов, которые заинтересовывают лично исполнителя в достижении поставленной перед ним задачи.

Работа содержит 1 файл

OLEEEEEE.docx

— 29.52 Кб (Скачать)

Особый интерес вызывает вопрос о приемах и методах  воздействия, позволяющих осуществить  перевод требований внешней среды  на уровень внутренних регуляторов.

Ориентирующая ситуация. Суть этого метода заключается в том, что создаются условия, при которых подчиненные начинают сами, без принуждения и напоминания, действовать согласно логике спроектированных обстоятельств. Другими словами, человек сам выбирает способ поведения, но его выбор сознательно направляется руководителем организующем соответствующие условия.

 

ВОПР 33

 

 

Содержательные компоненты процесса взаимодействия. Эффективность взаимодействия зависит от реализации ряда условий и правил. Говоря об условиях эффективного взаимодействия в управленческом общении,необходимо, прежде всего, раскрыть содержательные компоненты процесса взаимодействия. К основным из них необходимо отнести дистанцию и позицию в общении. Большое значение имеют также время, место, ситуация, стиль и тон общения и др.

Дистанция в общении. До недавнего времени мы много говорили о том, как животные устанавливают свою сферу обитания и охраняют ее. Но оказалось, что и у человека есть свои охранные зоны и территории. Если мы их будем знать, то сможем обогатить наши представления о своем поведении и поведении других; сможем прогнозировать реакцию нашего подчиненного в процессе управленческого общения. На основе многочисленных исследований психологи пришли к ряду важных выводов.

1) Физическое тело не  только большинства животных, но  и человека окружено определенной  пространственной зоной, которую  они считают своей собственной  личной территорией.

2) Размеры личной пространственной  территории социально и национально  обусловлены (у южных народов  и в городских условиях эта  территория меньше, у народностей  средней и северной полосы  и в сельской местности она больше).

3) Личная пространственная  территория человека имеет ряд  зон, в которых и осуществляется  общение в зависимости от характера  данного акта общения:

а) интимная зона (от 15 до 45 см от тела человека). Из всех зон эта самая главная. Разрешается в нее проникать только тем, с кем человек находится в тесном эмоциональном контакте (супруги, дети, родители, близкие друзья и родственники и др.). В этой зоне имеется еще сверхинтимная подзона (до 15 см), в которую можно проникнуть только посредством физического контакта;

б) личная зона (от 45 до 120 см). В пределах этой зоны осуществляется общение между приятелями и знакомыми в условиях каждого дня;

в) социальная зона (от 120 до 360 см). Это общение людей в строгом соответствии с их социальной ролью, когда в общении желают подчеркнуть социальный статус общающихся. По сути дела, в этой зоне беседуют скорее не личность с личностью, а должность с должностью. В этой зоне мы также общаемся с незнакомыми людьми и с теми, кого мы не очень хорошо знаем;

г) публичная зона (более 360 см). Как правило, в этой зоне ведется общение с большой группой людей, когда мы хотим к ней обратиться.

4) Человек с трудом  терпит вторжение постороннего  в социальную и личную зону, а вторжение в интимную вызывает  неуместные в данный момент  физиологические реакции и способствует  стрессу (сердце начинает биться  чаще, происходит выброс адреналина  в кровь, она приливает к  мозгу и мышцам как сигнал  физической готовности к бою,  к отпору).

5) Современная городская  жизнь принесла с собой ряд  исключений из этих правил. В  условиях невозможности обеспечения  всем общающимся необходимых  зон люди договорились сознательно  нарушать эти зоны на занятиях  в учебных заведениях, в местах  массовых скоплений людей (на  стадионе, в киноконцертном зале, в общественном транспорте и  др.). Это не значит, что в этих  условиях человек не испытывает  дискомфорта, но он научился  внешне это не выражать. Для  того чтобы не усиливать этот  дискомфорт, рекомендуется не смотреть  в упор на соседа, не выражать  на лице сильных эмоций и  оставаться беспристрастным, не  разговаривать даже со знакомыми,  быть сдержанным в движениях.

Сделаем ряд практических выводов для ситуаций управленческого общения:

* во-первых, если вы хотите, чтобы подчиненные чувствовали себя при общении с вами комфортно, то держите дистанцию;

* во-вторых, при выборе  дистанции в разговоре учитывайте  национальные и социальные особенности  собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние  собеседника и др.

Позиция в общении. Эффективность взаимодействия в процессе управленческого общения связана с теми позициями, которые занимают общающиеся. Удачной попыткой оказания помощи в выборе рациональных позиций в общении является теория трансактного анализа, предложенного американским психиатром Э. Берном (трансакция — это единица общения, это действие (акция), направленное на другого человека).

Концепция Берна была создана  в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим  проблемы в общении. Наблюдая поведение  людей, он обратил внимание на тот  факт, что один и тот же человек  прямо на глазах может измениться. При этом меняются одновременно выражение лица, речевые обороты, жесты, поза и т.п.

Этот человек то ведет  себя как взрослый, то резвится как  ребенок, то копирует поведение своих  родителей. Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия в ее структуре трех состояний «Я» («родитель», «взрослый» и «ребенок»), обусловливающих  характер общения между людьми. Каждое из этих состояний, в свою очередь, обнаруживается в той или иной позиции в общении и предполагает определенные алгоритмы, модели поведения.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться  так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обусловливает  нарушение общения и переживается человеком как внутреннее напряжение.

Каждое из состояний  «Я» выполняет определенные функции  и вследствие этого является жизненно необходимым. Для оптимального функционирования личности, для эффективного взаимодействия с окружающими, с точки зрения трансактного анализа, в личности должны быть гармонично представлены в зависимости от ситуации общения, все три состояния «Я». Таким образом, все состояния «Я» хороши, правильны, необходимы и выполняют определенные функции. Вопрос заключается в том, когда и какое состояние «Я» активно, когда и для каких целей его использовать.

Каждый из общающихся занимает какую-то одну из трех позиций в общении. Трансакции исходят из определенного  состояния «Я» одного партнера по общению и направлены к определенному  состоянию «Я» другого партнера. Они являются открыто проявляющимся  аспектом социальных связей индивида. Одни трансакции приводят к оптимальному взаимодействию, другие, наоборот, к  конфликту.

Почему же это происходит? Во многом процесс взаимодействия в  общении зависит от адекватности ситуации общения выбираемых состояний, позиций и трансакций.

Сделаем важный вывод для  различных ситуаций управленческого  общения: взаимодействие между людьми только тогда будет гармоничным и эффективным, когда между ними будут установлены параллельные трансакции. Пока между руководителем и подчиненными не установлены такие трансакции, ему очень сложно будет добиться взаимопонимания.

Руководитель, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выбирает себе и собеседнику  определенное состояние «Я». Эти  три «Я» сопровождают нас всю  жизнь. Зрелый руководитель умело использует разные формы поведения. Главное, они  должны быть уместны и адекватны  конкретной ситуации общения. Самоконтроль и гибкость помогают руководителю вовремя  вернуться во «взрослое» состояние.


Информация о работе 7 методах управления персоналом