Закупочная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение сущности направления совершенствования управления закупками.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
Изучить сущность и содержание закупочной логистики.
Рассмотреть этапы процесса закупки и выбора поставщика.
Рассмотреть направления совершенствования управления закупками.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты закупочной логистики……………………....……5
1.1. Сущность и содержание закупочной логистики……………………..5
1.2. Этапы процесса закупки и выбора поставщика……………………..8
1.3. Направления совершенствования управления закупками (по видам материально-технических ресурсов) 10
2.Практическое задание…………………………............……..……………..14
Заключение…..………………………………………………….
Список использованной литературы………………..………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по логистики 4 курс.doc

— 984.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты  закупочной логистики……………………....……5

1.1. Сущность и содержание закупочной логистики……………………..5

1.2. Этапы процесса закупки и выбора поставщика……………………..8

1.3. Направления совершенствования управления закупками (по видам материально-технических ресурсов)………………………………….….10

2.Практическое задание…………………………............……..……………..14

Заключение…..………………………………………………….

Список использованной литературы………………..………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для успешной работы торговых предприятий в условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации в нашей стране необходимо, прежде всего, грамотное ведение оперативного торгового учета, позволяющее быстро ориентироваться в сложных рыночных ситуациях и принимать обоснованные управленческие решения, снижающие коммерческий риск. Естественно, что принятие подобных решений невозможно без достоверных сведений о состоянии и движении товарных запасов. Важно, чтобы на предприятии всегда поддерживался определенный ассортимент, и чтобы покупатель всегда имел возможность приобрести нужный товар. Если товар заканчивается, необходимо, чтобы его запас вовремя пополнялся. 
В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение.

Опыт логистической деятельности отечественных предприятий весьма ограничен. На многих предприятиях только начинают действовать, а на некоторых организовываться логистические службы. На основе опыта западных стран в России формируется свой тип логистики. 
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему.

Актуальность исследования обусловлена тем, что, являясь составной частью системы управления предприятием, подсистема управления закупками влияет на эффективность конечных результатов деятельности предприятия.

Цель данной курсовой работы является изучение сущности направления совершенствования управления закупками.

Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:

    1. Изучить сущность и содержание закупочной логистики.
    2. Рассмотреть этапы процесса закупки и выбора поставщика.
    3. Рассмотреть направления совершенствования управления закупками.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

В первом разделе рассматривается  теоретические аспекты закупочной логистики.

Во втором разделе проводится решение  практических заданий на темы «Задача на выбор поставщика», «Транспортная логистика», «Логистика запасов».

Анализ опубликованных источников свидетельствует о том, что в  этой области создана теоретическая  база, сформулирован круг идей, подходов к осмыслению данной проблемы.

Теоретической основой для написания работы послужила научная, учебная и специальная литература по логистике, статьи журналов и газет, сведения на сайтах в Интернете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты закупочной логистики

1.1. Сущность и содержание закупочной логистики

Закупочная логистика  – это управление материальными  потоками в процессе обеспечения  предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и  временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления [1, c.43].

Материально-техническое  обеспечение – звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в  промышленном производстве и/или эксплуатации производственных или непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами (материалами, энергией, комплектующими, запасными частями и т. п.).

Закупочная логистика  является одной из основных логистических  подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Появление термина «закупочная логистика» не случайно.

За рубежом сфера  деятельности по обеспечению компании (фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing / procurement – закупки / управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением), на предприятиях оптовой торговли – товароснабжением. Однако в последние годы эту область стали определять как закупочную логистику [4, c.74].

Это связано с тем, что в настоящее время изменился  характер материально-технического обеспечения предприятий: от жестко централизованного, фондируемого снабжения к свободной оптовой торговле ресурсами. Многим производственным предприятиям приходится работать на ресурсно-товарных рынках в условиях нестабильной конкурентной среды, для которой характерны: неравномерная насыщенность рынка товарами вследствие промышленного спада, перепрофилирования многих производственных предприятий, традиционной для отдельных отраслей российской экономики высокой степени монополизации производства; ограниченность информации о ресурсно-товарном рынке; низкая контрактная дисциплина производителей и поставщиков товаров производственного назначения и др.

В зарубежной логистической  науке и практике также нет  единого подхода к терминологии исследуемой области. В частности, Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс указывают: снабжение включает закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады промышленных и торговых предприятий или в розничные магазины. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секторе – снабжением, в розничной торговле и складской хозяйстве – покупками. Часто этот же процесс определяют как «логистика на входе» или «внутренняя логистика»[ 2, c.45].

Стандартное определение  общих целей функции закупок  таково, что компания должна получать необходимое по качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.

В соответствии с этим можно выделить:

1. Необходимость обеспечения  непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы компании. Дефицит сырья и комплектующих может привести к остановке производства и соответственно к большим накладным расходам – росту эксплуатационных затрат в связи с постоянными расходами и неспособностью удовлетворять требования клиентов к срокам доставки продукции.

2.Сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов  к минимуму. Одним из путей  обеспечения непрерывного потока  материальных ресурсов и готовой  продукции является создание и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагают использование капитала, который нельзя еще куда-либо инвестировать. Ежегодно стоимость текущего запаса может составлять 20–50 % общей стоимости активов.

3.Поддержание и повышение качества. Производство продукции или предоставление услуг должно отвечать принятым требованиям, что ведет к росту производственных расходов до значительного уровня.

4.Поиск компетентных  и надежных поставщиков. Успех  функции закупок зависит от способности находить поставщиков и развивать отношения с ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную деятельность.

5.Приобретение по возможности  многофункциональных товаров. Если в процессе закупки можно приобрести одно изделие, которое выполнит функцию, ранее выполняемую двумя-тремя изделиями, компания получит преимущество за счет: первоначальной низкой стоимости, образующейся из скидки на изделия; более низкой стоимости инвестиций в запас без ухудшения обслуживания; более низкой стоимости обучения персонала и расходов, связанных с содержанием оборудования в ходе его эксплуатации, а также повышение конкуренции среди поставщиков [11,c.85].

6.Соблюдение принципа  «цена–качество» в процессе закупки. Деятельность по закупке предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому необходимы товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса.

7.Повышение конкурентоспособности.  Компания будет конкурентоспособной,  если сможет контролировать все  расходы, связанные с закупками,  и временные параметры с тем,  чтобы избежать неприбыльной  деятельности, либо деятельности, требующей  дополнительного времени, и т. д. Для этого необходима оптимизация размеров затрат, изменения в программе дистрибьюции, внедрение достижений технического прогресса и т. п.

8. Достижение гармоничных  отношений, эффективного сотрудничества  с другими функциональными подразделениями компании. Закупочная деятельность не может быть эффективной без сотрудничества с другими отделами и сотрудниками компании: отделом технического контроля (ОТК), производственным отделом, бухгалтерией, отделами маркетинга, дизайна, инженерной разработки и т. д.

9.Снижение административных  расходов. Если деятельность по  закупкам нерациональна, административные  расходы отдела закупок будут  слишком высокими. Состав целей  закупочной логистики зависит  от специализации компании (промышленная, торговая, сервисная), степени развития и/или сложности производства, отрасли экономики, в которой функционирует компания, конкурентоспособности.

Достижение этих целей  в области управления закупками (закупочной логистики) требует выполнения различных стандартных операций, для чего следует рассмотреть наиболее характерные задачи, способствующие рационализации системы закупок.

 

1.2. Этапы процесса закупки и выбор поставщика

Организация процесса закупок имеет свои этапы:

1.Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.

2.Выбор формы и источников материально-технического снабжения.

3.Размещение заказов и их реализация.

4. Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности.

5. Поддержание отношений с поставщиками.

В организационном отношении исследование рынка, как с целью реализации готовой продукции, так и с целью осуществления закупок на предприятии, часто осуществляется одним подразделением. Для производителей при изучении товарного рынка используют два основных подхода, определяемый стратегией и тактикой предприятия:

– как поставщика готовой продукции;

– как потребителя материальных ресурсов.

Статус поставщика обязывает предприятие в первую очередь учитывать интересы покупателей. Статус же потребителей дает возможность предприятию учитывать собственные интересы и строить свои взаимоотношения с поставщиками на основе моделирования условий материально-технического обеспечения. С этих позиций предприятие выступает конечным звеном логистической цепи, в которой действуют поставщики, посредники, перевозчики.

Выбор поставщика составляет важную часть функции закупок и включает поиск источников снабжения и  оценку возможности своевременной  поставки и предоставления необходимых  услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые могут храниться как в электронном виде, так и в книгах учета, в отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков. Анализ и выбор поставщика, являющиеся вопросами субъективной оценки, ведут к размещению заказа. Большинство компаний применяют простую форму оценки предложений при их анализе, но универсальной практики в этом не существует. Многие заказы размещаются в результате тендера, например, после ознакомления с прайс-листом или в ходе переговоров.

Размещение заказа на закупку включает заполнение формы заказа, если в  качестве альтернативы не используется соглашение поставщиком на продажу товара или поставка товара на оснований общего заказа. Важным требованием любой формы заказа на закупку должно быть наличие серийного номера, даты заполнения, названия и адреса поставщиков, количества и описания заказанный товаров, требуемой даты доставки, указаний по отгрузке, условий; оплаты и условий [ 5, c 30-40].

Информация о работе Закупочная логистика