Задачи государственного регулирования транспортной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Формирование органов РТИ и их функционирование дали свой по-ложительный эффект, который заключался, в частности, в снижении коли-чества дорожно-транспортных происшествий.
Регулирование рынка транспортных услуг предполагает сочетание экономических и административных методов воздействия на работу тран-спорта, осуществления регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных воздействий.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Государственное регулирование транспортной деятельности в Российской Федерации……………………………………………...….4
Список литературы……………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Пермский национальный исследовательский

политехнический университет

Кафедра «Автомобили  и технологические машины»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Лицензирование и

сертификация на АТ»

на тему:

«Задачи государственного регулирования

транспортной деятельности»

 

 

 

 

                                                     Выполнил: студент гр. А-08 Логинов  А.В.

                                   Проверил: доцент Вальнев А.Д.

 

 

 

 

 

Пермь 2012

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Государственное регулирование транспортной деятельности в Российской Федерации……………………………………………...….4

Список литературы……………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Транспорт является одной  из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики.

Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов.

В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный  транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров.

Развитие рыночных отношений  в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т.д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.

В процессе приватизации и демонополизации транспортного  производства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых АТП, которые возглавили не подготовленные для этих целей руководители.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ). На органы РТИ были возложены обязанности проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг, контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.

Формирование органов  РТИ и их функционирование дали свой положительный эффект, который заключался, в частности, в снижении количества дорожно-транспортных происшествий.

Регулирование рынка  транспортных услуг предполагает сочетание  экономических и административных методов воздействия на работу транспорта, осуществления регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных воздействий.

 

2. Государственное регулирование транспортной

деятельности в Российской Федерации

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности на территории республик в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ) - органа, призванного осуществлять лицензирование транспортных и сервисных предприятий, входящих в транспортно-дорожный комплекс республики, контролировать выполнение транспортного законодательства и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять ряд других функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.

Задачи регулирования  транспортного процесса можно разделить  на:


 

Рис. 1. Задачи регулирования транспортного  процесса

Первоначальной задачей подразделений РТИ было лицензирование транспортной деятельности. При этом за процессом лицензирования не просматривались, да и не могли просматриваться основные функции органов РТИ:

    • ограничение либо стимулирование притока транспорта в те или иные сектора регионального рынка транспортных услуг;
    • определение дополнительных льгот и формирование особых условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих социально значимые перевозки;
    • применение к транспортным предприятиям санкций при нарушении требования лицензирования и др.

Важнейшие функции и задачи РТИ следующие:

1. Разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка. В мировой практике подобные правила сводятся иногда лишь к простой регистрации. Однако чаще всего при подаче заявки на лицензии существует принципиальная возможность отказа, связанная с двумя основными причинами.

Первой причиной является существование  таких секторов транспортного рынка, где предложение и так уже превышает спрос. Поэтому появление там таких новых конкурирующих предприятий является нецелесообразным, и органы государственного регулирования должны ограничивать появление новых предприятий в данном секторе рынка.

Другим возможным мотивом отказа предприятию или предпринимателю в выдаче лицензии может быть его несоответствие определенным требованиям (платежеспособность, репутация предпринимателя, его профессиональная пригодность, наличие необходимой технической базы и т.д.). Эти требования направлены, в конечном счете, на достижение главной цели регулирования транспортной деятельности: клиентура должна получать достаточное и квалифицированное транспортное обслуживание.

2. Непосредственное осуществление деятельности по допуску новых предприятий на различные сектора транспортного рынка или расширение прав действующих предприятий (лицензирование транспортной деятельности).

3. Контроль выполнения транспортными предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией, и применение предусмотренных законодательством санкций в случае нарушения этих требований. В данном случае должно проверяться, прежде всего, соответствие деятельности предприятия тем требованиям, которые определены выданной ему лицензией.

На органы РТИ также возложены  определенные контрольные функции. Как и в большинстве развитых стран, контрольная деятельность РТИ должна осуществляться по трем основным направлениям:

- контроль на линии. В основном, это проверка наличия на автомобиле лицензионной карточки и соответствия вида лицензии выполняемой в данный момент перевозке. Этот метод контроля невозможен без содействия органов ГАИ, что и предусмотрено положением о транспортной инспекции;

- контроль на предприятиях. Это могут быть как плановые, так и разовые проверки предприятий-автовладельцев, цель которых - уточнить или подтвердить соответствие предприятия требованиям, налагаемым на него выданной лицензией. Данный контроль ни в коем случае не должен дублировать контроль финансовых, санитарных и других контрольных органов, однако может осуществляться комплексно во взаимодействии с этими органами;

- проверка жалоб клиентуры или конкурирующих предприятий. Опыт показывает, что этот канал получения информации о нарушениях правил транспортного обслуживания является наиболее эффективным.

4. Контроль ценообразования и применения тарифов. Данная функция является одной из важнейших.

5. Налоговое регулирование транспортной деятельности. Налоги, в отличие от тарифов, уровень которых важен и для клиентуры, и для транспортных предприятий, являются рычагом "однонаправленного" воздействия и применяются для стимулирования выполнения определенных видов деятельности или же, напротив, для "ограждения" тех секторов рынка, где уровень конкуренции излишне высок.

6. Контроль и анализ  транспортного обслуживания в  различных секторах рынка. Эта задача является в настоящее время чрезвычайно важной для всей системы регулирования транспортной деятельности в Российской Федерации, так как для подготовки целенаправленных решений в области регулирования транспортной деятельности необходима достоверная информация о потребностях в транспортных услугах и степени их удовлетворения.

7. Финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание государственной помощи различным предприятиям в обеспечении такого финансирования.

Практика показывает, что финансовые ресурсы, необходимые для обустройства транспортных систем (дорог, терминалов, автовокзалов и т.д.) не всегда оказываются доступными даже для крупных транспортных предприятий.

Разумеется, региональные отделения РТИ не обладают ресурсами  для финансирования развития транспортных систем. Однако в тех ситуациях, когда  при обсуждении местного бюджета  решается вопрос о размерах и структуре  ассигнований  на  развитие  регионального  транспорта (строительство автовокзала, улучшение дорог и мостов и т.д.), транспортной инспекции должна быть предоставлена возможность дать свое обоснование по поводу того, какие объекты с учетом сложившейся транспортной ситуации должны финансироваться в первую очередь.

8. Покрытие текущих убытков транспортных предприятий, повышение рентабельности которых за счет самоокупаемости является по тем или иным соображениям невозможным (дотации транспортным предприятиям).

Чаше всего объектами  дотации являются системы городского пассажирского транспорта, рентабельность которого не может быть обеспечена при разумном уровне цен. Соответствующая дотация предусматривается как на уровне государственного бюджета, так и на уровне местных бюджетов. Величина соответствующих ассигнований согласовывается центральными и региональными властями.

Роль отделения транспортной инспекции в данном случае та же, что и в решении вопросов о  финансировании развития транспорта.

9. Разработка и контроль выполнения экологических стандартов. Данная функция государственного регулирования приобрела особую актуальность в последние годы, когда общепризнанной стала значительная роль транспорта в загрязнении окружающей среды (считается, что на его долю приходится более трети всех загрязнений).

Задача региональных отделений РТИ при осуществлении данной функции заключается в контроле за экологическим состоянием транспортных предприятий.

10. Разработка и контроль выполнения норм безопасности труда на транспорте и технических стандартов безопасности.

Участие региональных отделений  РТИ при реализации данной функции заключается в организации совместно с органами ГАИ системы контроля за соблюдением установленных норм и стандартов.

11. Разработка и применение административно-экономических мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях. Государство должно иметь "механизмы" для оперативного привлечения провозных возможностей различных видов транспорта для ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, обеспечения уборки урожая, завоза грузов на Север, а также для проведения подготовительных мероприятий в "особом периоде".

Для реализации возложенных  на РТИ функций предполагается, что  отделения транспортной инспекции  предоставляют:

Автотранспортным предприятиям:

    • защиту от появления конкурентов, не имеющих лицензий;
    • защиту от недобросовестной конкуренции, т.е. пресечение попыток конкурентов получить преимущество на рынке за счет нарушения установленных правил обслуживания;
    • рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях между транспортниками и клиентурой, а также между различными транспортными предприятиями;
    • информацию транспортным предприятиям о наличии групп клиентуры или секторов рынка, где могли бы быть реализованы избыточные провозные возможности данного предприятия;
    • возможность получения официального разрешения на применение повышенных тарифов в тех случаях, когда это объективно соответствует условиям выполнения перевозок и предусмотрено действующими правилами;
    • обоснование, подготовку и проведение (совместно с органами власти и вышестоящими органами управления транспортом) мер по экономической, материально-технической и социальной поддержке транспортных предприятий, выполняющих важные социально-экономические функции в данном регионе.

Информация о работе Задачи государственного регулирования транспортной деятельности