Теоретические основы построения и функционирования логистических информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 06:06, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: сформировать эффективную информационно-логистическую систему на объекте исследования.
Задачи, поставленные в ходе написания контрольной работы:
Описать понятия, методы и принципы построения логистико-информационных систем.
Проанализировать состояние логистической системы на ОАО «Челябгидромаш».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
1.1 Понятие логистической информационной системы
1.2 Виды и методы создания информационных систем в логистике
1.3 Принципы построения и функционирования логистических информационных систем
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОАО «ЧЕЛЯБГИДРОМАШ»
2.1 Характеристика информационной логистической системы ОАО «Челябгидромаш»
2.2 Организация службы логистики на ОАО «Челябгидромаш»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Логистика.docx

— 58.89 Кб (Скачать)

Основными функциями первого уровня — общего управления являются:

- проверка  всей организации логистики на  предприятии; 

- разработка  стратегии организации - долгосрочного  плана развития службы логистики  в соответствии с возможной  диверсификацией; 

- оценка  деятельности отдельных подсистем  логистики и системы в целом;

- координация  тактической деятельности отделов  (групп) службы логистики в  отношении стратегических целей  предприятия; 

- осуществление  при необходимости определенных  изменений в процедурах и операциях,  выполняемых службой логистики.

Функции второго уровня — программного управления (управления по программе) включают: получение  и обработка заказов; организация  закупок материально-технических  ресурсов; организация транспортного  хозяйства, организация складской  и сбытовой деятельности.

Кроме того, в функции данного уровня управления входит: реализация политики и стратегии  ведения производственно-хозяйственной  деятельности предприятия па уровне подсистем логистики имеющимися средствами; координация всех подсистем  логистики для достижения поставленных целей на предприятии; устранение возможных  несоответствий между различными компонентами как внутри подсистем, так и между  ними; регулярное подведение итогов производственно-хозяйственной  деятельности и отчет перед руководством о деятельности отделов (групп) службы логистики. [4]

Данный  уровень управления состоит из руководителей-менеджеров по направлениям логистической деятельности (материально-техническое снабжение, складское и транспортное хозяйство, распределение материальных ресурсов по производственным подразделениям предприятия, сбытовая деятельность).

В функции  третьего уровня — оперативное управление (оперативные компоненты), представляющее собой простые составляющие деятельности отдельных подсистем.

В оперативное  управление входит:

- управление  операциями и процедурами движения  МТР;

- работа  с поставками продукции, по  которым нарушается график ее  движения;

- подготовка  и предоставление на уровень  программного управления информации  о зафиксированных нарушениях  деятельности в подсистемах; 

- оперативное  управление подсистемами в режиме  времени и затрат,

Управление  на данном уровне является «рутинным» процессом и включает в себя функциональные обязанности сотрудников отделов (групп) службы логистики, а также  специальные функциональные контрольные  операции и административную деятельность, что не требует особой ответственности, так как практически каждая возникающая  в подсистемах проблема имеет  определенный, регламентируемый и утвержденный метод решения.

Особое  место в трехуровневой структуре  организации службы логистики на предприятии, так же как и в  любой другой структуре, организационно построенной на отличающихся от трехуровневой  структуры принципах, занимают информационные потоки. При этом иерархия движения и использования информационных потоков в логистической деятельности имеет, как правило, также три  самостоятельных уровня, представленных на рисунке 4.

 






 

Рисунок 4 –  Иерархия движения информационного  потока в службе логистики

 

На каждом уровне управления информационный поток  выполняет свои строго определенные функции.[4]

Оперативный уровень контроля. Информационный поток  на этом уровне имеет довольно широкий  диапазон данных. Здесь осуществляется реализация решений, носящих оперативный  характер, — реакция на любое  содержание получаемой нормативной, справочной, оперативной, аналитической или другой информации. Информация этого уровня, как правило, используется для осуществления оперативного планирования по различным направлениям деятельности службы логистики, а также для проведения контроля за решениями, принятыми на оперативном уровне управления. [2]

Уровень тактического принятия решений. Диапазон информационного потока этого уровня несколько уже, чем на оперативном  уровне контроля, но информация здесь  более концентрирована, максимально  обработана и сгруппирована. На этом уровне управления используется часто  управленческая информация, необходимая  для осуществления тактического планирования и принятия управленческих решений по различным процессам  производственно-хозяйственной деятельности службы логистики предприятия.

Уровень стратегического принятия решений. Весь информационный поток на этом уровне управления максимально сконцентрирован. Справочная, нормативная, оперативная  и аналитическая информация в  данном случае предназначена для  осуществления стратегического  планирования производственно-хозяйственной  деятельности службы логистики.[7]

На ОАО  «Челябгидромаш», имеется полная производственная многоитерационная микрологистическая цепь, в трехуровневой организационной структуре службы логистики, сформированы или должны быть созданы следующие отделы и группы (с фрагментами выполняемых функций):

- отдел  материально-технического снабжения  или закупок (расчет потребности  в материальных ресурсах, выбор  поставщика, организация процесса  закупок) - на ОАО «Челябгидромаш» имеется;

- отдел  транспортного хозяйства (доставка  материальных ресурсов до предприятия  и производственных подразделений,  транспортировка готовой продукции  потребителям) – на ОАО «Челябгидромаш» имеется;

- отдел  складского хозяйства (приемка  материальных ресурсов, их складирование,  хранение и отпуск в производство). Склады в отдельную структурную  единицу не выделены – функции  распределены по другим отделам; 

- отдел  запасов (расчет оптимальных объемов  запасов материальных ресурсов  и готовой продукции) – не  выделен, функции выполняет ОМТС;

- отдел  распределения (лимитирование потребности  в материальных ресурсах, контроль  за нормами расхода материалов  и их потреблением в производственных  подразделениях предприятия) –  не выделен, функции выполняет  ОМТС, ОВК, Отдел закупки комплектующих  и инструмента; 

- отдел  сбыта или продаж;

- отдел  информационного обеспечения (управление  коммуникациями внутри службы  логистики, связь с подразделениями  предприятия, поставщиками и потребителями)  – на ОАО «Челябгидромаш» данный отдел не существует;

-производственный  отдел. Его функции выполняются  рядом других отделов.

В микрологистических цепях, функционирующих в различных  условиях производственно-хозяйственной  деятельности предприятий или организаций, может быть использовано модульное  построение отделов и групп службы логистики. Существует несколько вариантов  модульного построения структуры службы логистики на предприятии:

В ОАО  «Челябгидромаш» целесообразно воспользоваться вариантом для промышленных предприятий с полным производственным циклом, значительной номенклатурой потребляемых материальных ресурсов и широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

Этот  вариант предполагает использование  пространственной структуры ее формирования и представляет собой многоитерационный  процесс, осуществляемый в следующей  последовательности (по итерациям): [5]

- производится  набор функциональных блоков  логистики, количество которых  зависит от направлений деятельности  субъектов хозяйствования;

- компонуются  отделы или группы службы логистики  в зависимости от количества  работающих на предприятии и  номенклатуры используемых материально-технических  ресурсов;

- устанавливаются  принципы формирования организационной  структуры по каждому отделу  или группе службы логистики; 

- определяются  функции отделов и групп службы  логистики на основе полного  комплекса логистических операций, выполняемых на предприятии в  зависимости от направления ее  производственно-хозяйственной деятельности;

- рассчитывается  необходимое количество сотрудников  по каждому отделу или группе  службы логистики на основе  объемов выполняемых логистических  операций;

- формируются  материальные и информационные  потоки при взаимодействии службы  логистики с другими организационными  структурами предприятия.

Предлагаемая  структура позволяет параллельно  выделить на предприятии единую функцию  управления сквозным материальным потоком.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Информационные  системы обеспечивают подготовку, ввод, хранение, обработку, контроль и передачу данных. Они представляют собой соответствующие  информационные сети, начинающиеся с  требований заказчиков. Логистические  информационные системы подразделяются на три группы: плановые, диспозитивные, исполнительные. Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического  характера. Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Исполнительные информационные системы создаются  на уровне административного или  оперативного управления.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать  определенные принципы: принцип использования  аппаратных и программных модулей, принцип возможностей поэтапного создания системы, принципы четкого установления мест стыка, принцип гибкости системы  с точки зрения специфических  требований конкретного применения, принцип приемлемости системы для  пользователя диалога «человек-машина».

Широкое проникновение логистики в сферу  экономики в существенной степени  обязано компьютеризации управления материальными потоками. Способность  микропроцессорной техники решать сложные вопросы по обработке  информации, позволяет обеспечивать обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса.

Электронная передача данных представляет собой  автоматизированное соединение информационных систем или разных организаций, или  территориально удаленных друг от друга  подразделений одного предприятия. Связь между ними обеспечивают коммуникационные системы при помощи средств техники связи. Эта деятельность – дистанционная передача данных.

Информационная  инфраструктура, создаваемая как  в рамках отдельных производственных единиц, так и во всей фирме в  целом на базе современных, быстро действующих  ЭВМ, соответствующего программного обеспечения, превращает информацию из вспомогательного фактора в самостоятельную производительную силу, способную заметно и в  короткие сроки повысить производительность труда и минимизировать издержки производства.

Таким образом, в результате исследования можно  сделать следующие выводы: использование  информационных логистических систем позволило наладить эффективную  связь между участниками процесса управления, хотя это повлекло за собой  некоторые проблемы, например, отсутствие сбора информации на предприятии, технического обеспечения на предприятиях и др.

В настоящее  время эти проблемы находятся  на стадии решения, т.к. роль информационного  обеспечения логистического управления возрастает с каждым днем, приобретая массовые масштабы, тем самым ускоряет процесс формирования информационных систем в логистике.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. 2-изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. – 228 с.
  2. Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мерфи-мл. Современная логистика, 7-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
  3. Логистика: Учебное пособие./Под редакцией Б.А. Аникина: 2-е-изд. – М: ИНФРА-М, 2006. – 352 с.
  4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 2-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-389 с.
  5. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 200 с.
  6. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. – СПб.: «Политехника», 1997.- 349 с.
  7. Смехов А.А. Введение в логистику. – М: «Транспорт», 2003.-112 с.
  8. Практикум по логистике: Учебное пособие/Под ред. Б.А.Аникина.– М: ИНФРА-М, 2010.-270 с.
  9. www. logistics.ru
  10. www. logist. ru
  11. www. logistika.spb.ru

 

 


Информация о работе Теоретические основы построения и функционирования логистических информационных систем