Тенденции и проблемы развития логистики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Остановимся кратко на проблеме развития логистики в нашей стране. Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от ряда условий, сложившихся на определенном историческом отрезке времени. К таким условиям относятся следующие: уровень развития производственных сил, уровень технологического развития, политическая обстановка, зрелость рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

02.05.12.20.34.01_Minahmetov_Pavel_Vladimirovich.docx

— 25.67 Кб (Скачать)

              


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                                                       

 

ГОУ ВПО Уральский государственный  экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  Логистике        на тему:

Тенденции и проблемы развития логистики в  России

(название  темы)

 

 

Преподаватель ___________________

           Студент_Минахметов Павел Владимирович  Управление качеством       Гр.УК-10КЧ_______________________

(Ф.И.О., специальность,  № группы)

 

 

 

 

 

 

 

Качканар 2012


                             1.Проблемы развития логистики

Остановимся кратко на проблеме развития логистики в нашей стране. Востребование научных подходов и практических методов логистики  совпало с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от ряда условий, сложившихся на определенном историческом отрезке времени. К таким условиям относятся следующие: уровень развития производственных сил, уровень технологического развития, политическая обстановка, зрелость рыночных отношений.

Возможность и темпы развития логистических подходов в отечественном бизнесе также нельзя рассматривать в контексте сегодняшней обстановки в России и прогноза хода реформ, особенно экономической.

Не вдаваясь в детальный  экономический анализ, сформулируем в общих чертах принципиальные трудности, которые имеются на пути развития логистической концепции в России:

  • тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность во всех слоях общества;
  • недооценка в течение длительного времени значимости сферы обращения (снабжения и сбыта), которая на Западе занимает ключевую позицию в логистике (исторически сфера обращения в нашей стране отставала от сферы производства, следствием чего являлось замедленное продвижение товаров к конечному потребителю, неудовлетворительное качество обслуживания потребителя и т. п.);
  • отставание инфраструктуры экономики даже от среднемирового уровня: нерациональное развитие товаропроводящих структур, слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, отсталые транспортная инфраструктура (прежде всего в области автомобильных дорог) и технико-технологический уровень развития транспортных средств;
  • низкий уровень развития производственно-технической и технологической базы складского хозяйства;
  • слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.

Это в общем случае, а  в частности самое важное, по мнению консалтинговых организаций, занимающихся постановкой логистики в российских компаниях, - отсутствие описаний функций, бизнес-процессов организации. что, как правило, вызвано отсутствием организационной структуры.

Отсутствие единого описания бизнес-процесса влечет несогласовабывших советских предприятий характерны ситуации, когда функции не двух, а целых четырех подразделений, насчитывающих десятки человек, на 90% перекрывают друг друга. В результате возникает не только информационная неразбериха, но и информационная закрытость и враждебность внутри организации. При этом зачастую организация не понимает, то ли она консалтинговая фирма, то ли сервисное предприятие, то ли дистрибьютор; каждое подразделение преследует свои собственные цели, или некие <общие> цели, как оно их понимает.

Следствием этого может  стать примитивный сговор снабженцев и сбытовиков с поставщиками и  заказчиками (сегодня это явление  повсеместное). Другой вариант - то, что  специалисты называют субоптимизацией деятельности подразделений. Например, в отделе закупок стремятся купить как можно больше и дешевле, не заботясь о качестве и цене с точки зрения всего технологического процесса. Или стиль работы служб сбыта: лишь бы сдать, избавиться и получить какие-то деньги, а самой концепции сбыта, ориентированного на клиента, чтобы он потом вернулся, нет.  

                               2.Тенденции развития логистики

Относительный консенсус при определении предмета научной дисциплины «логистика»  создал основу для того, чтобы активизировать усилия по разработке логистической теории. От логистической теории практика ожидает, что она разъяснит взаимосвязи между рамочными условиями работы предприятий и логистическими структурами и процессами в системе создания стоимости, что позволит сделать прогноз дальнейшего развития логистики.

Часто можно услышать, что наука отстает  от практики. В этом есть доля правды, так как многочисленные научные  исследования пытаются объяснить то, что уже стало практикой, и  почему на практике развитие происходит так, а не иначе. Так, например, при  образовании сетей создания стоимости  в предпринимательской практике наука начала задним числом обосновывать это развитие с привлечением сложившихся  теорий, таких как теория образования  затрат при сделках. Подобные научные  работы ориентированы на прошлое. Они  дают ценные знания, но этого совсем недостаточно.

Необходима  смена векторов. Надо переходить от исследования логистики, ориентированной  на прошлое, к исследованиям, ориентированным  на будущее. Активная работа по созданию будущей структуры обеспечит  предприятиям временную фору в конкуренции, так как они своевременно могут  начать развивать свои структуры  и совершенствовать процессы по созданию стоимости. К тому же они могут  определить свой потенциал влияния  на логистические рамочные условия (например, на транспортную инфраструктуру).

Рассмотрение  будущих логистических проблем базируются на модели описания и разъяснения логистических систем и систем потоков. Такая модель отражает взаимосвязи между рамочными условиями, логистическими структурами и процессами, эффективностью и экономической целесообразностью движения грузовых и информационных потоков. Модель описания и разъяснения системы потоков служит для образования логистической теории и целям создания будущих структур на практике. Используя методы исследования будущего, такие как технология создания сценариев, можно на альтернативной основе отразить будущее направление развития рамочных условий и развитие логистических структур и процессов. На этой же основе разрабатываются реалистичный и желаемый виды будущего – логистические перспективы.

Реализация  логистических перспектив происходит через логистические стратегии, причем логистические стратегии непосредственно используются как сила регулирующего воздействия для изменения систем по созданию стоимости в будущем. Перепроверка эмпирической значимости приведена в «Логистическом ежегоднике 2000». Концепции логистических стратегий позволяют определить тенденции дальнейшего развития систем создания стоимости. Некоторые результаты будут приведены ниже (ср. «Логистический ежегодник 2000»).

Как будут развиваться дальше логистические структуры и процессы в системе создания стоимости? Какое влияние оказывают эти тенденции на развитие спроса на логистические услуги?

Всемирная конкуренция ведет к чрезвычайно  высокому росту интенсивности конкурентной борьбы. Предприятия реагируют на это процессом концентрации на основном виде деятельности и аутсорсингом услуг по созданию стоимости. Это ведет к снижению своей доли участия в создании стоимости. Этот термин отражает, насколько велика доля произведенных собственными силами работ по отношению к общим производимым работам по созданию стоимости. Формами участия в создании стоимости являются участие в производстве конечного продукта и участие в логистических процессах. На сегодняшний день средний показатель доли участия в производстве конечного продукта в промышленности ФРГ составляет 57%. До 2005 года этот средний показатель снизится примерно до 47%. Самый низкий показатель доли участия в производстве конечного продукта в автомобильной промышленности – около 30%.

Снижение  доли участия в производстве конечного  продукта оказывает существенное влияние  на перевозку грузов. Грузовые потоки между предприятиями увеличиваются  с увеличением числа предприятий, включенных в цепочку создания стоимости. Таким образом, непропорционально  растет объем грузоперевозок (в тоннах) и производительность при грузоперевозках (тонно-километр) по сравнению с ростом производства товаров или с ростом оборота.

На  промышленных предприятиях снижение доли участия в логистических операциях еще более ярко выражено, чем снижение доли участия в производстве конечного продукта. Отражением доли участия в логистических операциях является передача этих операций внешним агентам, т.е. уровень аутсорсинга. Самый высокий показатель аутсорсинга – при грузоперевозках между предприятиями промышленности и торговли (до 100%). Примерно 48% предприятий передали управление своими складами специализированным логистическим предприятиям. К 2005 году можно рассчитывать на повышение этого показателя до 64%. В области услуг по логистическому менеджменту наиболее высокий рост к 2005 году ожидается в области частичного менеджмента цепочек поставок (свыше 30% аутсорсинга).

Даже  эти немногочисленные примеры показывают, что спрос на логистические услуги будет расти. При этом одновременно с ростом количества предлагаемых услуг будут происходить и их качественные изменения. Наряду с классическими видами логистических услуг появятся и новые взаимодополняющие услуги. В целом это найдет свое отражение в привлекательности всего рынка логистических услуг.

Снижение  доли участия в создании стоимости  и аутсорсинг изменяют стратегии снабжения и стратегии поиска источников снабжения для предприятий. Так, производители работают только с несколькими избранными, но превосходно выполняющими свою работу поставщиками и логистическими предприятиями, которым они передают на исполнение полный пакет определенных видов деятельности (комбинация простого и системного источника) (рис. 2). Например, промышленное предприятие передает комплексную логистику сбыта поставщику логистических систем, который выполняет эту работу в рамках так называемой контрактной логистики.

В первую очередь востребованы поставщики логистических систем. Однако, это не означает, что поставщики отдельных частей логистических систем потеряли свое значение. Нишу такой поставщик находит в совместной работе с поставщиком логистической системы. Поставщик отдельных частей логистической системы не только может работать в сети логистической системы, но и является специалистом в сфере прямых отношений между промышленностью и торговлей.

Мы  сегодня уже наблюдаем некоторые  сдвиги в сфере конкурентной борьбы. Конкуренция все меньше проявляется  на уровне отдельных предприятий  и все больше на уровне сетей создания стоимости. От конкурентной борьбы выигрывают в целом все виды сетей. Однако, по сравнению с оперативными и  краткосрочными объединениями в  сети (например, виртуальная сеть создания стоимости), на первом месте стоят  кооперативные стратегические сети, предназначенные для совместной работы на долгосрочный период. В долгосрочное сотрудничество включены и логистические предприятия.

Локальная, разработанная специально для условий  отдельной страны стратегия предусматривает  деятельность в пределах одной страны. Деятельность по созданию стоимости  координируется в рамках одной страны. Не происходит согласования деятельности между странами (децентрализованная организационная модель предприятия  на мировом рынке). Самая простая  стратегия глобализации содержит концентрацию деятельности по созданию стоимости  в рамках всемирной системы создания стоимости в одном или нескольких местах производства, деятельность которых  в высшей степени координирована (централизованная модель предприятия  на мировом рынке).

Промышленные  предприятия отдадут в будущем  предпочтение простой стратегии  глобализации, однако с ориентацией маркетинговой деятельности на некоторую децентрализацию и отдельные страны.

Одновременно  большое значение будут иметь  и стратегии глобальной координации. Эти стратегии распределяют деятельность по созданию стоимости между наиболее предпочтительными местами производства по всему миру. Эти места координируются как всемирное объединение. Компания Volkswagen AG и ее присутствие в Южной Америке, а теперь и в России дают пример перехода от локальной стратегии ориентации на отдельную страну к стратегии координации.

Предприятие, следующее стратегии глобальной координации, характеризуется наличием мировой интегрированной сети и  постоянным скоординированным обменом  информацией, компонентами, продуктами, персоналом и ноу-хау. Перевозки  грузов приобретают ярко выраженный межгосударственный и всемирный  характер (рис. 3).

Межнациональное глобальное направление системы  создания стоимости отражается в  глобализации спроса на транспортные и другие логистические услуги. Отсюда для логистических предприятий возникает потребность в глобализации.

Не  в последнюю очередь мы видим  это на примере создания все новых  логистических предприятий. Новые виды логистических услуг вырастают из тех требований, которые ставят перед логистикой электронный бизнес (электронная реализация договоров с деловыми клиентами Business to Business: B2B) и электронная торговля с конечным клиентом (Business to Consumer: B2C). Эти инновационные деловые отношения требуют от логистики не только управления информационными потоками, но и оперативного выполнения задач по физическому движению грузовых потоков. В2В и В2С могут быть успешными только в том случае, если удается справиться с физическим движением грузопотоков. Модель предпринимательской деятельности В2С вызывает новую волну более высокого уровня сервиса и более индивидуального подхода к клиенту. При переходе от обычной модели предпринимательской деятельности к модели В2С изменяется и целевая группа. Если раньше надо было отвечать логистическим потребностям торговли, то теперь потребности конечного клиента ставят перед логистикой новые задачи.

Информация о работе Тенденции и проблемы развития логистики в России